Файл: Httpallbest ru Психология интернетзависимости в подростковом возрасте.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

">http://allbest.ru


Психология интернет-зависимости в подростковом возрасте

Введение

интернет зависимость подросток

В настоящее время молодое поколение отчаянно зависимо от наличия Интернета. Интернет стал для них всем, ведь он может дать ответы на многие вопросы, там можно найти себе друзей, единомышленников, возлюбленного. В Интернете есть то, чего нет в настоящей, реальной жизни — свободы. По крайней мере, так считает большинство тех, кто часами готов сидеть в Интернете и переходить с сайта на сайт, с форума на форум, менять прозвища и становиться кем угодно, но только не собой. Ведь это, как они считают, и есть свобода от всех ограничений реальной жизни. Особенно падкими на прелести Интернета оказались подростки, которые наиболее впечатлительны и восприимчивы к тому, что они видят на просторе всемирной сети. Все это приводит к возникновению у них множества личностных, эмоциональных, интеллектуальных и других проблем.

Путям решения указанных проблем посвящен ряд научных исследований. В частности, А. Голдберг предложил определение интернет-зависимости и набор диагностических критериев для его определения. К. Янг одна из первых ученых, что заинтересовались темой интернета, и она провела первые в мире исследования на тему интернета и интернет-зависимости. Дж. Морэйхан-Мартин предложила терминологию, с помощью которой можно различать Интернет-аддикцию, зависимость от Интернета, излишнее применение Интернета, а также компульсивное, патологическое, проблематичное, разрушительное применение Интернета. А.Е. Войскунский – один из наиболее известных сейчас специалистов в изучении интернета и интернет-зависимости, автор многих статей, посвященных его психологическим исследованиям данной области. К.С. Лисецкий предложил различать "растворенность" в Интернете (недооценка времени в Интернете, переоценка значимости и объема произведенного с его помощью продукта) и "нерастворенность" (переоценка времени в Интернете, адекватная оценка значимости и объема произведенного посредством Интернета продукта). Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова провели исследования и сопоставили Интернет-зависимость с длительностью применения Интернета и с психологическими особенностями пользователей, включая идентичность, личностное развитие, эмоциональную сферу, самосознание и др. Однако целостного и всеобъемлющего подхода к теоретико-практическим основам психологии интернет-зависимости в подростковом возрасте в литературе не существует. Вот почему темой нашего исследования явилась тема «Психология подростковой интернет-зависимости ».


Объектом нашего исследования является психологическая зависимость подростков, а предметом — подростковая интернет-зависимость.

Цель исследования заключается в определении сущности интернет-зависимости и выявлении ее особенностей на основе анализа психологической литературы.

Задачи сводятся к тому, чтобы:

  1. определить сущность интернет-зависимости;

  2. выявить возрастные особенности интернет-зависимости у подростков;

  3. изучить методы диагностики интернет-зависимости;

  4. определить, какая необходима психологическая работа с подростковой интернет-зависимостью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может стать основой для создания диагностико-коррекционной программы оказания помощи подросткам в избавлении от интернет-зависимости.

1. Сущность интернет-зависимости и ее развитие
Термин Internet-addiction (по-русски "интернет-аддикция" или "интернет-зависимость") появился в 1996 году. Его предложил американский психолог, доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Хотя обсуждение данной проблемы началось еще в 1994 году.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [1, с.246]. В некоторых психологических словарях интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [2, с. 4]. Так же применяются такие понятия, как "зависимость от интернета", или "интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение интернета".

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг, который и предложил определение интернет-зависимости. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии по данному вопросу. К концу 1998 г, интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [3, с.83].

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания [4, с.70].



Среди российских специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [5,6]. "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности" [6].

А именно это и просматривается в настоящее время. Многие и многие люди решили путем ухода из реальности в виртуальность найти свое место и путь в жизни. Особенно повально прокатилась эта волна «ухода в виртуальный мир» среди подростков.

Так же все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости.

Состояние проблемы можно рассмотреть в контексте Научного симпозиума "Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития", который был проведен 10 июня 2009 года в Москве [7, с.165]. Он прошел в рамках одноименного совместного проекта факультета психологии МГУ, Фонда Развития Интернет и Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации". Научный руководитель проекта - А.Е. Войскунский. Заявленной целью симпозиума было обсуждение таких проблем, как формирование и стадиальное развитие феноменологии интернет-зависимости у детей, подростков и взрослых; правомерность отнесения соответствующих феноменов к разряду психологических зависимостей; выявление соответствующей феноменологии и рекомендации по терапии.

В рамках симпозиума свои точки зрения по заявленной проблеме высказали зарубежные и отечественные специалисты. Симпозиум открыл декан факультета психологии МГУ, Ю.П. Зинченко. Он отметил значимость психологических исследований применения интернета для общества, кратко остановился на характеристике раннего этапа изучения интернет-зависимости и раскрыл перспективы таких исследований.

Далее озвучили свои взгляды по данной проблеме следующие зарубежные специалисты: проведшая первые в мире исследования в данной области, автор переведенной на шесть языков книги "Пойманные в сеть" К. Янг; пионер киберпсихологических исследований Дж. Сулер; также пионер исследований и консультативной работы в этой области Дж. Грохол, который отказывается квалифицировать интернет-зависимость в качестве самостоятельного вида зависимости; С. Стерн, который также полагает, что применение интернета обогащает людей; М. Гриффитс, по мнению которого, лишь немногие аддикты демонстрируют зависимость от собственно интернета, для большинства же интернет - не более чем орудие; Дж. Морэйхан-Мартин останавливается на терминологии, различая интернет-аддикцию, зависимость от интернета, излишнее применение интернета, а также компульсивное, патологическое, проблематичное, разрушительное применение интернета; в этом ей вторит М. Фенишел, который, кроме того, подробно анализирует возможные сходства и различия между традиционными зависимостями и Интернет-зависимостью.


Большинство зарубежных специалистов полагают, что если можно говорить об интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа пользователей интернета; тем самым они не подтверждают мнения, согласно которым подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей.

Г.В. Солдатова сообщила предварительные итоги массового исследования российских школьников, согласно которым Интернет превратился в основной информационный источник для детей.

Далее выступали: А.Е. Войскунский; В.Д. Менделевич, который в докладе о психопатологии девиантного поведения в интернете проанализировал интернет-зависимость в ряду других зависимостей; К.С. Лисецкий различает "растворенность" в интернете (недооценка времени в интернете, переоценка значимости и объема произведенного с его помощью продукта) и "нерастворенность" (переоценка времени в интернете, адекватная оценка значимости и объема произведенного посредством интернета продукта); С.Н. Ениколопов раскрыл связь между применением интернета и проявлениями агрессивных и враждебных действий; Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова сопоставили интернет-зависимость с длительностью применения интернета и с психологическими особенностями пользователей, включая идентичность, личностное развитие, различие между образами Я и Другого, эмоциональную сферу, самосознание и др.; М.С. Радионова и Т.С. Спиркина выявили, что склонные к интернет-зависимости люди социально и эмоционально дезадаптированы, фрустрированы, используют неадекватные копинг-стратегии.

Доклады Р.Ф. Теперик, В.Л. Малыгиной, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой были посвящены факторам, способствующим формированию интернет-зависимости у подростков. [7, с.165].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время одни специалисты по психическому здоровью отказываются признать новый вид зависимости, другие - их обычно именуют "киберпсихологами" - выделяют признаки интернет-зависимости, оказывают помощь клиентам-аддиктам, ведут консультативную и профилактическую работу.

Вывод. После анализа психологической литературы о сущности и развитии интернет-зависимости можно сказать, что обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг. Сам термин "интернет-зависимость" в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В настоящее время феномен «зависимости от интернета» интенсивно обсуждается и исследуется, но целостного и всеобъемлющего подхода к данной проблеме в виде «интернет-зависимости у подростков» так и не нашли. Тем более, что вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от интернета, остается нерешенным до сих пор, и изучение этого феномена нуждается в дальнейшем изучении.


2. Возрастные особенности интернет-зависимости у подростков
Любая зависимость имеет свои, присущие только ей, характеристики, критерии и симптомы. В настоящее время критерии и симптомы, присущие интернет-зависимости, изучены и рассмотрены довольно подробно для того, чтобы можно было судить: есть ли у подростка данная зависимость или нет.

Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях[17, с.193].

Специалисты же, изучающие интернет-зависимость, достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в интернете; способность и склонность забывать при работе в интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [9, с.110].