Файл: Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни.
Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.[5]
Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности. Успешному разрешению многих проблем, возникающих при этом, служит реализация личностно-ориентированной концепции, которая несет в себе новый взгляд на педагогические процессы и такое отношение к организации деятельности детей, особенно внеурочной, которая позволяет реально ориентироваться на личность ребенка, его интересы, потребности, склонности.
Глава 2. Коллективная творческая деятельность в классе
2.1. Задачи воспитательной деятельности
Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения КТД:
1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
3. Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.[6]
Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?
Первое условие- общая забота. Воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни - людям, труду, природе, культуре - как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.
Второе условие- единство уважения и товарищеской требовательности. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника - в настоящем и будущем - общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.
Третье условие- единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие- единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив - старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие- творчество, а не шаблон. Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.
Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
Существуют принципы коллективного взаимодействия:
·принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок - личность).
·принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности
·принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
·принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
·принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
·принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
·принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка. [4]
2.2. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса
В практической части мы представляем опыт организации коллективной творческой деятельности. Занятие проводилось в 3 «А» классе МАО СОШ «3».
3 «А» класс на мой взгляд оказался творческим и активным коллективом, которые с радостью выполнял предложенные задания. В классе обучаются 20 девочек и 10 мальчиков.
Учитывая особенность коллектива (класс девочек), мы после долгого обсуждения вместе с родителями и учащимися решили в течении года работать над созданием творческого альбома «Живой родничок».
На первой стадии (предварительная работа коллектива) мы определили воспитательные задачи КТД. Это:
· развитие творческих способностей девочек;
· воспитание усидчивости, ответственности и вкуса;
· привитие навыков чтения художественной литературы и т.д.
Во время стартовой беседы с девочками мы решили, что лучшие стихи, рассказы, сказки будут прочитаны подшефном классе малышам, на родительских собраниях и на классных сборах.
Работа будет продолжатся в течение года дома и на уроках творчества в ней будет принимать участие весь класс а в техническом оформлении сборника примут участие родители. Возглавить коллективное творческое дело должен воспитатель (он же учитель русского языка и литературы), а организатором стать совет дела, избранный из числа учениц.
На второй стадии (коллективное планирование)класс разбился на микроколлективы.
Это следующие группы:
· поэты,
· сказочники,
· прозаики,
· оформители.
Представители микроколлективов на сборе - старте предложили, выносит обсуждение работ, которые войдут в сборник «Живой родник», на литературный кружок, в совет дела они рекомендовали учителя изобразительного искусства.
На третьей стадии (коллективная подготовка КТД)мы избрали совет дела, куда вошли представители каждой творческой микрогруппы: учащиеся, классный руководитель, учитель ИЗО, председатель родительского совета.
Решили раз в месяц рассматривать творческие работы девочек, коллективно отбирать лучшие, аргументировать свой выбор, продумывать иллюстрации отобранным работам. Все были увлечены хорошим делом, радостно и с удовольствием взялись за него, так что такие советы И.П. Иванова на этой стадии КТД, как товарищеский контроль и товарищеское требование, применять не приходилось. Использовалось лишь товарищеское поощрение. Девочки были готовы к творчеству и убеждены в его необходимости и важности.
Четвертая стадия - это проведение коллективного творческого дела.
Оно проводилось в течение года. Раз в месяц совет дела предлагал на обсуждение творческих групп лучшие работы по темам:
Октябрь: «Мне нет еще и 10».
Ноябрь: «Осенние мотивы».
Декабрь: «Новогодние приключения».
Январь: «Рождественские сказки».
Февраль: «Мир фантастики».
Март: «Сказки о животных».
Апрель, май: «Весенняя капель».
В КТД принимали участие все без исключения девочки, но совет дела очень строго отбирал работы в творческий сборник.
Пятая стадия КТД (коллективное подведение итогов).
На коллективном подведении итогов мы внимательно заслушали работы, которые предлагались для внесения в творческий сборник, рассмотрели иллюстрации и выбрали лучшие, предложили техническому секретарю в набор стихи и сказки, признанные лучшими. На общем сборе мы пришли к выводу, что КТД сплотило девочек, заставило их требовательно относиться к себе и другим, интереснее стала классная жизнь.
Не удалось расширить список авторов лучших работ, хотя в классе большой потенциал. Это было внесено в планы на будущий год.
Шестая стадия КТД - это стадия ближайшего последействия.
Для нас это была презентация готового сборника «Живой родник». Потом девочки выступили с чтением на заключительном родительском собрании и перед малышами.
Было решено:
1. Продолжить работу над созданием классного творческого альбома в пятом классе.
2. Прививать навыки творчества в литературном кружке.
3. Предлагать лучшие работы в школьный литературный сборник.
4. Стать участниками городского творческого конкурса «Начало».
5. Привлекать к сотрудничеству родителей.
Заключение
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при активной роли взрослых. Взрослые создают условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, можно выявить, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темой по данной структуре делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной. Становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.