Файл: Оценка уровня экономической безопасности, неопределенностей, угроз и рисков хозяйствующего субъекта.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика ПАО «Газпром».
3. Оценка экономической безопасности по критерию финансовой устойчивости
4. Оценка экономической безопасности по критерию рентабельности
5. Оценка экономической безопасности по критерию технического состояния и движения основных средств
6. Оценка экономической безопасности по критерию инновационной деятельности
8. Оценка экономической безопасности по критерию внешней нефинансовой политики
10.Составление матрицы ущерба и позиционирование в ней рисков
11. Расчет степени значимости и весовых коэффициентов критериев
12. Расчет и анализ совокупного рейтинга экономической безопасности транспортного предприятия
Выводы и анализ состояния экономической безопасности предприятия.
-
Степень обеспеченности персоналом = = 0,95 = 95% -
Степень квалификации персонала 65% -
Рентабельность персонала = = 23%
Вывод: ПАО «Газпром» можно присвоить средний уровень экономической безопасности по критерию персонала.
8. Оценка экономической безопасности по критерию внешней нефинансовой политики
ПАО «Газпром» — это многопрофильная энергетическая корпорация с государственным участием.
Основные направления бизнеса компании:
-
геологическая разведка углеводородных и нефтяных месторождений; -
добыча, переработка, хранение и транспортировка газа и нефти; -
генерация и сбыт тепловой энергии и электроэнергии.
«Газпром» один из ключевых игроков на глобальном энергетическом рынке. Компания располагает крупнейшими подтвержденными запасами природного газа на планете, добывает 12% от всего добываемого газа в мире и около 68% от добычи в России.
«Газпрому» принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа, общая протяженность которой более 170 тысяч километров. Поставки осуществляются более чем в три десятка стран. Корпорация владеет монопольным правом на поставку экспортного трубопроводного газа из России. Также «Газпром» активный участник рынка сжиженного природного газа, лидер по производству и поставкам СПГ среди всех компаний РФ.
Компания сегодня:
-
располагает 35 000 млрд м3 запасов газа в России и 17% от всех доказанных мировых запасов природного газа; -
владеет запасами газового и нефтяного конденсата в РФ более 3 640 млн тонн; -
добывает более 472 млрд м3 газа в РФ;
-
добывает более 63 млн тонн нефтяного и газового конденсата в России; -
имеет 26 подземных хранилищ газа на территории РФ, совокупная емкость которых более 74 млрд м3; -
транспортирует по своему газопроводу более 672 млрд м3 газа на территории России, в том числе 137,9 млрд м3 газа других компаний, не входящих в корпорацию; -
имеет три газоперерабатывающих завода, гелиевый завод, предприятия по стабилизации и транспортировке конденсата; -
имеет в составе 5 нефтеперерабатывающих заводов (три из них территории РФ и два за рубежом);
-
имеет предприятия по разработке газовой и нефтехимической продукции.
В настоящий момент в мире наблюдается рост потребления энергии, при этом наибольший прирост энергии (треть от общего объёма) приходится на природный газ. «Газпром» является одним из главных поставщиков газа для европейских стран. На сегодняшний день экспортные поставки по контрактам в страны Европы составляют более 194 млрд м
3. Поставки газа сильно диверсифицированы по странам, при этом главными потребителями являются Германия, Италия и Турция.
Деятельность за рубежом.
-
Сербия.
Крупнейший зарубежный актив «Газпром нефти» — энергетическая Компания «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС). «Газпром нефть» владеет 56,15% акций НИС, 29,87% принадлежит Республике Сербии, остальные акции распределены между миноритарными акционерами. НИС — системообразующая компании Сербии и один из крупнейших вертикально-интегрированных энергетических холдингов Юго-Восточной Европы. Компания занимается разведкой и добычей нефти и газа на территории Сербии, Румынии, Боснии и Герцеговины.
-
Ирак
«Газпром нефть» в составе международного консорциума участвует в проекте освоения месторождения Бадра в Ираке. Помимо российской компании актив разрабатывают корейская Kogas (22,5%), малайзийская Petronas (15%), турецкая ТРАО (7,5%) и иракское правительство в лице Иракской геологоразведочной компании (Oil Exploration Company, OEC, 25%). У «Газпром нефти» самая крупная доля, 30%, и статус оператора.
-
Венесуэла
«Газпром нефть» принимает участие в разработке венесуэльского месторождения Хунин-6 в составе российско-венесуэльского совместного предприятия. Это гигантский актив с запасами 10,96 млрд баррелей сверхтяжелой нефти.
Компания гарантирует надежное и устойчивое обеспечение газом стран‐импортеров. История поставок российского газа в Европу свидетельствует: несмотря на бурные политические преобразования, происходившие как в странах‐покупателях, так и на пространстве бывшего СССР, мы способны обеспечить бесперебойные поставки «голубого топлива» нашим клиентам.
Показатели деятельности ПАО «Газпром» говорят о высоком уровне экономической безопасности предприятия.
9. Определение степени значимости и расчет весовых коэффициентов отдельных критериев экономической безопасности
Неопределенности, угрозы и риски
Валютный кризис:
1. Угроза колебания курса валют:
1.1. риск повышения рыночной стоимости сырья; (политический)
1.2. риск неплатежеспособности населения; (социальный)
1.3. риск падения рынка; (политический)
2. Угроза снижения спроса на продукцию:
2.1. риск уменьшения объема производства; (маркетинговый)
2.2. риск потери прибыли от основной деятельности; (финансовый)
2.3. риск потери потенциальных покупателей; (маркетинговый)
3. Угроза нарушения потока товаров и услуг:
3.1. риск задержки в поставке сырья; (политический)
3.2. риск потери времени и финансов на изучение новых НПА; (экономический)
3.3. риск повышения таможенных пошлин; (политический)
Энергетическая катастрофа:
4. Угроза повреждения оборудования:
4.1. риск допущения ошибки человеческим фактором; (социальный)
4.2. риск дополнительных расходов на ремонт; (финансовый)
4.3. риск сбоя в системах оборудования; (т/т)
5. Угроза ухудшения качества электроэнергии:
5.1. риск потери потенциальных покупателей; (маркетинговый)
5.2. риск ухудшения работоспособности предприятия; (т/т)
5.3. риск ухудшения репутации компании; (маркетинговый)
6. Угроза ухода компании с лидирующих позиций:
6.1. риск уменьшения количества объектов электроснабжения;(экологический)
6.2. риск риск потери рабочих мест; (социальный)
6.3. риск уменьшения стоимости акций на фондовом рынке; (политический)
Истощение природных ископаемых:
7. Угроза изменения норм объема добычи полезных ископаемых:
7.1. риск уменьшения объема производства; (маркетинговый)
7.2. риск заморозки производства; (экономический)
7.3. риск простоя оборудования; (т/т)
8. Угроза внесения изменений в законодательства, регулирующее добычу полезных ископаемых:
8.1. риск повышения налоговой ставки; (экономический)
8.2. риск уменьшения объема добывания полезных ископаемых; (экономический)
8.3. риск потери времени и финансов на изучение новых НПА; (маркетинговый)
9. Угроза изменения места добычи природных ископаемых:
9.1. риск повышения затрат на строительство новых мест добычи;(финансовый)
9.2. риск на нехватку сотрудников в новых местах добычи полезных ископаемых; (социальный)
9.3. риск плохого качества добываемых полезных ископаемых на новых местах;(экологический)
Таблица 12. Мероприятия, снижающие уровень угроз
Угроза | Мероприятия, снижающие уровень угрозы |
1. Угроза колебания курса валют |
|
2. Угроза снижения спроса на продукцию |
|
3.Угроза нарушения потока товаров и услуг |
|
4. Угроза повреждения оборудования |
|
5. Угроза ухудшения качества электроэнергии |
|
6. Угроза ухода компании с лидирующих позиций |
|
7. Угроза изменения норм объема добычи полезных ископаемых |
|
8. Угроза внесения изменения в законодательство, регулирующая добычу полезных ископаемых |
|
9. Угроза изменения места добычи природных ископаемых |
|
Риск повышения рыночной стоимости сырья
-
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. ОДЗ = Т / (ОП / СДЗ). Т — это период времени в днях, за который вы проводите анализ. Чаще всего оборачиваемость считают за месяц, квартал или год. ОП — оборотный показатель. -
Инфляция. Индекс потребительских цен — 100% -
Оборот капитала (чистая прибыль). Выручка /Среднегодовая стоимость капитала.
Риск неплатежеспособности населения
-
Темп снижения выручки. ТР = Пт / Пб х 100%. Здесь: Пт - это показатель текущего периода, а Пб – базового (начального). -
Показатель человеко-часы. К х Т = Чч, где Чч – это человеко-часы, К – это количество работников, принимающих участие в процессе производства, а Т – это время, затраченное на работу. -
Эластичность спроса. E=[(Q1-Q2)/[1/2×(Q1+Q2)]]/[(P2-P1)/[1/2× (P 1 + P 2)]] Где: Q1 — спрос в начале; Q2 — спрос в следующий момент времени; P1 — цена в начале; P2 — цена в следующий момент времени.
Риск падение рынка
-
Рентабельность продаж. ROS = (NP / TP) x 100% где NP (net profit) — чистая прибыль, TP (total profit) — общая выручка от реализации товара. -
Платежеспособность. Копл = СА/ ( (П1) + (П2) + (П3)), где Копл – коэффициент платежеспособности; СА – совокупные активы; П1 – наиболее срочные пассивы; П2 – Краткосрочные пассивы; П3 – Долгосрочные обязательства. -
Финансовая устойчивость. КФУ= (СС+ДолЗС)/ВБ. СС — собственные средства; ДолЗС — долгосрочные заемные средства, ВБ — это валюта баланса
Риск уменьшения объема производства
-
Показатели финансовой устойчивости. КФУ= (СС+ДолЗС)/ВБ. СС — собственные средства; ДолЗС — долгосрочные заемные средства, ВБ — это валюта баланса. -
Темп снижения выручки от реализации. В = Ц * К, где Ц – цена конкретного вида продукции (с НДС); К – количество данного вида продукции. -
Рентабельность продаж. ROS = (NP / TP) x 100% где NP (net profit) — чистая прибыль, TP (total profit) — общая выручка от реализации товара.
Риск потери прибыли от основной деятельности
-
Производительность труда. П = Q/Ч. Ч – количество работников, участвующих в производстве продукции в то же время; Q – объем работ или произведенных товаров. -
Логистический коэффициент. ЛК=логистические затраты*100/производственные затраты -
Темп снижения конкурентоспособности. qi = (Pi / Pi0) * 100%; где qi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Рi — величина i-го параметра для анализируемого товара; Рi0 — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.