Файл: Вопрос Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведенаденежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра Iзаключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходеналоговой реформы Петра Iбыл введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.


В результатевоенной реформы Петра Iбыла создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Вопрос 41. Государственный строй России в эпоху абсолютизма в XVIII в.

Возглавляет государствоабсолютный монарх.Ему всеце­ло и неограничено принадлежит высшая законодательная, ис­полнительная и судебная власть. Он также является главноко­мандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществ­ляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политиче­ских мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собст­венной воле назначать своего наследника. Юридическим ис­точником закона стала признаватьсяволя монарха.Законода­тельные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.

Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государ­ственные учреждения были обязаны исполнять решения мо­нарха.

Монарх был верховным судьей и источником всей судеб­ной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отме­няли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская думак концу XVII в. из органа, которому на­ряду с царем принадлежала вся полнота государственной влас­ти, превратилась в периодически созываемое совещание при­казных судей. Дума сталасудебно-управленческим органом,осу­ществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Числен­ ность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная па­лата.



После образованиясенатав 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

Сенатбыл учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.

Структура сената включалаприсутствиеиканцелярию.При­сутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на кото­ром обсуждались и принимались посредством голосования реше­ния

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переиме­нован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

Контроль за деятельностью сената был возложен нагенерал-ре­визора,которого позже сменилобер-секретарь сената.Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и се­ната, учреждались должностигенерал-прокурораиобер-проку­рора.Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ве­домств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава.

реформа 1722 г. превратила сенат ввысший орган цент­рального управления.

В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроиз­водства в коллегиях определялисьГенеральным регламентом

Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая системаместных органов управления:воеводское управление и система областных приказов.

С 1708 г. вводилосьновое территориальное деление госу­дарства:территория России была разделена на восемь губер­ний, по которым были расписаны все уезды и города.

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управ­ления:уезд — провинция — губерния.


В 1718— 1720 гг была осуществленареформа органов город­скогосамоуправления.Создавались выборные сословные кол­легиальные органы управления, получившие название маги­стратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия.

Вопрос 42. Система местных органов управления в XVIII в.

Самоуправление в городах.По реформе городского самоуправления в 1699-1724 гг.были созданы бурмистрские палаты, ратушии земские избы. Эти органы избирались из лиц торгово-промышленного сословия. Они не были подотчетны избиравшей их посадской общине, а становились над ней, выполняли роль посредников между посадской общиной и центральной администрацией. Реформа означала, что в Русского государства городское управление выделялось «из общего местного управления, причем бюрократический принцип сочетался с принципом самоуправления». Деятельность этих органов свелась к финансовому управлению, к обеспечению сбора налогов.

Система управления городами развивалась противоречиво. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации. Губернская реформа 1708-1710 гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам, а московская ратуша потеряла значение центрального органа. Такое положение не соответствовало условиям развития страны, требовавшим усиленного привлечения средств богатой верхушки посада в промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю. Поэтому в 1720-х гг. управление в городах приняло форму магистратов.

Бурмистрские палаты и бурмистры, издиравшиеся на один год, были необходимы как форма управления в переходный период, когда ломалась старая система управления. С созданием более или менее завершенной системы областного и центрального управления была необходимость окончательно урегулировать и систему городского управления. Учитывая изменения в стране и опыт деятельности Ратуши, правительство сделало попытку организации торгово-промышленной корпорации, централизации управления посадским населением и подчинение его органам государственной власти.

Таким образом,магистраты являлись органами управления общественной территориальной единицы -города. Городское сообщество было формально признано субъектом местного самоуправлении. Общегородские магистраты должны были заниматься устройством школ, сиротских и смирительных домов, госпиталей и бирж, благоустройством города, оберегать город от пожаров, пристраивать «гуляк и нищих», осуществлять государственные сборы и контролировать уплату пошлин, рассматривать менее значительные гражданские и уголовные дела. В 1734 г. города получили реальные возможности добиться для горожан финансово-экономической самостоятельности, независимости от органов государственной власти в данной области.


Система местных магистратов складывалась из двух ступеней: провинциальных магистратови магистратов городов, входящих в провинцию. В целом магистраты представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим.

Деятельность городовых магистратов направлялась магистратами провинциальных городов, а последних - Главным магистратом. В пределах города посадское население организовывалось по слободам, имевшим своих старост.

В больших городах магистраты наделялись судебной властью, равной компетенции народного суда по гражданским и по уголовным делам, за исключением самостоятельного вынесения смертных приговоров, которые необходимо было вносить на утверждение в Главный магистрат.

Магистрат был хозяином в городе. На него не распространялась власть воевод и губернаторов.

Кроме магистратов, в городах действовали мирские посадские сходы (или земские советы), создаваемые посадскими старостами, которые были наделены исполнительной властью и председательствовали на сходах. В состав схода входили все мирские люди. Иногда магистраты действовали совместно с горожанами или их представителями. Для этого гильдии выбирали из своей среды старшин, а из них - старост. Этих гильдейских выборных и самих горожан магистрат обязан был приглашать в экстренных случаях или при решении важнейших дел для так называемых гражданских советов.