Файл: Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и виды коллективной творческой деятельности……………….6
1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств………………..………………..…………………9
1.3Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников………………..………………..………………..…………………..16
Глава 2. Коллективная творческая деятельность в классе……………………19
2.1. Задачи воспитательной деятельности………………..……………………19
2.2. Организация взаимодействия учащихся в
жизнедеятельности класса………………..………………..…………………....22
Заключение…………..………………..…………………………..…………..….25
Список литературы……………..………….……………..………………..…….26
Введение
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.
Младший школьный возраст является сенситивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований.
Анализируя литературу и практику школы, можно заметить тенденцию на усиление развития интеллекта ребенка и снижение внимания к развитию эмоциональной и личностной сфер. А между тем, это может привести к несформированности коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, и, как следствие, к эмоциональной незрелости. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у детей начальных классов опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Главным в развитии личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека в референтной (значимой для него) группе.
Актуальность данной темы определяется изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, повлекшими за собой:
- увеличение значимости творческой личности
- нахождение в более выгодном положении, по отношению к людям, пользующимися стандартными, устоявшимися методами
- ощущение эмоционального комфорта от проявленной инициативы, творчества в трудовой деятельности
- перестройка общеобразовательной школы, одной из основных целей которой является формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности
Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.
Проблема формирования и развития творческой коллективной деятельности решается с помощью ряда основных и вспомогательных подходов. Основные подходы - деятельностный подход (В. В. Давыдов [3], Л. С. Выготский [1], П. Я. Гальперин [2] и др.), личностный подход (В. В. Краевский[5], Л. В. Занков [4] и др.), системный подход (А. Д. Холл [8], Р. Е. Фейджин [7] и др.).
Цель курсовой работы - изучить коллективную творческую деятельность как средство формирования и развития личностных качеств младших школьников.
В соответствии с этой целью выдвинуты задачи:
1. Определить сущность и основные виды коллективно-творческой деятельности;
2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности;
3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности.
Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования - влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств младших школьников.
1. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе
1.1 Сущность и виды коллективной творческой деятельности
В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:
КТД - это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
Суть каждого дела - забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях.
Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.
Поэтому оно творится сообща - не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.
Основатель методики Игорь Петрович Иванов.
Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. [9]
Виды коллективных творческих дел
В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:
· Общественно - политические
· Трудовые
· Познавательные
· Экологические
· Спортивные
· Художественные
· Досуговые
· Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.
· Коллективные творческие дела в работе с активом.
Рассмотрим данные виды подробно:
Общественно - политические коллективные творческие дела.
Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя - получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно - политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитафиша, агитпоход, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политвикторина, диалог, пресс-конференция и т.д.
Трудовые коллективные творческие дела. Детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по "секрету" и т.д.
Познавательные коллективные творческие дела. Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.
Экологические коллективные творческие дела. Природа - лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.
Спортивные коллективные творческие дела. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.
Художественные коллективные творческие дела. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок "Жили-были", выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.
Досуговые коллективные творческие дела. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. Например: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день "рекордов Гиннеса " и т.д.[5]
1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника.