Файл: Httpallbest ru Психология интернетзависимости в подростковом возрасте.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.
Комментарий: Первый и второй пункт отражают возникновение такого феномена, как толерантность. Похожие признаки можно наблюдать у курящих людей, алкоголиков и наркоманов, когда для получения удовольствия необходимо постоянно увеличивать дозировку. В данном случае "дозировкой" является количество времени затраченного на пребывание в виртуальном мире.
3. Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени
4. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернете, приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в течение от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами:
-Эмоциональное и двигательное возбуждение
-Тревога
-Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет
-Фантазии и мечты об Интернет
-Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
Комментарий: Такие эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернет и на языке психиатрии называются "синдром отказа" или "абстинентный синдром". В данном случае он сильно отличается от "абстинентного синдрома" курильщиков, наркоманов, алкоголиков и переедающих людей (обжор), так как у них развивается не только психологическая, но и физическая зависимость к вредным веществам и их отмена переживается намного тяжелее. Преимущество Интернет – зависимости в отсутствии физиологического компонента. Синдром отмены вызывает у пользователя снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.
1 Использование Интернет позволяет избежать "синдрома отказа".
2 Интернет часто используется в течение большого количества времени или чаще, чем было задумано.
3 Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использование Интернет.
4 Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся или постоянных физических, психологических, социальных, профессиональных проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими).
Для диагностики интернет-зависимости существует так же шкала, определяющая склонность к данной зависимости. Шкалу создала А. Жичкина, одна из исследователей интернет-зависимости в настоящее время.
Инструкция: Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.
1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.
Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.
2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.
Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.
3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.
Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.
4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.
Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.
5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.
Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.
7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.
Ключи
Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» – 0 баллов.
Склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.
Признаками наступившей Интернет-зависимости, служат следующие критерии:
-всепоглощенность Интернетом;
-потребность проводить в сети все больше и больше времени;
-повторные попытки уменьшить использование Интернета;
-при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
-проблемы контроля времени;
-проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
-ложь по поводу времени, проведенного в сети;
-изменение настроения посредством использования Интернета.
В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в семье и с близкими и друзьями, с учебой, а так же с самим собой и отношением к остальным и окружающему миру в общем.
Вывод. Сейчас существует в большом количестве множество вариантов тестов и опросников, направленных на выявление интернет-зависимости, с помощью которых можно диагностировать, есть ли у подростка интернет-зависимость или нет, нужно ли работать с ним для устранения этой пагубной зависимости или же с все в порядке. Однако, кроме диагностики и выявления/не выявления зависимости у подростка, так же необходимо внимание родителей и близких для того, чтобы вовремя заметить симптомы интернет-зависимости у подростка, а потом успеть вовремя принять необходимые меры: обратиться за психологической помощью к специалисту.
4. Психологическая работа с подростковой интернет-зависимостью
Любой подросток в настоящее время так или иначе является интернет-зависимым. И этот феномен не зависит от самих подростков, нет. Таково наше время, когда вместо библиотек и книг в твердом переплете, главным информационным ресурсом для подростков является именно интернет и электронные варианты книг. Ведь для того, чтобы найти необходимую информацию не нужно выходить из дома, идти в библиотеку и искать там книгу с нужной информацией. И еще не факт то, что она там окажется. Ведь намного проще, сидя дома за компьютером, зайти в интернет и скачать электронную версию необходимой книги. Да и вообще, в интернете проще искать полезную и нужную информацию, чем в книгах, ведь интернет всегда рядом и доступен для пользования.
Так думают современные подростки, и уже это указывает на то, насколько они стали зависимы от интернета и то, что они нуждаются в профессиональной психологической помощи. Но наибольшая ответственность в вопросе о том, что можно и нужно сделать, чтобы подростки перестали настолько сильно зависить от наличия интернета, лежит на их родителях. Они должны быть точно проинформированы о том, какие опасности могут ожидать их детей в сети и знать, как с ними бороться.
Но поскольку официального диагноза интернет-зависимости пока не существует, то и критерии её лечения еще в достаточной мере не разработаны. И, несмотря на это, психологи предлагают самый простой и доступный всем способ избавления от интернет-зависимости у подростков - это приобретение другой зависимости, но более полезной. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости. Как еще можно помочь подростку в избавлении от интернет-зависимости? Это помочь зависимому вернуться в реальную жизнь. Для этого подойдет все, что нравится, увлекает, вызывает позитивные чувства. У кого-то это спорт, у других – творчество, увлекательная работа, хобби, любовь. Главное в этом нелегком процессе - поддержка близких людей, готовых придти на помощь в любой момент.
Так же существуют и другие способы излечить подростка от интернет-аддикции. Обязательным его условием должно быть условие осознания проблемы и желание вылечиться со стороны человека, страдающего зависимостью. В тоже время интернет-зависимость чаще всего осознают окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другими видами зависимости (алкоголь, наркотики). Поэтому необходимо мотивирование человека, страдающего от интернет-зависимости на то, что ему нужна помощь. Часто решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь подростку, страдающему интернет-зависимостью, обратиться за помощью к психологу.
Первый этап лечения зависимости от интернета – диагностика причин ее формирования, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.
Основой лечения интернет-зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, а не уходить сразу в виртуальную реальность, потому что так проще, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.
Важнейший этап лечения интернет-зависимости - это
привлечение страдающего ею подростка в процессы, не связанные с компьютерами и интернетом, чтобы он не стал заменой реальности. Необходимо показать, что существует масса интересных развлечений помимо интернета (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Интернет-зависимость, как и любые другие зависимости, влияет на взаимоотношения в семье, поэтому во время ее лечения важно оказывать помощь не только самому интернет-зависимому, но и родственникам и близким, в частности направленную на гармонизацию отношений с ним.
Существует несколько советов психологов, подсказывающих, что нужно делать, а что нельзя, чтобы не усугубить ситуацию с зависимостью у подростка:
Что делать нельзя: наказывать, отключать Интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома.
Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем.
Вывод. Поскольку как официальный диагноз интернет-зависимость еще не принята медицинским сообществом, то и критерии её лечения еще в достаточной мере не разработаны. Однако существуют несколько профессиональных советов от психологов, как можно вылечить подростка от интернет-зависимости: Главное в психологической помощи подростку, страдающему интернет-зависимостью, увлечь его настоящей реальностью, настоящей жизнью. Заставить его поверить и понять, что сводить весь мир в узко-безграничные рамки великой Сети. Затем обратиться к психологу, чтобы провести для зависимого подростка психокоррекцию, индивидуальную для каждого и в специальных треннинговых группах. Так же важно не упустить из виду есть ли у зависимого подростка скрытые расстройства, например, депрессия. Если она есть, то нужно так же провести и медикаментозное лечение. Но самое главное, в чем нуждается подросток, зависимый от интернета и лечащийся от нее, - это поддержка и помощь в трудные моменты его родителей. Ведь кто, кроме них, может помочь увидеть подростку настоящую, а не виртуальную реальность?.. На то они и родители, чтобы любить и поддерживать своего ребенка.