Файл: Разработка стратегии социальноэкономического развития.rtf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.2 Проблемы выбора стратегии социально-экономического развития территории в современных условиях
Современное состояние социально-экономического развития страны характеризуется существенными политическими и экономическими изменениями, подтверждающими стабилизацию курса реформ. Сегодня местное сообщество должно самостоятельно осмыслить и определить перспективу развития города, формировать единую систему взглядов на то, каким должен быть город в будущем и разработать способы и конкретные мероприятия для достижения цели своего развития.
В связи с этим возникла и пока не нашла своего разрешения проблема создания комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития территории в условиях относительной нестабильности внешней среды. Для ее создания необходимо объединить различные методики, механизмы и инструменты экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту.
Стратегическое планирование активно развивается и применяется в управлении развитием территорий Российской Федерации.
Динамичное развитие отдельного каждого территориального образования в интересах его населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации стратегии социально-экономического развития.
Используя мировой опыт стратегического планирования, мы не должны забывать об особенностях современной России. В благополучных развитых странах Запада разработка стратегических планов развития происходит в условиях достаточно «гладкого» хода социально-экономических процессов и большого объема ресурсов. Современная Россия находится на социально-экономическом «переломе», проблема ресурсов и их оптимального использования является значительно более острой. Поэтому стратегия социально-экономического развития должна давать представление о механизмах реализации поставленных целей, достижимости поставленных целей с учетом имеющихся ресурсов, влиянии возможных изменений внешних условий, содержать перечень показателей, в том числе - количественных, исходя из которых, можно получить достаточно объективную оценку степени достижения поставленных целей. С другой стороны, нельзя требовать и того, чтобы стратегический план в условиях рыночной экономики был похож на привычный для условий административно-командной системы хозяйствования долгосрочный план директивного типа с указанием конкретных сроков каждого действия, исполнителей, объема и источников финансирования.
Основными общими моментами при разработке социально-экономического развития территории являются:
- анализ экономико-географического положения территориального образования;
- изучение демографической ситуации в территориальном образовании;
выявление основных препятствий развитию территориальному образования;
анализ конкурентных преимуществ и недостатков развития территориального образования;
определение целевых ориентиров развития территориального образования на перспективу.
Далее, в стратегиях в обязательном порядке определяются миссия (либо главная цель) и стратегические направления развития территориального образования.
Главная цель любой стратегии социально-экономического развития территории - это повышение качества жизни населения.
Естественно, что достижение поставленной цели возможно посредством работы по реализации основных стратегических направлений.
Общими в рассмотренных планах развития муниципального образования являются следующие стратегические направления:
- экономическое развитие;
- повышение инвестиционной привлекательности;
улучшение экологической обстановки;
развитие социальной сферы;
образование;
здравоохранение;
культура и средства массовой информации;
социальная защита населения и молодежная политика;
трудовые отношения;
развитие инфраструктуры (градостроительство)
совершенствование жилищной сферы и благоустройство.
Немаловажным элементом каждой стратегии является и то, как все задуманное будет осуществляться. То есть, выделив цели и задачи, указываются механизмы по реализации стратегии.
Таким образом, говоря о стратегии развития любого образования необходимо отметить то, что имеются как общие моменты (в частности, некоторые элементы структуры стратегического плана), так и серьезные различия. В целом, стратегические планы - это индивидуальные стратегии развития. И это не должно вызывать удивления, поскольку каждое территориальное образование находится на определенной территории, расположено в конкретном регионе, имеет (или не имеет) свой ресурсно-сырьевой потенциал. Различаются и размеры территории, численность населения и так далее.
Следовательно, каким бы не было муниципальное образование, с одной стороны, оно должно развиваться и стремиться к достижению поставленных целей; с другой стороны, оно имеет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для своего развития.
Выводы по главе
Вопросам эволюции стратегии социально-экономического развития территории традиционно уделяется значительное внимание. В этом контексте выделяется три этапа, у каждого из которых есть свои особенности.
На протяжении последних 18-ти лет в России была проделана большая работа по формированию нормативной базы, отражающей этапы разработки, согласования, утверждения, финансирования и реализации программ экономического и социального развития регионов. Каждый из рассмотренных актов вносил дополнения, которые можно рассматривать в качестве «методических рекомендаций», позволяющих разработать более или менее эффективную программу развития территории.
Сегодня местное сообщество должно самостоятельно осмыслить и определить перспективу развития города, формировать единую систему взглядов на то, каким должен быть город в будущем и разработать способы и конкретные мероприятия для достижения цели своего развития.
В связи с этим возникла и пока не нашла своего разрешения проблема создания комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития территории в условиях относительной нестабильности внешней среды. Для ее создания необходимо объединить различные методики, механизмы и инструменты экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту.
Динамичное развитие отдельного каждого территориального образования в интересах его населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации стратегии социально-экономического развития.
Глава 2. Методологические основы разработки стратегии социально-экономического развития территории
2.1 Нормативно-правовая база разработки стратегии социально-экономического развития территории
Стратегия социально-экономического развития территории разработана на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих разработку и реализацию программ использование природно-ресурсного потенциала, развития социальной инфраструктуры, муниципального сектора экономики.
В основу разработки Стратегии были положены Федеральные Законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ, «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. №440, утвердивший Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года №607 и принятое во исполнение Указа Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 года №1313-р, Приказ Министерства регионального развития России от 27 февраля 2007 г. №14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
При разработке Стратегии учитывались заданные на федеральном уровне приоритетные направления развития России до 2020 года, положения послания Президента РФ 2008 года, другие документы и нормативные правовые акты, имеющие значение для установления основных положений Стратегии, в том числе Проект Федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации».
Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.
Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.
При этом необходимо увязать принятие данных правовых нормативных актов с решением других, связанных с ними задач. Речь идет, прежде всего, о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую и инновационную деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.
Необходимо принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального программирования и планирования (определение статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.
Насущной потребностью является также определение единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.
Формирование правовой базы для обеспечения и функционирования отдельных типов территорий (особое геополитическое положение территорий субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с государственной границей России; изолированное положение Калининградской области; наличие закрытых административно-территориальных образований; сложная политическая ситуация на Северном Кавказе и особенно в Чеченской Республике, наличие важнейших геостратегических ресурсов в Арктической зоне, а также особое экономическое положение ряда регионов - эти и другие схожие по своей природе факторы обуславливают необходимость особой правовой политики в отношении названных территорий, а также закрепление возможности особого порядка решения в них вопросов местного значения, причем не обязательно в форме местного самоуправления). В частности, необходимо укрепление нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, в том числе принятие Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», присоединение России к Дополнительным протоколам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, а также разработка Федерального закона об особенностях осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ. Также необходимо институциональное обустройство интеграционных процессов и взаимодействия сопредельных территорий на пространстве СНГ как важных инструментов обеспечения развития субъектов Федерации, а также расширения связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом в рамках Шанхайской организации сотрудничества.