Файл: Вопрос Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 43. Изменения в правовом положении церкви в XVIII в
В 1649 г. был образован светскийМонастырский приказ,суду которого подлежали церковные лица и зависимое население.
В 1677 г. Монастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с широкими полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролирующим и управляющим духовенством, церковными вотчинами.
В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была изданаДуховная коллегия,стоящая в ряду коллегий и вскоре переименованная вСинод.
В 1744 г.архиерейские домовые правления(исполнительные органы архиереев в епархиях) преобразуются вконсистории.В них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находилось пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.
Важным фактором стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 годах. Уже в первой четверти XVIII в. определялосьправовое положение императора в церковной системе:
1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;
2) император осуществлял власть в церкви в рамках государственного законодательства;
3) Священный Синод стал органом распорядительной власти императора;
4) церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.
В области брачно-семейных прав православные получали привилегии. Законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных считались православными. Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже вограничении прав собственностицеркви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.
В 1764 г. была проведенасекуляризацияцерковных и монастырских земель.
в 1773 г. была провозглашенасвобода вероисповедания.При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь. На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно — и церковнослужителей, в возрасте от пятнадцати до сорока лет призвали в армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.
С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.
В 1817 г. создаетсяМинистерство духовных дел и народного просвещения.Министру передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидируется.
В 1836 г. создаются особаяканцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет,подчиненные обер-прокурору. Bсе исполнительные органы Синода оказались подчиненным одном, лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции перешедшие к светским органам и чиновникам.
Вопрос 44. Сущность политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
сущность политики «просвещенного абсолютизма» в России выражалась в ее направленности на обновление политического режима и феодального строя. Екатерина, используя идеи французского просветителя Монтесье о том, что природная среда государства, размеры страны, нравы и обычаи народа определяют форму государства, доказывала закономерность самодержавного строя в России. Она видела свою задачу в издании наилучших законов, удовлетворяющих потребности всех слове общества.
В 1767 г Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Депутаты в комиссию избирались от представителей всех сословий, кроме помещичьих крестьян.
Екатерина поняла, что согласовать интересы разных сословий, не представляется возможным и комиссия была распущена.
реформа Сената, он был разделен на шесть департаментов. Сенат был лишен законодательных функций. Вся законодательная т распорядительная власть сосредоточилась в собственной канцелярии императрицы.
В 1764 г была проведена секуляризация церковных земель, которая сразу подорвала основу благополучия духовенства.
Реформа местного управления была призвана укрепить центральную власть на местах, повысить эффективность местных органов, передав им ряд полномочий центральных органов. В 1775 г. Россия была поделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10-15 уездов. Функции губернаторов расширялись: им передавались финансовые, административные и судебные полномочии из центра. Кроме того, дворяне получили право создавать дворянские собрания в губерниях и уездах, вводилась должность предводителя дворянского собрания, который мог представлять интересы дворян перед императрицей.
В период правления Екатерины крепостное право значительно укрепилось.
помещикам разрешалось без суда отдавать крестьян на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков
принятая в 1785 г., Жалованная грамота дворянству расширяла привилегии дворян, которые получали право монопольного владения землей и крестьянами.
Россия оставалась аграрной страной, прогресс в сельском хозяйстве достигался за счет освоения новых земель.
Помещики переводили крестьян на денежный оброк
Денежный оброк заставлял крестьян быть предприимчивыми, это усиливало их связь с рынком и соответственно подрывало натуральность хозяйства – основы феодально-крепостнической системы.
Активнее, чем сельское хозяйство развивалась промышленность.
росло использование вольнонаемного труда, разрешение крестьянам заниматься предпринимательством. Это подрывало монополию дворянства на торговлю и организацию производства.
Изменения в финансовой сфере коснулись таможенных сборов, которые теперь поступали только в казну. Была осуществлена переплавка серебряных и медных монет, в 1769 г. впервые в России были выпущены бумажные деньги – ассигнации.
Вопрос 45. Деятельность Уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины II 1766 г.
Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи
В декабре 1766 г. Манифестом был объявлен созыв депутатов для работы над проектов нового Уложения.
Сама Уложенная комиссия имела сложную структуру: из общей (Большой) комиссии выделялись три малых.
Дирекционная комиссия, Экспедиционнаякомиссия Подготовительная комиссия
Законодательная инициатива принадлежала общему собранию депутатов, оттуда проект переходил в дирекционную комиссию, направлявшую его в одну из частных кодификационных комиссий. Последняя подготовив проект, пересылала его в дирекционную комиссию, После прохождения экспедиционной комиссии, отредактированный проект возвращался в общее собрание. Подобный тип делопроизводства был заимствован из европейской парламентской практики.
Для новой кодификационной (Уложенной) комиссии, которую предполагалось создать Екатерина II написала Наказ, в котором формулировались принципы политики и правовой системы. Значительная часть текста Наказа (250 статей) заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около 100 статей), «Энциклопедии» Д. Дидро и Д’Аламбера.
Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделенных на пять разделов.
Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной самодержавной власти. Он объединяет, консолидирует общество и толкует законы.
Наказ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти.
Давалось четкое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.
Касаясь вопросов уголовного права и уголовной политики, Наказ отмечает, что «гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать преступников».
Дана обстоятельная классификация преступлений по их объектам.
Наказание должно быть неизбежным, неотвратимым, соразмерным преступлению.
Наказ предлагал некоторые судебные реформы: установление принципа гласности в суде, права отвода судей, суда равных. Предполагалось отделение предварительного следствия от судебного разбирательства. Что касается разделения уголовного и гражданского судопроизводства, оно было осуществлено на практике: в 1775 г. учреждены две судебные палаты — по гражданским и уголовным делам.
В Наказе была разработана юридическая техника ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:
а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;
б) временные учреждения определяли порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;
в) указы являлись подзаконными актами, могли быть краткосрочными и отменяемыми.
Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм.
Вопрос 46.
Губернская, судебная и полицейская реформы Екатерины II.
Официальными мотивами проведения реформы стали:слишком большие размеры губерний, как административно-территорильных единиц; малое число управленческих учреждений и недостаточная численность управленческого состава в них; смешение ведомственных функций (финансовых, судебных, административных) в этих учреждениях.
Документом, определившим направление новой губернской реформы, сталиУчреждения для управления губерний Всероссийской империи(1775). Накануне реформы территория Р. разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний; их число было удвоено; через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основная цель деления — приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам. В основу деления положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
В городах была учреждена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы.
Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект «О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права «просвещенного абсолютизма».
Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.
В 1649 г. был образован светскийМонастырский приказ,суду которого подлежали церковные лица и зависимое население.
В 1677 г. Монастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с широкими полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролирующим и управляющим духовенством, церковными вотчинами.
В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была изданаДуховная коллегия,стоящая в ряду коллегий и вскоре переименованная вСинод.
В 1744 г.архиерейские домовые правления(исполнительные органы архиереев в епархиях) преобразуются вконсистории.В них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находилось пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.
Важным фактором стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 годах. Уже в первой четверти XVIII в. определялосьправовое положение императора в церковной системе:
1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;
2) император осуществлял власть в церкви в рамках государственного законодательства;
3) Священный Синод стал органом распорядительной власти императора;
4) церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.
В области брачно-семейных прав православные получали привилегии. Законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных считались православными. Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже вограничении прав собственностицеркви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.
В 1764 г. была проведенасекуляризацияцерковных и монастырских земель.
в 1773 г. была провозглашенасвобода вероисповедания.При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь. На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно — и церковнослужителей, в возрасте от пятнадцати до сорока лет призвали в армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.
С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.
В 1817 г. создаетсяМинистерство духовных дел и народного просвещения.Министру передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидируется.
В 1836 г. создаются особаяканцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет,подчиненные обер-прокурору. Bсе исполнительные органы Синода оказались подчиненным одном, лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции перешедшие к светским органам и чиновникам.
Вопрос 44. Сущность политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
сущность политики «просвещенного абсолютизма» в России выражалась в ее направленности на обновление политического режима и феодального строя. Екатерина, используя идеи французского просветителя Монтесье о том, что природная среда государства, размеры страны, нравы и обычаи народа определяют форму государства, доказывала закономерность самодержавного строя в России. Она видела свою задачу в издании наилучших законов, удовлетворяющих потребности всех слове общества.
В 1767 г Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Депутаты в комиссию избирались от представителей всех сословий, кроме помещичьих крестьян.
Екатерина поняла, что согласовать интересы разных сословий, не представляется возможным и комиссия была распущена.
реформа Сената, он был разделен на шесть департаментов. Сенат был лишен законодательных функций. Вся законодательная т распорядительная власть сосредоточилась в собственной канцелярии императрицы.
В 1764 г была проведена секуляризация церковных земель, которая сразу подорвала основу благополучия духовенства.
Реформа местного управления была призвана укрепить центральную власть на местах, повысить эффективность местных органов, передав им ряд полномочий центральных органов. В 1775 г. Россия была поделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10-15 уездов. Функции губернаторов расширялись: им передавались финансовые, административные и судебные полномочии из центра. Кроме того, дворяне получили право создавать дворянские собрания в губерниях и уездах, вводилась должность предводителя дворянского собрания, который мог представлять интересы дворян перед императрицей.
В период правления Екатерины крепостное право значительно укрепилось.
помещикам разрешалось без суда отдавать крестьян на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков
принятая в 1785 г., Жалованная грамота дворянству расширяла привилегии дворян, которые получали право монопольного владения землей и крестьянами.
Россия оставалась аграрной страной, прогресс в сельском хозяйстве достигался за счет освоения новых земель.
Помещики переводили крестьян на денежный оброк
Денежный оброк заставлял крестьян быть предприимчивыми, это усиливало их связь с рынком и соответственно подрывало натуральность хозяйства – основы феодально-крепостнической системы.
Активнее, чем сельское хозяйство развивалась промышленность.
росло использование вольнонаемного труда, разрешение крестьянам заниматься предпринимательством. Это подрывало монополию дворянства на торговлю и организацию производства.
Изменения в финансовой сфере коснулись таможенных сборов, которые теперь поступали только в казну. Была осуществлена переплавка серебряных и медных монет, в 1769 г. впервые в России были выпущены бумажные деньги – ассигнации.
Вопрос 45. Деятельность Уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины II 1766 г.
Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи
В декабре 1766 г. Манифестом был объявлен созыв депутатов для работы над проектов нового Уложения.
Сама Уложенная комиссия имела сложную структуру: из общей (Большой) комиссии выделялись три малых.
Дирекционная комиссия, Экспедиционнаякомиссия Подготовительная комиссия
Законодательная инициатива принадлежала общему собранию депутатов, оттуда проект переходил в дирекционную комиссию, направлявшую его в одну из частных кодификационных комиссий. Последняя подготовив проект, пересылала его в дирекционную комиссию, После прохождения экспедиционной комиссии, отредактированный проект возвращался в общее собрание. Подобный тип делопроизводства был заимствован из европейской парламентской практики.
Для новой кодификационной (Уложенной) комиссии, которую предполагалось создать Екатерина II написала Наказ, в котором формулировались принципы политики и правовой системы. Значительная часть текста Наказа (250 статей) заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около 100 статей), «Энциклопедии» Д. Дидро и Д’Аламбера.
Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделенных на пять разделов.
Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной самодержавной власти. Он объединяет, консолидирует общество и толкует законы.
Наказ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти.
Давалось четкое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.
Касаясь вопросов уголовного права и уголовной политики, Наказ отмечает, что «гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать преступников».
Дана обстоятельная классификация преступлений по их объектам.
Наказание должно быть неизбежным, неотвратимым, соразмерным преступлению.
Наказ предлагал некоторые судебные реформы: установление принципа гласности в суде, права отвода судей, суда равных. Предполагалось отделение предварительного следствия от судебного разбирательства. Что касается разделения уголовного и гражданского судопроизводства, оно было осуществлено на практике: в 1775 г. учреждены две судебные палаты — по гражданским и уголовным делам.
В Наказе была разработана юридическая техника ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:
а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;
б) временные учреждения определяли порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;
в) указы являлись подзаконными актами, могли быть краткосрочными и отменяемыми.
Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм.
Вопрос 46.
Губернская, судебная и полицейская реформы Екатерины II.
Официальными мотивами проведения реформы стали:слишком большие размеры губерний, как административно-территорильных единиц; малое число управленческих учреждений и недостаточная численность управленческого состава в них; смешение ведомственных функций (финансовых, судебных, административных) в этих учреждениях.
Документом, определившим направление новой губернской реформы, сталиУчреждения для управления губерний Всероссийской империи(1775). Накануне реформы территория Р. разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний; их число было удвоено; через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основная цель деления — приспособить новый административный аппарат к фискальным и полицейским делам. В основу деления положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
В городах была учреждена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы.
Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект «О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права «просвещенного абсолютизма».
Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.