Файл: Принципы государственной политики Российской Федерации в области развития добровольчества (волонтерства).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1854

Скачиваний: 89

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующим инструментом оказания государственной поддержки в создании и развитии добровольческих организаций выступает организационно-правовая помощь. Юристы органов государственной или муниципальной власти часто привлекаются для подготовки устава организации, проработки положения о работе волонтерской организации, государственной регистрации и постановке на учет в Министерстве юстиций Российской Федерации, правового сопровождения ее работы и помощи в преодолении конфликтных ситуаций.

Организационная поддержка государства в создании и развитии волонтерских организаций заключается во включении лидеров добровольческой организации в работу общественных советов при главе региона или муниципалитета, а также иных органов государственной власти, в компетенцию которых входит взаимодействие с добровольческим сообществом. В настоящий момент в большинстве субъектов Российской Федерации созданы межведомственные советы по вопросам развития добровольчества (волонтерства). Как правило, в состав Совета входят основные организаторы добровольческой деятельности, в том числе СОНКО, волонтерские организации, лидеры добровольческих групп, общественные объединения и организации, предприятия. Данные советы создаются в качестве консультативного органа, определяющего стратегию развития добровольчества в регионе. К их функционалу также относится выявление региональных и местных барьеров, внесение предложений и рекомендации по вопросам развития добровольчества, осуществление экспертной поддержки в разрешении вопросов развития практик гражданского участия.

Методическое сопровождение как мера содействия развитию волонтерской деятельности выражается в разработке и внедрении учебно-методических материалов. В данных материалах, как правило, пошагово описывается алгоритм решения определенных задач, стоящих перед организатором добровольческой деятельности или должностным лицом, в компетенцию которого входит взаимодействие с добровольческим сообществом. Выпускаемые различными органами государственной власти и подведомственными им организациями методические материалы позволяют внедрять единые подходы в реализации государственной политики в сфере добровольчества.

Примерами данной методической поддержки со стороны государства являются:

• Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях добровольческих центров, направленные письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 38314-ОФ/Д01и, в которых подробно описан механизм оказания государственной поддержки в создании и развитии волонтерских центров на территории субъектов и муниципалитетов Российской Федерации;


• Методические рекомендации по взаимодействию с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, направленные письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 июля 2020 года № 26–6/10/В‑5204, в которых регламентируется порядок установления и реализации сотрудничества между социальными учреждениями и добровольческим сообществом;

• Методические рекомендации по осуществлению учета добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве индивидуального достижения при поступлении на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 марта 2020 года, в которых определяется порядок начисления дополнительных баллов за добровольческую активность.

Немаловажна и роль НКО-партнеров органов государственной и муниципальной власти в методическом сопровождении участников волонтерской деятельности. Так, например, Ассоциация волонтерских центров регулярно издает методические материалы, касающиеся добровольческой деятельности, и размещает их в открытом доступе на портале «Добро.Университет» (www.edu.dobro.ru). В числе таких материалов:

• «Вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья, включая российский и зарубежный опыт» (Ассоциация волонтерских центров (АВЦ), 2020);

• Методическое пособие «Обучение служением» (АВЦ, 2020);

• Методические рекомендации по организации тематической смены, тематического дня и тематического мероприятия по добровольчеству (волонтерству) в детском оздоровительном лагере при реализации программ отдыха и оздоровления детей и подростков (АВЦ, 2020);

• Методические рекомендации по формированию добровольческих (волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования (АВЦ, 2019).

Представленный перечень документов не является исчерпывающим, однако выступает наглядным примером того, как разрабатываемые государственными органами и их партнерскими организациями документы помогают регулировать участие граждан в добровольческой деятельности и открывают новые возможности для тех, кто помогает регулярно.

Информационная поддержка. Вопрос информационной поддержки государства в сфере содействия развитию добровольчества в России достаточно подробно рассмотрен нами выше. Однако в качестве дополнительных инструментов информационного продвижения волонтерских организаций со стороны государства можно отметить:



• направление информационных писем от имени органа государственной власти с просьбой поддержать деятельность добровольческого объединения или реализуемый ими проект;

• трансляция видеороликов о работе волонтеров и добровольческих организаций на телевидении и в сети Интернет;

• тиражирование успешных практик в сфере добровольчества путем издания сборников;

• создание отдельных страниц на информационных порталах правительства субъектов Российской Федерации;

• информирование граждан о результатах развития добровольчества в регионе или в муниципальном образовании в ходе публичных отчетов глав регионов и муниципалитетов;

• проведение федерального конкурса социальной рекламы участия граждан в добровольчестве, деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) и благотворительности «Реклама будущего»;

• проведение региональных конкурсов для журналистов, освещающих тему волонтерства и благотворительности, деятельности СОНКО;

• создание фильмов, способствующих популяризации добровольчества, благотворительности и деятельности СОНКО;

• создание специальных информационных площадок для обмена опытом по взаимодействию со СМИ для СОНКО и добровольческих объединений;

• вовлечение медийных лиц в популяризацию волонтерства, благотворительности и деятельности СОНКО .

Консультирование как мера государственной поддержки проявляется в виде проведения публичных совещаний представителей органов государственной и муниципальной власти с добровольческим сообществом либо в виде отдельных встреч с инициативными гражданами, желающими активно участвовать в волонтерской деятельности. В результате данных консультаций достигаются договоренности о последующем развитии добровольческой деятельности, о принимаемых совместных действиях, направленных на достижение четко поставленных целей.

Предоставление просветительских и образовательных услуг. Просветительская и образовательная деятельность в сфере добровольчества осуществляется государством в целях повышения компетентности участников волонтерского сообщества, их подготовки к оказанию добровольческой помощи. Данные услуги могут предоставляться в форме открытых семинаров-совещаний, образовательных форумов, слетов, съездов, школ, онлайн-курсов, а также организации курсов повышения квалификации для представителей добровольческого сообщества. В качестве примера поддержки в области повышения компетентности участников добровольческой деятельности можно привести флагманский проект Ассоциации волонтерских центров «Добро. Университет» по созданию образовательной среды, интегрированной в экосистему dobro.ru, предоставляющей всем участникам волонтерского сообщества доступ к обучающему контенту, образовательным мероприятиям и программам, а также возможность реализовать полученные знания на практике.


Образовательная поддержка осуществляется также на межрегиональном, региональном и местном уровнях. К примеру, в 2020 году в России прошло пять окружных образовательных форумов: «Добро за Уралом», «Добро в сердце России», «Добро на Дальнем Востоке», «Добро на Юге», «Добро на Северном Кавказе». В рамках форумной кампании опытные спикеры страны, эксперты в разных областях, от предпринимательства и менеджмента до искусства и спорта, делились своими знаниями и навыками, проводили консультации и делились практическими советами с начинающими волонтерами и организаторами добровольческой деятельности, систематически осуществляющими свою добровольческую деятельность на протяжении нескольких лет.

Развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности

Создание инфраструктуры развития добровольчества является одной из ключевых задач государства, решение которой позволяет реализовывать государственную политику в сфере добровольчества на более качественном уровне.

Инфраструктура поддержки добровольческой деятельности в субъектах Российской Федерации формируется за счет создания в регионах ресурсных центров добровольчества. Ресурсные центры добровольчества оказывают комплексную поддержку волонтерским организациям и всем действующим, потенциальным добровольцам в регионе, обеспечивают возможность участия в национальных и международных мероприятиях, конференциях, специальных форумах, способствуют появлению новых социальных партнеров в регионе, взаимодействию со СМИ, распространению успешных практик и новых эффективных методик и технологий реализации волонтерских проектов, предоставляют коворкинг-пространство и выступают в качестве центра социальной активности населения . Данные центры добровольчества служат на своих территориях источниками ресурсов и для добровольческих организаций, и для волонтеров. Обращаясь в ресурсный центр, любой желающий может получить необходимую ему услугу. Так, например, волонтеру могут быть предоставлены ресурсным центром добровольчества такие услуги, как:

• консультирование и подбор вакансий;


• обучение;

• предоставление помещений, оборудования и других ресурсов.

В случае если в ресурсный центр добровольчества обратится волонтерская организация или организатор добровольческой деятельности, то здесь могут

быть предоставлены следующие услуги:

• консультирование и методическое сопровождение, включая акселерацию проектов;

• обучение;

• предоставление помещений, оборудования и других ресурсов;

• информационное сопровождение деятельности;

• подбор и привлечение волонтеров.

Отдельно следует остановиться на одной из услуг, оказываемой ресурсными центрами добровольчества, которая заключается в предоставлении участникам волонтерской деятельности коворкинг-пространства, где волонтеры и добровольческие организации могут провести рабочую встречу, образовательный тренинг, проработать идею проекта и реализовать иные свои актуальные потребности.

Успешная практика предоставления коворкинг-пространства для волонтеров и добровольческих организаций осуществляется в Удмуртской Республике. Коворкинг-пространство Республиканской детско-молодежной общественной организации «Волонтеры Удмуртии» включает в себя четыре зоны:

1) лекционный зал — зона, оборудованная проекционным экраном, удобными креслами для проведения семинаров, тренингов, просмотра и обсуждения кинофильмов, учебных материалов;

2) кофе-пойнт зона с креслами-мешками и удобными стульями, микроволновкой, холодильником и кулером, где можно почувствовать себя как дома, расслабиться и пообщаться в неформальной обстановке;

3) учебная зона, оснащенная ноутбуками для написания проектов, монтажа видео, участия в элективных курсах, полками с учебными пособиями и художественной литературой;

4) переговорная — свободное пространство с плазменной панелью со звуком, проектором и экраном для проектора, флипчартом и прочим оборудованием для офлайн- и онлайн-конференций.

Еще одним релевантным примером того, что региональные ресурсные центры добровольчества являются трансляторами государственной политики, проводимой в сфере добровольчества, является опыт работы Карельской региональной общественной молодежной организации (КРОМО) «Центр развития добровольчества». Благодаря финансовой поддержке, полученной в результате участия в конкурсе «Регион добрых дел» в 2020 году, команда ресурсного центра смогла доработать технологию проведения «Школы волонтеров» — модульной программы для подготовки школьников к добровольческой деятельности в тех организациях, которые не имеют возможности реализовывать подобные программы через систему дополнительного образования.