Файл: 1 Причины нарушений слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Причины нарушений слуха.

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В. П.Лебедев, О.П.Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы:

1. К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы играют существенную роль в возникновении детской глухоты и туго­ухости и составляют, по данным отечественных и зарубежных ученых, до 30-50% ее случаев; в двух третях случаев наследственно обусловленной тугоухости отмечается нали­чие синдромальной тугоухости в сочетании с заболеваниями почти всех органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной систе­мы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем). Наследственный фактор приобретает особое значение, если слух снижен у кого-то из родителей. Генетические исследования выявили более 50 генов, мутации в которых могут вызывать расстройство слуха. Наследственное нарушение слуха может быть как доминирующим, так и рецессивным призна­ком. Большая часть наследственных нарушений слуха развивается в раннем возрасте до овладения речью.

2. Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воз­действия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отя­гощенного фона), обуславливающие появление врожденной глухоты или тугоу­хости. Среди этих причин прежде всего выделяются инфекционные заболевания матери в первой по­ловине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие органа слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз. Одним из факторов, способствующих появлению врожденного снижения слуха, может быть интоксикация матери, в частности, ототоксическое воздействие некоторых антибиотиков. К другим видам интоксикаций, которые могут вызвать патологию слуха, относят алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Сре­ди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы. Причиной врожденной патологии слуха может служить вес при рождении менее 1500 г и/или роды ранее 32-й недели беременности; гипоксия (кислородная недостаточность) плода;


остановка дыхания (младенец после рождения долгое время не мог вдохнуть);

родовые травмы;несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или груп­повой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической бо­лезни новорожденных.

3. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слу­ха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Причины приобретен­ных нарушений слуха многообразны. Наиболее часто такой при­чиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острого среднего отита). Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха может быть различной: чаще встреча­ются легкая и средняя степени снижения слуха. Однако в некото­рых случаях возникают и тяжелые нарушения слуха. Обычно это происходит вследствие перехода воспалительного процесса во внут­реннее ухо.

В этиологии стойких нарушений слуха у детей велика роль инфекционных заболеваний, из которых наиболее опасны нейроинфекции (особенно менингит), корь, скарлатина, грипп, эпидемический паротит. Значительный процент стойких нарушений слуха связан с при­менением высоких доз ототоксических антибиотиков (антибиотики аминогликозидного ряда - стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др.; фуросемид, аспирин, хинин). Одной из причин возникновения нарушений слуха являются раз­личные травмы. Слуховой орган может пострадать вследствие ро­довой травмы в связи со сдавлением головки ребенка узкими родовыми путями матери, в результате наложения акушерских щипцов, а также при ушибах головы в раннем возрасте, при травмах внутреннего уха, возникающих вследствие падений ребенка с большой высоты, при дорожно-транспортных происшествиях. Среди причин нарушений слуха большое значение имеют заболе­вания полости носа и носоглотки, особенно аденоидные разращения, приводящие к нарушению звукопроведения (кондуктивной тугоухости), которое при правиль­ном лечении исчезает
2) Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.

Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.



1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Среди них выделяют:

А. Ранооглохших. Дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.

Б. Позднооглохших. Дети, сохранившее в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранению речи от распада и обучению чтению с губ.

2. Слабослышащие (тугоухие).Дети, с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две (по И.М. Соловьеву) характерные закономерности.

Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствии этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у таких детей развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь (чтение и письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной.

Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха, по сравнению с нормально слышащими детьми. И.М. Соловьев считает, что различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до того момента, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются.
3) Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха


В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха, ведущим видом внимания является внимание непроизвольное. Оно вызывается интересными, новыми и необычными для ребенка предметами и явлениями.

В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания (устойчивость, распределение, переключаемость).

У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считыванием с губ требует полно сосредоточенности на лице говорящего человека. У глухих детей отличаются трудности переключения внимания, больше времени или требуется на «вырабатывание».

Продуктивность внимания у глухих школьников зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала.

Наибольший темп развития произвольного внимания приходится у детей с нарушением слуха на подростковый возраст. Более позднее становление высшей формы внимания связанно с отставанием в развитии речи.

Большое значение для компенсации нарушение слуха имеет развитие зрительного восприятия. Исследования восприятия формы показали, что глухие дети 7-8 лет без знания какой-либо формы речи плохо различали предметы по форма, дети со знанием словесной речи не отличались по результатам от слышащих сверстников(средство восприятия - осмысленность). В этой сфере работали: А.И. Дьячков, А.А.Венгер и А.Л.Венгер, А.П.Гозова, Н.В.Яшков.

Особенности восприятия изображений: трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами, не всегда понимают изображенное движение предметов, трудность в восприятии предметов в необычном ракурсе, могут не узнать предмет, если он закрыт другими. Зрительное восприятие для ребенка с нарушениями слуха – главный источник представлений об окружающем мире.

Кинестетические ощущения и восприятие. У большинства детей с нарушениями слуха имеется отставание в развитие мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Трудности сохранения статического и динамического равновесия проявляются в школьном возрасте. Компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного контроля за качеством своих движений.(Г.Л.Выготская, Э.Н. Леонгард, В.И.Флери, Ж.И.Шиф)

Кожные ощущения. Возникают при непосредственном контакте предмета с кожей. Из всех видов кожных ощущений наибольшее значение имеют вибрационные ощущения. Маленьких детей знакомят с различными вибрирующими предметами, учат локализировать источник вибрации в пространстве. Вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением(при поднесении ладони ко рту, к шее говорящего)


Осязание: с помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором принимают участия кожные и двигательные ощущения. Недостаточное развития мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказывается на развитии осязания.

Т.о. анализ особенностей процессов ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом показывает, что у данной категории детей наблюдается такая закономерность развития этих процессов, как асинхрония, которая проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия(двигательная чувствительность, осязание )при более высоком уровне развития других(зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).

Речь : дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения.

Ж.И. Шиф выделяет 4 психологических условия, определяющих особенности формирования у глухих детей словесной речи:

1 у глухих детей первичным образованием слова, является зрительный образ, подкрепляемый двигательными ощущениями.

2 другой порядок анализа речевого материала – начинается со зрительного восприятия.

3 образ слова воспринимается зрительно и его преобразования представляются чисто «внешними»

4 своеобразие и неблагоприятные условия формирования речедвигательных навыков.

Особенность психического развития глухих детей они одновременно овладевают несколькими различными видами речи – словесной, дактильной и жестовой.

Дактильная речь - это своеобразная форма словесной речи. Движение рук обозначает буквы алфавита национального языка. Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной формы речи. Дактилирование сопровождается устной речью. Дактилирование облегчает слухозрительное восприятие речи, в частности тех звуков, которые плохо считываются с губ.

Жестовая речь глухих возникает из потребности в общении. Специалист в области исследовании жестовой речи Т.Л.Зайцева, говорит о сложной структуре, системы общения глухих, поскольку она включает 2 разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь - общение при помощи средств русского жестового языка. Устная словесная речь здесь не используется. Калькирующая жестовая речь – вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты сопровождают устную речь говорящего.