Файл: Принципы государственной политики Российской Федерации в области развития добровольчества (волонтерства).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1855

Скачиваний: 89

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Центр развития добровольчества» провел комплекс занятий на 12 академических часов для более 400 школьников из отдаленных районов региона.

Статус регионального ресурсного центра добровольчества закрепляется за волонтерской организацией решением регионального межведомственного совета в сфере добровольчества либо по решению главы региона. Для работы вышеуказанных центров предоставляются помещения, выделяется материально-техническое оснащение, создаются условия для эффективной работы сотрудников организации. Общие положения, включающие процедуры создания региональных ресурсных центров добровольчества, подробно описаны в Стандарте поддержки добровольчества в регионах Российской Федерации, изданным Агентством стратегических инициатив (АСИ) в 2018 году.

Созданные при поддержке региональных органов государственной власти, ресурсные центры добровольчества выступают трансляторами государственной политики в сфере добровольчества, проводимой в субъекте Российской Федерации, а также могут выполнять часть поручений со стороны правительства региона, касающихся проведения крупных добровольческих мероприятий, предоставления услуг от лица государства.

Так, например, в соответствии с распоряжением правительства Ханты Мансийского автономного округа — Югры региональный ресурсный центр добровольчества «Фонд “Центр гражданских и социальных инициатив Югры”» выступает оператором грантов губернатора региона, предоставляемых СОНКО.

Создание региональных центров добровольчества осуществляется с целью продвижения и популяризации волонтерских ценностей, формирования культуры участия граждан в добровольческой деятельности на протяжении всей жизни, интеграции волонтерского движения в стратегию социально-экономического развития регионов. В своей работе данные центры выстраивают партнерские отношения с различными участниками добровольческой деятельности, тем самым выступая в качестве единого окна для взаимодействия между волонтерским сообществом, государством, общественными организациями, коммерческими и некоммерческими организациями. Ресурсные центры добровольчества призваны выстраивать в регионах межсекторное взаимодействие и партнерские связи — диалог добровольческого сообщества с органами власти, бизнесом и обществом, внедрять масштабные волонтерские проекты и программы, предоставлять волонтерам и их объединениям консультационную поддержку, обучение, организационное сопровождение, организовать обмен успешным опытом между регионами и тиражирование лучших практик.


Расширение масштабов межсекторного взаимодействия в сфере добровольчества (волонтерства)

Решение последней из задач, обозначенных в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации (расширение масштабов межсекторного взаимодействия в сфере добровольчества), сопряжено с выстраиванием взаимодействия добровольческих (волонтерских) организаций с другими организациями некоммерческого сектора, бизнесом, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, средствами массовой информации, международными, религиозными и другими заинтересованными организациями. С целью выполнения обозначенной задачи органами государственной власти организуются круглые столы, дискуссионные площадки, реализуются форумные компании, благодаря которым происходит налаживание контактов между заинтересованными в сотрудничестве лицами, разрабатываются планы совместной деятельности, достигаются договоренности о реализации общих проектов.

В качестве примеров межведомственного взаимодействия в сфере добровольчества можно привести:

• Координационный совет по развитию добровольчества при Общественной палате Российской Федерации;

• Межведомственную комиссию по вопросам развития добровольчества при Министерстве экономического развития Российской Федерации;

• региональные межведомственные советы по развитию добровольчества. Данные советы к настоящему времени созданы и успешно функционируют в большинстве субъектов Российской Федерации, например в Архангельской области (Совет по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций в Архангельской области), Калининградской области (Межведомственный совет по развитию добровольчества (волонтерства) в Калининградской области), Республике Татарстан (Межведомственный совет по развитию добровольчества (волонтерства) в Республике Татарстан) и др.

Выстраивание межведомственного взаимодействия как на федеральном, так и на региональном уровне государственного регулирования позволяет:

• незамедлительно реагировать на возникшее кризисное событие, требующее оперативного реагирования со стороны добровольческого сообщества;

• совместно участвовать в проведении мероприятий в сфере волонтерства;

• привлекать специалистов, экспертов к решению конкретных задач;



• осуществлять информационный обмен.

Еще одной формой проявления межведомственного взаимодействия в сфере добровольчества, открытости органов государственной власти к общению с добровольческим сообществом выступают встречи глав регионов с участниками волонтерской деятельности. Так, например, в 2020 году губернатор Омской области Александр Бурков, президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Республики Алтай Олег Хорохордин провели встречи с региональными штабами Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе. В ряде регионов данные встречи проводятся ежегодно, например, в Санкт-Петербурге, Курганской и Тюменской областях данные встречи приурочиваются к Международному дню добровольца. Такой формат общения позволяет органам государственной власти быть более открытыми к проблемам и потребностям участников добровольческой деятельности, а самим добровольцам находиться в информационной повестке круга вопросов, где помощь социально активных и неравнодушных граждан крайне необходима.

Значимым импульсом в развитии сотрудничества органов государственной власти с добровольческим сообществом послужило закрепление в федеральной и региональной нормативной базе порядков взаимодействия сторон и возложения соответствующих полномочий на различные государственные ведомства и учреждения. Порядки взаимодействия разрабатывались во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года и в настоящий момент внедрены органами власти и бюджетными организациями, действующими в сфере содействия в оказании медицинской помощи, социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Разработанные порядки взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями позволили урегулировать процессы, связанные с необходимым перечнем информации, которую организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности должны сообщить в своем обращении, а также определили сроки рассмотрения федеральными и региональными органами власти поступивших обращений.

Рассмотрев общие подходы государственного регулирования в сфере добровольчества, стоит отметить, что в целом российское законодательство в этой сфере основывается на закреплении мер государственной поддержки волонтеров и СОНКО, осуществляющих свою деятельность с привлечением добровольческого сообщества. Однако, помимо общих векторов в развитии добровольческой деятельности, стоит упомянуть и отраслевые меры государственной поддержки в сфере добровольчества, которые используются применительно к отдельным направлениям добровольческой деятельности.


Тут стоит привести в пример практику Министерства здравоохранения Российской Федерации: министерство уделяет детальное внимание всем аспектам сотрудничества с добровольческим сообществом.

Понимание важности государственного регулирования и оказания поддержки добровольческой деятельности в России сложилось и на высшем правительственном уровне. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», принятому 4 февраля 2021 года, в качестве одного из критериев оценки эффективности проводимой работы выступает показатель доли граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.

Отдельным значимым событием в реализации государственной политики в сфере добровольчества стал Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации», где тема волонтерства была определена в качестве национального приоритета в развитии государства. Принимаемые меры государственной поддержки добровольчества в России ориентированы в том числе на стимулирование участия волонтеров в достижении указанных целей. В настоящий момент целенаправленное и косвенное влияние добровольческого сообщества прослеживается в реализации 8 из 13 направлений национальных проектов Российской Федерации :

1) безопасные и качественные автомобильные дороги;

2) демография;

3) жилье и городская среда;

4) здравоохранение;

5) комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

6) культура;

7) образование;

8) экология.

В качестве целевых показателей развития Российской Федерации до 2030 года, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474, достижение которых возможно путем привлечения граждан к участию в добровольческих практиках, выделяются:

• обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;

• повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

• увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%;

• формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

• создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;


• увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15%;

• увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;

• улучшение качества городской среды в полтора раза;

• создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;

• ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое .