Файл: Разработка стратегии социальноэкономического развития.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главная и конечная цель социально-экономической стратегии - улучшение качества жизни населения, и увеличение его вклада в развитие всего общества.

В социальной политике главный ориентир - улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это, прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Приоритетом экономической политики является эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.

Конкретный состав и содержание целей социально-экономической стратегии зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей. При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.

Глава 3. Выработка практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово и оценка их эффективности
3.1 Практические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово
С целью обеспечения эффективного управления социально - экономическими процессами на территории и решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

В связи с этим основные направления стратегии социально-экономического развития района Лефортово определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития района на средне- и долгосрочную перспективу, основанную на ресурсном потенциале территории и уровне его использования в современных условиях.

Экономическое развитие Лефортовского района - деятельность, затрагивающая различные сферы экономической и общественной жизни. Реализация Стратегии будет основываться в первую очередь на включении внутренних ресурсов повышения эффективности социально-экономического развития района. Для реализации Стратегии предлагается использовать весь комплекс механизмов и инструментов, отработанных отечественной и мировой практикой.


Главные требования при этом:

- системность осуществляемых действий, их взаимная увязка по основным направлениям, что предусматривает оперативное отслеживание достигаемых системой результатов, внесение необходимых корректив;

- оптимальное сочетание элементов планирования и государственного, муниципального регулирования с рыночными моделями и механизмами саморазвития.

Система мер по реализации Стратегии включает организационные и финансовые механизмы. Исследуем механизмы более подробно.

Организационные механизмы реализации Стратегии предусматривают создание специального подразделения в структуре исполнительного органа или организации при представительном органе для проведения ежегодного мониторинга хода реализации Стратегии, выполнения утвержденных индикаторов и контрольных показателей. В организационной структуре необходимо отделить лиц, осуществляющих стратегическое управление, от лиц, которые заняты решением оперативных и тактических задач, которые обеспечивают реализацию стратегических решений.

Определение конкретных мероприятий и координация совместной деятельности участников Стратегии обеспечивается за счет формирования ежегодного плана действий по реализации Стратегии. Выработка плана действий основывается на приоритетах Стратегии, учитывает динамику процесса ее реализации и изменение внешних факторов и условий. Одним из важных механизмов реализации Стратегии является согласование различных стратегических направлений и инициатив (федеральные, региональные, ведомственные, межведомственные программы, проекты и т.д.), выполняемых различными участниками, использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов. Составной частью механизма реализации Стратегии являются целевые программы, которые в прогнозный период будут осуществляться на территории района. Их мероприятия органично вписаны в контекст данной Стратегии и конкретизируют обозначенные в ней приоритетные цели и задачи развития района.

К организационным механизмам, обеспечивающим реализацию Стратегии можно отнести, следующие мероприятия:

- совершенствование организационной структуры администрации района для устранения дублирования функций, а также, при необходимости, создание новых организационных структур, необходимых для решения задач социально-экономического развития района в соответствии с кодификатором функций государственного управления;



внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер по снижению административных барьеров;

- расширение практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления развитием отраслей экономики и социальной сферы;

обеспечение эффективного функционирования систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов государственного и муниципального управления и систем мониторинга реализации региональных и муниципальных программ.

Финансовые механизмы реализации Стратегии включают:

совершенствование механизма нормативного планирования и финансирования расходов по предоставлению бюджетных услуг населению, для повышения эффективности управления бюджетными учреждениями, введение системы индикаторов оценки деятельности субъектов бюджетного планирования;

внесение изменений в текущий бюджет района с точки зрения его соответствия Стратегии и обеспечение стратегической координации бюджетных ассигнований и инвестиций;

совершенствование механизма выравнивания уровня экономического развития и бюджетной обеспеченности поселений в направлении преодоления территориальных диспропорций в развитии района.

Успешность реализации принципиально нового подхода к использованию технологий стратегического управления и планирования в развитии района, также как и внедрение отдельных институтов, во многом будет зависеть от того, насколько граждане окажутся готовыми к нововведениям, воспримут их, включатся в реализацию разрабатываемых планов. Все это предполагает не только максимальную публичность и открытость в формулировании целей и задач Стратегии и конкретизирующей ее программы действий, но и непосредственное участие граждан в процессе выработки решений, повышение эффективности работы системы местного самоуправления. Необходимо налаживание действенных механизмов прямой и обратной связи между гражданами и властью, необходима система мониторинга и перекрестного оценивания результатов со стороны, как самой власти, так и граждан.

Одним из путей, позволяющих этого добиться, является разработка целевых ориентиров - образа района, каким он должен стать к 2020 г. Индикативный, параметрический подход целесообразно дополнять постоянными замерами общественного мнения.

Для обеспечения системного характера этих программ и включенных в них мероприятий, исключения дублирования действий, придания всем программным мероприятиям единой целевой направленности на реализацию Стратегии необходимо совершенствование системы целевых программ путем группировки действующих программ в межотраслевые блоки, увязанные со стратегическими направлениями развития района и обеспечивающие решение актуальных социально-экономических проблем системного характера.


Данный подход упростит управление и финансовое администрирование, сделает более четким механизм ответственности за реализацию целевых программ. Для решения системных проблем, которые пока не охвачены инструментами программно-целевого управления, могут быть разработаны дополнительные целевые программы. Для решения отраслевых и иных проблем в установленных сферах деятельности также могут разрабатываться ведомственные целевые программы.
.2 Оценка эффективности предлагаемых практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово
Стратегия определяет стратегические цели и направления развития района. На практике это означает, что любое управленческое решение, касающееся развития района, должно проверяться на соответствие стратегическим целям и направлениям. Это должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при формировании порядка реализации целевых программ и т.п.

Мероприятия, обеспечивающие реализацию Стратегии, можно разбить на четыре группы:

1. Повышение доходности использования территории за счет развития ресурсной базы;

2. Повышение уровня и качества жизни;

. Создание и поддержание конкурентных преимуществ;

. Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления.

Мероприятия по реализации Стратегии должны быть направлены на достижение следующих стратегических целей:

7) Повышение инвестиционной привлекательности района Лефортово.

8) Стимулирование развития и привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

) Повышение качества и продолжительности жизни населения района Лефортово.

) Развитие инфраструктуры территории.

) Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса.

) Развитие инновационной деятельности.

Для органов местного самоуправления района Лефортово первоочередными и наиболее приоритетными действиями по реализации Стратегии являются:

- системное информирование населения и субъектов малого и среднего предпринимательства об инвестиционных проектах и потенциальных экономических возможностях;

- развитие транспортной инфраструктуры;

методическая помощь поселениям в решении технологических вопросов муниципального управления.


Стратегические цели и направления развития поселений закрепляются в соответствующих концепциях и программах, которые согласуются с документами стратегического блока районного уровня (настоящей Стратегией, Концепцией социально-экономического развития)

В рамках заявленной Стратегии в настоящее время актуальность приобретает изменение организационной структуры и структуры управления районом, в том числе с точки зрения пересмотра роли и значения некоторых органов местного самоуправления или структурных подразделений и введения процедур управления по результатам.

Эффективность реализации стратегии социально-экономического развития района Лефортово должна быть оценена в экономической, социальной и политической сферах.

Эффективность в экономической сфере:

· Рост объемов промышленного производства в 2-2,2 раза.

· Рост реальных располагаемых доходов в расчете на душу населения в 2-2,2 раза.

· Увеличение доли среднего класса к 2020 году до уровня, более половины населения в городских поселениях и 35% в сельских поселениях.

· Реализация стратегических решений через постановку конкретных задач и финансирование их исполнения.

Эффективность в социальной сфере:

· Охват подготовкой и переподготовкой не ниже 90% работающего населения.

· Безработица среди молодежи не более 5 %.

· Увеличение доли занятых в малом бизнесе не менее, чем до 60% от общего количества занятых в экономике.

· Обеспечение защищенности лиц пожилого возраста и нуждающихся в социальной защите до 100%.

· Сокращение удельного веса ветхого жилья в 3 раза.

· Обеспеченность медицинским персоналом, учителями и социальными работниками до 100%.

· Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2 раза.

· Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя 25 - 28 кв.м.

Эффективность в политической сфере:

· Разработка системы правил принятия стратегических решений.

· Установление целевых показателей конечных результатов реализации стратегических решений.

· Организация стратегического контроля, который должен включать:

- управление проблемами и целями. В стратегическом управлении предполагается, что всякая цель может быть достигнута только через ориентированные на нее изменения, и планируемые во времени результаты должны обеспечивать проведение этих изменений;