Файл: Вопрос Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам — всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор. Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели правоприостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести)утверждалисьгубернатором. Председатели всех судовназначались правительством(представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривалсягородскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действоватьвотчинная юстиция.


Система полицейского управления обсуждалась в процессе работы Уложенной комиссии; проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия».

Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и проч.

В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу Устава благочиния 1782 г. По Учреждению о губернии 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 г. началась работа над проектом Устава благочиния, которая завершилась в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи.

Устав регламентировалструктуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.

Органом полицейского управления в городе сталауправа благочиния— коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан — ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.

Руководство полицией возлагалось на губернские власти

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, неразрешенное ношение оружия. В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции.



Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

Вопрос 47. Правовое положение дворянства. «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.

Наиболее важным актом, имевшим целью консолидацию дворянского сословия и закрепление его привилегий, явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное ранее (1782 г.) право собственности дворян не только «на поверхности земли», но и на полезные ископаемые в ее недрах. Дворянам разрешалось «иметь фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания, что еще в большей степени усилило их влияние на местный государственный аппарат. Правом голоса в дворянских собраниях пользовались дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться как к губернатору, так и непосредственно к царю. В определенной степени они были поставлены под контроль губернаторов, созывавших дворянские собрания и утверждавших в должности избранных ими лиц.

Консолидация дворянства в единое сословие, создание регулярной армии, укрепление бюрократического государственного аппарата привели к дальнейшему упрочению диктатуры дворян.

В 1785 г. была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Население города разделялось на шесть частей (разрядов). К первой части относились «настоящие» городские обыватели, которые имели в городе землю и другую недвижимую собственность; ко второй — купцы первой (с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.), второй (от 5 тыс. до 10 тыс. руб.) и третьей (от 1 тыс. до 5 тыс. руб.) гильдии; к третьей — ремесленники, записанные в цехи; к четвертой — иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане; к пятой — именитые граждане: капиталисты (имевшие не менее 50 тыс. руб.), банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы, а также ученые, художники, музыканты; к шестой — все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей.

Мещане, составлявшие большинство городского населения, являлись податным сословием, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность и т.д. Купцы освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий — и от телесных наказаний. Вместо подушной подати они платили ежегодный сбор в размере одного процента с объявленного капитала, а вместо рекрутской повинности — 500 руб.


Горожане имели свой сословный суд. Создавались и органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. Городская дума должна была поощрять развитие торговли, заботиться о городских доходах, наблюдать за городским хозяйством, разрешать различные споры горожан по «ремеслам и гильдиям», следить за «порядком и благочинием» и т.п. Вся власть в городе принадлежала полицейским и административньш органам. Рост промышленности, городов, общественного разделения труда вел к усилению политической роли верхов городского населения. Правительство различными льготами поощряло их деятельность. Вполне естественно, что феодально-крепостнические отношения сдерживали развитие промышленности, мало было свободных рабочих рук, на мануфактурах в основном применялся труд крепостных крестьян. Основная тяжесть государственных поборов и повинностей падала на средние и низшие слои города. Усиливался процесс расслоения в городах, увеличивалось количество трудового населения, обострялась классовая борьба.

Вопрос 48. Городская реформа 1785 г. «Жалованная грамота городам».

В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту городам, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была утверждена “Грамота на права и выгоды городам Российской империи”.К первой, высшей группеили разряду принадлежали все городские домовладельцы и землевладельцы. Сюда же включены были и владельцы городских строений. Поскольку домами или землей в городе владели главным образом дворяне, чиновники и духовенство, они и составили высший разряд городского населения.Во вторую группу или разрядобъединялось купечество всех трех гильдий. Но имущественный ценз для зачисления в купцы был резко увеличен (до 1000 руб.). Горожане второго разряда наряду с уже состоявшимися льготами по уплате подушной подати, по рекрутской повинности освобождались теперь от некоторых казенных служб (продажа соли, вина и т.д.). Первые две гильдии были освобождены от телесных наказаний. И это вновь давало иллюзию их приближения к дворянам.Третий разряд городского населениясоставляли все ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья, ученики).Четвертый разряд- иногородние и иностранцы, проживающие в данном городе. В пятую категориюгорожан были зачислены “именитые граждане”. Ими были крупнейшие торговцы и предприниматели с объявленным капиталом более 50 тыс. руб., банкиры с капиталом от 100 тыс. руб. Сюда же входили бургомистры, городские головы, заседатели магистратов и т.п., прослужившие более двух сроков, ученые, художники, музыканты. Наконец,о шестом разряде. Это основная масса горожан - простые “посадские люди”. Наиболее острый вопрос о крестьянах, ставших фактическими жителями городов, остался по-прежнему нерешенным. Оставались в действии и все прежние преграды на пути перехода крестьян в городские сословия. Наиболее интересная часть законодательства в городах -городское самоуправление. На смену городовому магистрату, совестному суду и ратушам как единственным органам самоуправления пришли теперь “общая городовая дума”, “шестигласная дума” и “Собрание градского общества”. В общее городское собрание могла войти лишь богатейшая городская верхушка. Туда не имели доступ даже купцы третьей гильдии! “Собрание градского общества” избирало городского голову, бургомистров и всех должностных лиц в органах самоуправления. Наряду с “Собранием” в городе существовала теперь “Общая градская дума”. Ее выбирали граждане всех разрядов, но и компетенция думы была не весьма широкой. Она ведала нуждами городского хозяйства и проводила выборы в третий орган городского самоуправления - “шестигласную думу”. Это оригинальное название дал думе ее состав шесть человек от каждого разряда. В думу входил городской голова. В ведении шестигласной думы были нужды населения, городское хозяйство.


Вопрос 49. Источники права в абсолютистской России (XVIII в.)

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение, чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В 18в. сложились следующие основные формы закона: 1) манифесты, 2) уставы, 3) регламенты, 4) указы, 5) жалованные грамоты, 6) инструкции.Манифесты– законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению или отдельным группам населения. Среди правовых актов этой группы следует выделить Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству(1762г.), Манифест о секуляризации церковных имуществ(1764г.). Манифесты извещали также о смерти императора и о вступлении на престол наследника.Жалованные грамоты– законы, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия. Так, в 1785г. ЕкатеринаII была издана Жалованная грамота дворянству и в том же году Жалованная грамота городам.Уставы– сборники законов, регламентирующих порядок деятельности какого-либо ведомства или отрасли управления. В них содержались также нормы материального и процессуального права. Первым в 18в. был издан Воинский устав 1716г., охватывающий правила организации и деятельности армии. В 1720г. был принят Морской устав, в котором упоминались и меры наказания за преступления, совершаемые при исполнении морской службы. В 18в. были изданы также Устав о векселях(1729), Устав благочиния(1728), Таможенный устав.Регламентаминазываются законы, определяющие организацию, порядок прохождения дел и функции того или иного учреждения, например Коллегий. В 1720г. был издан общий для всех коллегий Генеральный регламент, устанавливавший порядок службы во всех гос. учреждениях Российской империи.Указы– форма законов, издававшихся по самым различным вопросам права, а в некоторых случаях определявшие компетенцию соответствующих должностных лиц. Наиболее значительными были Указ о единонаследии(1714), Табель о рангах(1722), Указы о подушной подати, о форме суда(1723).Инструкции– законы, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и т.д.

Вопрос 50. Развитие гражданского права в России в