ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Вербальное поведение" (1957);
"Режимы подкрепления" (1957, в соавторстве с С. В. Ferster);
"Суммирование наблюдений" (1961);
"Технология обучения" (1968);
"Случайное подкрепление" (1969);
"За пределами свободы и достоинства" (1971);
"О бихевиоризме" (1974);
"Подробности моей жизни" (1976);
"Размышления: бихевиоризм и общество" (1978);
"Портрет бихевиориста" (1979);
"Значение последствий" (1983);
"Радости зрелого возраста" (1983, в соавторстве с М. Е. Vaughan);
"К дальнейшим размышлениям" (1987).
«Теория человеческой мотивации», 1999 | | Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом: · физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.; · потребность в безопасности - стабильность, порядок; · потребность в любви и принадлежности - семья, дружба; · потребность в уважении - самоуважение, признание; · потребность в самоактуализации - развитие способностей. Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры. Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Невротики - это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной. | ||
Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl; 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) | В логотерапии основной мотивационной силой человека считается стремление к смыслу. Согласно антропологии Виктора Франкла, человек в любом состоянии и любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесённости с другими людьми и миром. Согласно Виктору Франклу, человек – существо свободное, ответственное и духовное. К сфере духовного можно отнести стремление к смыслу, свободу выбора, интенциональность, креативность, способность любить, интуицию и вдохновение, идеи и идеалы, ответственность, совесть, юмор. Логотерапевт всегда видит в человеке «нечто большее», стремится установить контакт с тем ядром, «которое не болеет», и помочь клиенту осознать свои возможности и ресурсы. | Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. — ISBN 5-01-001606-0. Франкл В. Доктор и душа. Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1997. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2000. Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с англ. М.: Апрель-пресс-Эксмо-пресс, 2000. Франкл В. Психотерапия на практике. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001. Франкл В. Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001 Франкл В. Сказать жизни "Да":психолог в концлагере. Пер. с нем.- М.: Смысл, 2004 Франкл В. Воспоминания = Was nicht in meinen Buchern steht Lebenserinnerungen. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 196 с. | | Подход Франкла основывается на трёх философско-психологических концептах, а именно: - свобода воли - воля к смыслу смысл жизни Логотерапия успешно применяется как в качестве отдельного независимого подхода, так и в сочетании с другими направлениями, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапевтической работе, а также в педагогике. |
Джеймс Бьюдженталь (англ. James F.T. Bugental), род. 25 декабря 1915, ум. 17 сентября 2008 | В 1963 г., находясь на посту президента Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[3]: Человек как целостное существо больше, чем сумма его составляющих. Человек существует в уникальном человеческом контексте. Человеческое сознание включает в себя осознание себя в контексте других людей. Человек имеет выбор и несет ответственность. Человек интенционален — он ищет значения, ценности и возможность для творчества. | Psychotherapy Isn’t What You Think (1999), The Art of the Psychotherapist (1987), Intimate Journeys (1990), Psychotherapy and Process (1978), The Search for Authenticity (1995), из них на русском языке изданы только две — «Искусство психотерапевта» (The Art of the Psychotherapist) и «Наука быть живым» (The search for existential identity). | | |
Ирвин Дэвид Ялом (англ. Irvin David Yalom; 13 июня 1931, Вашингтон, США) | Ирвин Ялом является последовательным противником деиндивидуализирующего, бюрократического, формального подхода в психотерапии. Особенно резко выступал против (как он сам называл) «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». «Краткосрочная диагноз-ориентированная терапия», по Ялому, функционирует на коммерческой основе и базируется на узких, формальных диагнозах. Это односторонняя, управляемая протоколом «терапия для всех», без учета индивидуальности. Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой» терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на их взаимных откровениях. | И. Ялом написал 1970 The Theory and Practice of Group Psychotherapy ISBN 0-465-09284-5 (5th edition 2005) Групповая психотерапия. Теория и практика. — 2007. 1980 Existential Psychotherapy ISBN 0-465-02147-6 Экзистенциальная психотерапия. — 2000. 1983 Inpatient Group Psychotherapy ISBN 0-465-03298-2 2001 The Gift of Therapy: An Open Letter to a New Generation of Therapists and Their Patients ISBN 0-066-21440-8 Дар психотерапии. — 2005. 2008 Staring at the Sun: Overcoming the Terror of Death ISBN 978-0-7879-9668-0 Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. — 2008. | | Не последнюю роль на формирование его взглядов оказал и психоанализ. В своих работах Ялом прошел путь от психоаналитика до экзистенциально-гуманистического психотерапевта [5]. Большое место в его трудах («Мамочка и смысл жизни», «Лжец на кушетке», «Дар психотерапии») отводится преодолению экзистенциального страха смерти. В книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» (2008) он подводит итог изучению этой проблемы: «Как только мы оказываемся способными противостоять факту своей собственной смертности, мы готовы перестроить свои приоритеты, мы начинаем более глубоко общаться с любимыми людьми, более остро ценить красоту жизни и с готовностью берём на себя риски личностного выбора». |
Ульрик Густав На́йссер (англ. Ulric Gustav Neisser; 8 декабря 1928, Киль, Германия — 17 февраля 2012) | Восприятие, действительно, — конструктивный процесс, однако конструируется отнюдь не умственный образ, возникающий в сознании, где им восхищается некий внутренний человек. В каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, ему часто приходится активно исследовать оптический поток, двигая глазами, головой или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода планы для перцептивных действий, так же как и готовность к выделению оптических структур некоторых видов. Результат обследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схему. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации. Однако оптическая информация может специфицировать объекты и события на различных уровнях абстракции и значения, причем схема, функционирующая на одном уровне, не обязательно должна быть чувствительной к другим уровням. Если мы видим, например, что кто-то улыбается, в наличии может быть информация, позволяющая определить (а) форму его зубов; (б) изменение положения его губ; (в) тот факт, что он выполняет некий культурно-значимый акт, например улыбается; (г) нечто касающееся его настроения: улыбка может быть либо веселой, либо сардонической, либо просто вежливой — в зависимости от контекста, в котором она имеет место. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем когда мы воспринимаем движение губ. | Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981. Neisser, U. (1967) Cognitive Psychology. Appleton-Century-Crofts New York Neisser, U. (1976) Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. WH Freeman Neisser, U. (1998) The Rising Curve: Long-Term Gains in IQ and Related Measures. American Psychological Association | | Функции схем: 1)Формат – определяет, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было ей дать адекватную интерпретацию. 2)План сбора информации об объектах и событиях.()наиболее важно при восприятии движений головы и глаз. 3)Схема как исполнитель плана – это структура действия. Активность схемы не зависит от внешнего источника энергии. 4) Мотивы – это более широкие схемы, работающие в более крупном масштабе. 5)Схема как генотип – она делает возможным развитие по некоторым определенным направлениям, но конкретный характер этого развития определяется только взаимодействием со средой. Найссер - последователь Гибсона. Он принимает его теорию полностью, но он считает, что в ней недостаточно того, что определяет восприятие на внутреннем уровне (отсюда ввод понятия схема). Восприятие – это прежде всего мотивационный процесс. |
Джером Сеймур Брунер (англ. Jerome Seymour Bruner; 1 октября 1915, Нью-Йорк, США — 5 июня 2016) | Брунер выделяет четыре группы условий, облегчающих научение путем открытий: 1. Настрой – это предрасположенность к тому, чтобы прореагировать определенным образом. Брунер имеет в виду следующее. Человек, настроенный на открытие обычно сам пытается найти взаимосвязи между разрозненными единицами информации. Поэтому учащихся необходимо постоянно побуждать к этому. 2. Состояние потребности – это уровень возбуждения, взволнованности или готовности учащегося. Брунер (в соответствии с законом Йеркса-Додсона) полагает, что наиболее оптимальным является умеренный уровень возбуждения. 3. Овладение конкретикой. Это означает то, в какой степени учащийся уже овладел конкретной, относящейся к предмету информацией. Открытия – это не дело случая, они происходят, когда человек хорошо подготовлен, утверждает Брунер. Чем шире спектр информации, которой владеет учащийся, тем вероятнее, что он сможет выявить отношения, внутри этой информации. 4. Многообразие обучения. Брунер уверен, что учащийся, который получает информацию в разных условиях, скорее выстроит систему кодирования и организует эту информацию. Он рекомендует одни т те же предметы и темы преподавать учащимся более одного раза – скажем на разных ступенях обучения, но при этом – с разным количеством подробностей и с различной степенью сложности, в зависимости от меняющихся интересов, базовых знаний и способностей учащихся. | Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962 Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977 The perception of people (совм. с Tagiuri R.), in: Lindzey G. (Ed.), Handbook of Social Psychology, L., v. 2, 1959; Mandate from the People, 1944; On Knowing Essays for the Left Hand, 1962; Toward a Theory of Instruction, 1966; Processes of Cognitive Ggrowth Infancy, 1968; The Relevance of Education, 1971; Communication as Language, 1982; Child‘s Talk, 1983; Actual Minds, Posible Worlds, 1986. | Алисон Гопник | Д. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л. С. Выготского. |
Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget; 9 августа 1896, Невшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) | Пиаже рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, т.е. потребность в адаптации к среде (в равновесии со средой). Воздействия среды выводят организм из равновесия. Чтобы вновь достичь равновесия (адаптации), организм должен находиться в состоянии непрерывной активности, чтобы компенсировать разбалансированность. Например, порез пальца (т.е. повреждение извне, со стороны среды) активизирует процессы саморегуляции, которые должны в итоге восстановить стабильность, т.е. кожный покров на порезанном пальце. Тенденция к уравновешиванию признается Пиаже верховным принципом развития, в том числе и познавательного. Введение фактора равновесия позволяет понять психическое развитие (и развитие интеллекта) как саморазвитие, как процесс самодвижения. Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция и аккомодация — противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении. Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию, но это состояние всегда лишь приблизительное и временное, которое вновь сменяется нарушением равновесия. | Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133—136. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — № 5). Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. — М.: Академический проект, 2006. — 480 с. — ISBN 5-8291-0739-2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт- 2012 Пиаже Ж. Психология интеллекта. - Питер - 2004 | | |
Литература
-
Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994. -
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1999 -
Марцинковская Т.Д. М29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с -
Петрунникова Р.В., Заяц И.И., Ахременко И.И. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009 -
Шаповаленко И.В. Возрастная психология -
Аристотель // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. —С. 195—196. -
БСЭ, второе издание, т. 3. стр. 7. М., 1950 г. -
Вольский С. Ф. Об Гиппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. — СПб., 1840. — 251 стр. -
Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 457 стр. -
Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. Антисери Д., Реале Дж.. 1994. -
Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч. пособие. М.: I ММИ. 1983. — 84 стр. — 1000 экз. -
Лебедев А. В. Перипатетическая школа // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. -
Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. -
Солопова М. А. Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Философские науки. 2012. № 1 (8). С. 5—25. -
Трубецкой С.Н. История древней философии. Часть 1. – М.: Типография Т-ва И.Н. Кушкерев, 1906. – С. 208. -
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. -
Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996. -
3. Большая онлайн библиотека e-Reading [http://www.e-reading.club/]//.-Развитие психологии в эпоху Возрождения http://www.ereading.club/chapter.php/99770/20/Luchinin__Istoriya_psihologii__konspekt_lekciii.html
http://psyera.ru/