Файл: Вопрос Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).
В 1704 г. была проведенаденежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.
Податная реформа Петра Iзаключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.
Таким образом, в ходеналоговой реформы Петра Iбыл введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.
Социальные реформы Петра I
Реформа образования Петра I
В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.
Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.
Реформы Петра I в культуре
Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.
Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.
Социально-экономические реформы Петра I
Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.
Реформы Петра I в армии
Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.
В результатевоенной реформы Петра Iбыла создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.
Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.
Вопрос 41. Государственный строй России в эпоху абсолютизма в XVIII в.
Возглавляет государствоабсолютный монарх.Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.
Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаватьсяволя монарха.Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.
Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.
Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.
Боярская думак концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума сталасудебно-управленческим органом,осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Числен ность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.
После образованиясенатав 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.
Сенатбыл учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.
Структура сената включалаприсутствиеиканцелярию.Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения
Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
Контроль за деятельностью сената был возложен нагенерал-ревизора,которого позже сменилобер-секретарь сената.Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должностигенерал-прокурораиобер-прокурора.Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава.
реформа 1722 г. превратила сенат ввысший орган центрального управления.
В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялисьГенеральным регламентом
Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая системаместных органов управления:воеводское управление и система областных приказов.
С 1708 г. вводилосьновое территориальное деление государства:территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления:уезд — провинция — губерния.
В 1718— 1720 гг была осуществленареформа органов городскогосамоуправления.Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия.
Вопрос 42. Система местных органов управления в XVIII в.
Самоуправление в городах.По реформе городского самоуправления в 1699-1724 гг.были созданы бурмистрские палаты, ратушии земские избы. Эти органы избирались из лиц торгово-промышленного сословия. Они не были подотчетны избиравшей их посадской общине, а становились над ней, выполняли роль посредников между посадской общиной и центральной администрацией. Реформа означала, что в Русского государства городское управление выделялось «из общего местного управления, причем бюрократический принцип сочетался с принципом самоуправления». Деятельность этих органов свелась к финансовому управлению, к обеспечению сбора налогов.
Система управления городами развивалась противоречиво. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации. Губернская реформа 1708-1710 гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам, а московская ратуша потеряла значение центрального органа. Такое положение не соответствовало условиям развития страны, требовавшим усиленного привлечения средств богатой верхушки посада в промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю. Поэтому в 1720-х гг. управление в городах приняло форму магистратов.
Бурмистрские палаты и бурмистры, издиравшиеся на один год, были необходимы как форма управления в переходный период, когда ломалась старая система управления. С созданием более или менее завершенной системы областного и центрального управления была необходимость окончательно урегулировать и систему городского управления. Учитывая изменения в стране и опыт деятельности Ратуши, правительство сделало попытку организации торгово-промышленной корпорации, централизации управления посадским населением и подчинение его органам государственной власти.
Таким образом,магистраты являлись органами управления общественной территориальной единицы -города. Городское сообщество было формально признано субъектом местного самоуправлении. Общегородские магистраты должны были заниматься устройством школ, сиротских и смирительных домов, госпиталей и бирж, благоустройством города, оберегать город от пожаров, пристраивать «гуляк и нищих», осуществлять государственные сборы и контролировать уплату пошлин, рассматривать менее значительные гражданские и уголовные дела. В 1734 г. города получили реальные возможности добиться для горожан финансово-экономической самостоятельности, независимости от органов государственной власти в данной области.
Система местных магистратов складывалась из двух ступеней: провинциальных магистратови магистратов городов, входящих в провинцию. В целом магистраты представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим.
Деятельность городовых магистратов направлялась магистратами провинциальных городов, а последних - Главным магистратом. В пределах города посадское население организовывалось по слободам, имевшим своих старост.
В больших городах магистраты наделялись судебной властью, равной компетенции народного суда по гражданским и по уголовным делам, за исключением самостоятельного вынесения смертных приговоров, которые необходимо было вносить на утверждение в Главный магистрат.
Магистрат был хозяином в городе. На него не распространялась власть воевод и губернаторов.
Кроме магистратов, в городах действовали мирские посадские сходы (или земские советы), создаваемые посадскими старостами, которые были наделены исполнительной властью и председательствовали на сходах. В состав схода входили все мирские люди. Иногда магистраты действовали совместно с горожанами или их представителями. Для этого гильдии выбирали из своей среды старшин, а из них - старост. Этих гильдейских выборных и самих горожан магистрат обязан был приглашать в экстренных случаях или при решении важнейших дел для так называемых гражданских советов.