ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма государственного устройства — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом.

Два основных вида государственно-территориального устройства:

  • унитарное государство – единое простое государство, в составе которого отсутствуют государствоподобные образования

  • федеративное государство – сложное (союзное) государство, в составе которого имеются государствоподобные образования (субъекты федерации), обладающие почти всеми признаками государства (отсутствует суверенитет).

Форма политического режима — порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами.
50. Форма правления: понятие и классификация.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ — элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между главой государства и высшими органами государственной власти.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: 

  • организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; 

  • взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; 

  • компетенцию этих органов. 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ:

  • Монархия

  • Республика

МОНАРХИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — это форма правления, при которой верховная власть осуществляется единоличным правителем, который получает свою власть по наследству.


Абсолютная монархия

Ограниченная монархия

Власть ничем и никем фактически и юридически не ограничена.

Существует государственный бюрократический аппарат подотчетный монарху, монарх формирует этот аппарат.

Власть монарха фактически или юридически ограничена.

Виды:

  • Дуалистическая

  • Конституционная (юридическое ограничение)

  • Парламентарная (фактическое ограничение)

Дуалистическая монархия – промежуточная форма между абсолютной монархией и конституционной монархией. При ней ослабевает абсолютная власть, но она еще не настолько слаба, как в парламентарной или конституционной монархии. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, принимаемые в Парламенте (монарх не имеет право сам издавать законы). Широкий институт указов монарха.


Парламентарная монархия. Премьер-министра (главу правительства) назначает монарх, Монарх может отправить правительство в отставку, монарх может распустить парламент и назначить новые выборы. Однако есть выражение «Монарх царствует, но не правит», поскольку существует институт контрасигнатуры, который практически блокирует самостоятельность главы государства – он может использовать свои полномочия только с одобрения соответствующего министра. Этот принцип и в парламентской республике.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением на определенный срок.

Признаки:

  1. Верховная власть – выборный орган. Ей характерны выборность, срочность и сменяемость.

  2. Источник власти – народ

  3. Формирование властей на демократической основе

  4. Политическая и юридическая ответственность должностных лиц перед народом

  5. Как правило, в современных республиках присутствует разделение властей

Виды: президентская, парламентская и смешанная республики, а также республика народной демократии, советская республика, парижская коммуна.

Президентская республика - президент избирается всенародным голосованием, ответственность правительства пере президентом, у президента нет права роспуска парламента, президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти президент формирует правительство при определенном парламентском контроле, нет поста премьер-министра.

Смешанная (полупрезидентская) республика – президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверии парламента, двойная ответственность правительства перед парламентом и президентом, президент имеет право роспуска парламента, президент – глава государства, полномочия исполнительной власти разделены между ним и правительством, есть пост премьер-министра.

Парламентская республика - президент избирается парламентом, правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии, ответственность правительства перед парламентом, президент имеет право роспуска парламента, президентские полномочия номинальны, есть пост премьер-министра.



Советская республика (СССР) – основной упор на советы, сочетающие законодательную и исполнительную власть

Республики народной демократии (Югославия, Чехословакия и т.д.)
51. Форма государственного устройства: понятие и классификация.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между центральной государственной властью и властью составных территориальных частей государства.

Ключевым здесь является понятие территории государства, т.е. пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть.

ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА:

  • унитарное государство – единое простое государство, в составе которого отсутствуют государствоподобные образования

  • федеративное государство – сложное (союзное) государство, в составе которого имеются государствоподобные образования (субъекты федерации), обладающие почти всеми признаками государства (отсутствует суверенитет).

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО  форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы подчиняются единым центральным органам власти

Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований.

Виды унитарного государства по способу организации местного управления:

  • централизованные - отсутствует местное самоуправление, во главе местных органов власти стоят чиновники, назначенные из центра

  • децентрализованные - местные органы власти избираются населением и пользуются некоторой самостоятельностью

Региональные государства – когда структурные единицы в составе унитарного государства обладают статусом законодательной, административной, территориальной и национально-культурной автономии.


Виды автономий:

  • национально-культурные автономии (объединение людей по принадлежности к той или иной нации и т.д., специфика культуры).

  • территориальные автономии подразделяются на: законодательную (политическую) автономию и административную автономию.

  • законодательная автономия может создать свой парламент, который принимает законы по местным вопросам (по тем ради которых создалась эта автономия, круг этих вопрос определяет центральная власть). Но есть принципиальное отличие от субъектов федерации – нет политической самостоятельности – сама центральная власть позволяет автономии появиться, она определяет статус, и она может ее ликвидировать. У автономии есть законодательный орган, а вот глава исполнительной власти, как правило, человек центральной власти. Судебная власть – арбитр между спорами автономии и центральной власти.

  • административная автономия – имеют исполнительную власть, могут фактически пытаться адоптировать центральное законодательство к своим потребностях, поэтому они при законодательных органах центральной власти имеют свои представительства.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО – сложное (союзное) государство, в составе которого имеются государствоподобные образования (субъекты федерации), обладающие почти всеми признаками государства (отсутствует суверенитет).

Признаки федерации:

  • определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (конституция субъекта)

  • двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и субъектов)

  • возможно двойное гражданство (федеральное и субъекта)

  • двухуровневая система законодательства

  • двухканальная система налогов

  • при наличии двухпалатного парламента одна из палат представляет интересы субъектов

  • разграничение предметов ведения федерации и субъектов

В настоящее время субъекты федерации не имеют права выхода из федерации (права сецессии). Федеральное законодательство имеет приоритет перед законодательством субъектов.

Виды федерации:

  • дуалистический федерализм базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т. е. самостоятельно реализует свой статус.

  • кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.


- по принципу деления федерации на субъекты:

  • национальную федерацию - Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными.

  • территориальную федерацию

- по территориальному признаку:

  • симметричные – территориальные части государства обладают равным политико-правовым статусом. Абсолютно симметричных федераций в мире не существует

  • асимметричные – территориальные части государства обладают разными политико-правовыми статусами


Россия по государственному устройству – централизованная федерация. Это обусловлено следующими конституционными установлениями: 

1) единство правового пространства (ч. 2 ст. 4); 

2) единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8); 

3) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);76 

4) единство системы исполнительной власти в пределах федерального ведения и полномочий Центра по предметам совместного ведения с субъектами Федерации (ч. 2 ст. 77). 

Централизация проявляется также в полномочиях федерального Центра вмешиваться в чрезвычайных ситуациях в дела субъектов, а также в учреждении федеральных округов и назначении Президентом РФ полномочных представителей в этих округах. 
52. Политический режим: понятие и классификация.

ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА — порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами.

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:

  • демократический

  • недемократический