ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
XVII-XVIII вв. был очищен, отремонтирован и приспособлен для хранения воды.
По предположению профессора Кудрявцева А.А., руководившего здесь в 1971-1980гг. археологическими раскопками, это сооружение является ранним христианским храмом IV в. В исторических письменных источниках говорится о том, что патриарший престол каталикоса Кавказской Албании находился в цитадели Нарын-кала. После он был переведен в Партав, а храм был заброшен.
Изучение древнего объекта обычными методами при помощи раскопок представляется затруднительным. Во-первых, крепость Нарын-кала относится к объектам культурного наследия ЮНЕСКО. Во-вторых, неизвестно, как поведут себя при освобождении от земли стены здания, так долго подвергавшиеся воздействию воды.
Мы подходим к Западным воротам крепости. Датируются они VI-XIX вв. Они еще называются Горскими. В основном эти ворота служили для гужевого транспорта. Также здесь встречали экипажи с гостями. Если рассмотреть поближе с внутренней стороны, то проход перекрыт стрельчатым сводом.
С внешней стороны ворота фланкированы двумя прямоугольными стенами, образующими перед порогом узкий проход в 3 метра. За Горскими воротами можно увидеть фрагмент горный стены -Даг-бары.
Горная стена Даг-бары, которую по праву называют Великой Кавказской стеной, наряду с дербентской крепостью и городскими стенами составляет грандиозную оборонительную систему, защищавшую народы Закавказья и Передней Азии от набегов воинственных кочевников с севера вдоль побережья Каспийского моря. Горная стена начинается у юго-западного угла цитадели и тянется на запад на расстоянии 42км. На всем своем протяжении она была укреплена системой фортов и полуфортов. Вдоль Горной стены были расположены поселения, на которые возлагалась ее охрана. Это современные селения Митаги, Камах, Зидьян, Зиль, Бильгади и др. Конструкция Горной стены идентична конструкции городских стен Дербента. После распада арабского халифата в X веке и превращения Дербента в центр небольшого феодального владения Горная стена утратила свое стратегическое значение и постепенно стала разрушаться. В настоящее время стена сохранилась на 30%.
(группа спускается к ханской бане).
Следующий очень интересный объект в цитадели – это сводчато-купольная ханская баня XVI – XVII вв. Российский и советский ученый-физиолог Орбели Л.А. писал: «Баня на Кавказе, как и на всем Востоке - предмет особой заботы, потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, проведения медицинских процедур, поднятия настроения, для отдыха и встречи, дружеской беседы с приятелями».
Вот мы и подошли к ханской бане. Она представляет собой заглубленное в землю, сложноплановое сооружение из обработанного камня. Его основу составляли два крупных зала, в которых располагались холодное и горячее
отделение. Залы перекрывались куполами со специальными отверстиями для освещения помещений.
Специальная печь под резервуаром нагревала воду. Горячий воздух, поступавший в залы по специальным каналам, проложенным также под полом резервуара, обогревали баню и полы. До нас не сохранилось внутреннее декоративно-художественное убранство бань, но известно, что в бане правителя города широко применялись поливные кирпичи и плитки, изразцы с подглазурной росписью, фигурная кладка, сталактиты.
По одной из версии, по четвергам и пятницам (особые у мусульман дни) обычно купались хан и его семья, в остальные дни купались прислуга и стражники.
(группа спускается к гауптвахте)
Заключение
«Цитадель Нарын-кала» – волшебный мир, где камни являются немыми свидетелями многих исторических, порою драматических событий. Если бы они могли заговорить!!! Не осталось бы белых пятен в истории Дербента и обитателей цитадели.
Сегодня мы, дорогие экскурсанты, окунулись в мир легенд и преданий, которые нас, как машина времени, унесли в древние эпохи.
Старожилы Дербента говорят, что здесь, в цитадели, особая аура, пропитанная энергетикой предков. Сегодня это вы, надеюсь, ощутили.
Горожане очень трепетно относятся к своему культурному наследию, свидетелю ярких и важных событий прошлого.
На этом наша экскурсия на крепости завершена, щас мы идем обедать.
Обедаем
Продолжаем экскурсию после обеда
Старый город
Особого внимания заслуживают ворота древнего Дербента, в настоящее время общее количество ворот, включая ворота цитадели – девять, а на чертежах города, датируемых 1720г., количество ворот достигало 14, включая ворота поперечных стен. Северная стена имеет трое ворот, южная - четверо.
Ворота Баят - Капы
Ворота Баят-Капы (VI в.) – вторые ворота южной стены. Согласно преданию, название ворот связано с тюркским племенем «баят»,500 семейств которых персидский шах Исмаил I (1501-1524 гг.) пересилил из Ирана и поселил в район этих ворот. Их арабы называли Баб- эль-Мектуб. В начале XVIII в.они имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот, здесь было два арочных проема, наружный и внутренний. Между ними в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом. В нач. ХIХв. Баят-капы были капитально перестроены по проекту военного инженера Карпова.(1811 г.)
При этом старая схема плана была сохранена, однако проемы получили полуциркульное очертание, а проход между ними перекрыли деревянным накатом.
Ворота относительно хорошо сохранились (реставрированы в 1960г.).
Над замковым камнем южного фасада высечена русская надпись: «Время разрушило, ослушание меня построило 1811г.».
Старинная восточная баня (мужская) VIII в.
Специальные исследования показали, что возведение основной подземной части бани относится к средневековому периоду, хотя в основании ее лежат более древние постройки. Многозальное помещение бани имеет развитый прямоугольный план размерами 27,2 x 15 м. Высота до верхней точки свода внутри помещений составляет до 6,0 м от уровня пола.
В целом объект сохранил свой внешний облик, характерный для древних бань своего времени. Фасад с южной стороны украшен входом в виде стрельчатой арочной ниши.
По визуальному анализу можно сделать вывод, что вход с восточной стороны, заложенный намного позже строительства бани, так же имел арочную пологую куполовидную форму. Кладка купола и стен – характерная черта для зданий и сооружений древнего Дербента. Стены выполнены из камня-ракушечника.
Имеются незначительные выбоины с западной стороны здания и подтеки от попадания влаги на верхней части стены под крышей. Крыша выполнена из тесанного камня и кира.
Внутреннее убранство характерно для сводно-купольных восточных бань. Баня состоит из двух больших помещений и более десяти вспомогательных.
Еще 50 лет назад баня была в разрушенном состоянии. Она восстановлена в 1970-е годы, но в настоящее время не функционирует.
Дом, в котором в 1830-1834 гг. жил Бестужев-Марлинский Александр
Александрович
Бестужев (Марлинский) Александр Александрович (1797-1837) – прозаик, поэт, критик родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.
Бестужев принял участие в восстании 14 декабря и вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа 1829 года Бестужев переведен по его прошению рядовым на Кавказ, где в то время шли военные действия (правда, с особым указанием императора не повышать его в чине независимо от боевых заслуг).
В 1830 году он был переведен на службу в Дербент. В 1831 году Бестужев участвовал в боевых действиях при осаде Дербента имамом Кази-муллой. В походе под командованием Н.П. Панкратьева Бестужев отличился в боях. События эти описаны им в «Письмах из Дагестана» (1832). От тоски по России Бестужева спасает лишь его способность сохранять вопреки обстоятельствам «весьма веселый характер».
Талант и литературная продуктивность позволили в короткое время не только вновь войти в творческие круги, но и занять ведущее положение в русской прозе. В это время им были написаны повести, поднявшие автора к вершинам славы. В 1830 году издается повесть «Испытание» и очерки «Военный анекдот», «Шах Гусейн».
Одними из лучших произведений Бестужева являлись повести «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда», «Страшное Гадание» и «Мулла- Нур». К 1835 году современники ставят Бестужева в ряд лучших европейских писателей, ему отдается предпочтение даже перед А.С. Пушкиным.
В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среди этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами.
Каждая новая повесть «Пушкина в прозе», как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин, который называл его русским Вальтером Скоттом.
В 1833 году у него в доме погибла невеста Ольга Нестерцева. Молва обвинила Бестужева. Однако следствие, длившееся в течение нескольких месяцев, признало Бестужева невиновным. По просьбе писателя его перевели в Ахалцих, в 1834 году он покинул Дербент, где был популярен под именем Искандербека. Этим событиям посвящены лирический этюд «Прощание с Каспием», пять «Кавказских очерков».
В феврале 1837 года по дороге на свое последнее место службы в Кутаиси, где стоял 10-й линейный Черноморский батальон, Бестужев заказал молебен по Грибоедову и Пушкину на могиле Грибоедова в Тифлисе. 7 июня Бестужев погиб в бою при высадке на мыс Адлер. Тело его так и не было найдено. На Кавказе возникли легенды о том, что Бестужев остался жив…
Старинная восточная баня (женская) 1613г.
Женская баня построена в начале XVII в., находится в верхней части города рядом с Джума - мечетью.
В баню вниз ведет восьмиступенчатая каменная лестница.
Баня состоит из двух отделений: а) раздевальной, со скошенными углами, напротив которых стоят 4 восьмигранные колонны, несущие на себе 4 симметрично стоящие арки, на которых покоится сводчатый потолок с большим куполом в середине; б) моечного отделения, намного меньшего по размеру.
В XVIII в. баня разрушилась, и долгое время не функционировала.
В 1788 году местный житель по имени Хаджи Мухаммед Кербалаи Ибрагим-оглы очистил баню от мусора, отремонтировал и стал эксплуатировать ее. Джума-мечеть стала оспаривать свои права на баню, апеллируя тем, что над входом в баню есть надпись: «Эту баню в 1065 г. хиджры (1654-1655 гг.) правитель города Баязид Султан пожертвовал Джума-мечети». Мечеть добилась возвращения бани себе, но и не обидела Хаджи Мухаммеда, выплатив ему все понесенные им убытки и расходы.
По предположению профессора Кудрявцева А.А., руководившего здесь в 1971-1980гг. археологическими раскопками, это сооружение является ранним христианским храмом IV в. В исторических письменных источниках говорится о том, что патриарший престол каталикоса Кавказской Албании находился в цитадели Нарын-кала. После он был переведен в Партав, а храм был заброшен.
Изучение древнего объекта обычными методами при помощи раскопок представляется затруднительным. Во-первых, крепость Нарын-кала относится к объектам культурного наследия ЮНЕСКО. Во-вторых, неизвестно, как поведут себя при освобождении от земли стены здания, так долго подвергавшиеся воздействию воды.
Мы подходим к Западным воротам крепости. Датируются они VI-XIX вв. Они еще называются Горскими. В основном эти ворота служили для гужевого транспорта. Также здесь встречали экипажи с гостями. Если рассмотреть поближе с внутренней стороны, то проход перекрыт стрельчатым сводом.
С внешней стороны ворота фланкированы двумя прямоугольными стенами, образующими перед порогом узкий проход в 3 метра. За Горскими воротами можно увидеть фрагмент горный стены -Даг-бары.
Горная стена Даг-бары, которую по праву называют Великой Кавказской стеной, наряду с дербентской крепостью и городскими стенами составляет грандиозную оборонительную систему, защищавшую народы Закавказья и Передней Азии от набегов воинственных кочевников с севера вдоль побережья Каспийского моря. Горная стена начинается у юго-западного угла цитадели и тянется на запад на расстоянии 42км. На всем своем протяжении она была укреплена системой фортов и полуфортов. Вдоль Горной стены были расположены поселения, на которые возлагалась ее охрана. Это современные селения Митаги, Камах, Зидьян, Зиль, Бильгади и др. Конструкция Горной стены идентична конструкции городских стен Дербента. После распада арабского халифата в X веке и превращения Дербента в центр небольшого феодального владения Горная стена утратила свое стратегическое значение и постепенно стала разрушаться. В настоящее время стена сохранилась на 30%.
(группа спускается к ханской бане).
Следующий очень интересный объект в цитадели – это сводчато-купольная ханская баня XVI – XVII вв. Российский и советский ученый-физиолог Орбели Л.А. писал: «Баня на Кавказе, как и на всем Востоке - предмет особой заботы, потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, проведения медицинских процедур, поднятия настроения, для отдыха и встречи, дружеской беседы с приятелями».
Вот мы и подошли к ханской бане. Она представляет собой заглубленное в землю, сложноплановое сооружение из обработанного камня. Его основу составляли два крупных зала, в которых располагались холодное и горячее
отделение. Залы перекрывались куполами со специальными отверстиями для освещения помещений.
Специальная печь под резервуаром нагревала воду. Горячий воздух, поступавший в залы по специальным каналам, проложенным также под полом резервуара, обогревали баню и полы. До нас не сохранилось внутреннее декоративно-художественное убранство бань, но известно, что в бане правителя города широко применялись поливные кирпичи и плитки, изразцы с подглазурной росписью, фигурная кладка, сталактиты.
По одной из версии, по четвергам и пятницам (особые у мусульман дни) обычно купались хан и его семья, в остальные дни купались прислуга и стражники.
(группа спускается к гауптвахте)
Заключение
«Цитадель Нарын-кала» – волшебный мир, где камни являются немыми свидетелями многих исторических, порою драматических событий. Если бы они могли заговорить!!! Не осталось бы белых пятен в истории Дербента и обитателей цитадели.
Сегодня мы, дорогие экскурсанты, окунулись в мир легенд и преданий, которые нас, как машина времени, унесли в древние эпохи.
Старожилы Дербента говорят, что здесь, в цитадели, особая аура, пропитанная энергетикой предков. Сегодня это вы, надеюсь, ощутили.
Горожане очень трепетно относятся к своему культурному наследию, свидетелю ярких и важных событий прошлого.
На этом наша экскурсия на крепости завершена, щас мы идем обедать.
Обедаем
Продолжаем экскурсию после обеда
Старый город
Особого внимания заслуживают ворота древнего Дербента, в настоящее время общее количество ворот, включая ворота цитадели – девять, а на чертежах города, датируемых 1720г., количество ворот достигало 14, включая ворота поперечных стен. Северная стена имеет трое ворот, южная - четверо.
Ворота Баят - Капы
Ворота Баят-Капы (VI в.) – вторые ворота южной стены. Согласно преданию, название ворот связано с тюркским племенем «баят»,500 семейств которых персидский шах Исмаил I (1501-1524 гг.) пересилил из Ирана и поселил в район этих ворот. Их арабы называли Баб- эль-Мектуб. В начале XVIII в.они имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот, здесь было два арочных проема, наружный и внутренний. Между ними в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом. В нач. ХIХв. Баят-капы были капитально перестроены по проекту военного инженера Карпова.(1811 г.)
При этом старая схема плана была сохранена, однако проемы получили полуциркульное очертание, а проход между ними перекрыли деревянным накатом.
Ворота относительно хорошо сохранились (реставрированы в 1960г.).
Над замковым камнем южного фасада высечена русская надпись: «Время разрушило, ослушание меня построило 1811г.».
Старинная восточная баня (мужская) VIII в.
Специальные исследования показали, что возведение основной подземной части бани относится к средневековому периоду, хотя в основании ее лежат более древние постройки. Многозальное помещение бани имеет развитый прямоугольный план размерами 27,2 x 15 м. Высота до верхней точки свода внутри помещений составляет до 6,0 м от уровня пола.
В целом объект сохранил свой внешний облик, характерный для древних бань своего времени. Фасад с южной стороны украшен входом в виде стрельчатой арочной ниши.
По визуальному анализу можно сделать вывод, что вход с восточной стороны, заложенный намного позже строительства бани, так же имел арочную пологую куполовидную форму. Кладка купола и стен – характерная черта для зданий и сооружений древнего Дербента. Стены выполнены из камня-ракушечника.
Имеются незначительные выбоины с западной стороны здания и подтеки от попадания влаги на верхней части стены под крышей. Крыша выполнена из тесанного камня и кира.
Внутреннее убранство характерно для сводно-купольных восточных бань. Баня состоит из двух больших помещений и более десяти вспомогательных.
Еще 50 лет назад баня была в разрушенном состоянии. Она восстановлена в 1970-е годы, но в настоящее время не функционирует.
Дом, в котором в 1830-1834 гг. жил Бестужев-Марлинский Александр
Александрович
Бестужев (Марлинский) Александр Александрович (1797-1837) – прозаик, поэт, критик родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.
Бестужев принял участие в восстании 14 декабря и вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа 1829 года Бестужев переведен по его прошению рядовым на Кавказ, где в то время шли военные действия (правда, с особым указанием императора не повышать его в чине независимо от боевых заслуг).
В 1830 году он был переведен на службу в Дербент. В 1831 году Бестужев участвовал в боевых действиях при осаде Дербента имамом Кази-муллой. В походе под командованием Н.П. Панкратьева Бестужев отличился в боях. События эти описаны им в «Письмах из Дагестана» (1832). От тоски по России Бестужева спасает лишь его способность сохранять вопреки обстоятельствам «весьма веселый характер».
Талант и литературная продуктивность позволили в короткое время не только вновь войти в творческие круги, но и занять ведущее положение в русской прозе. В это время им были написаны повести, поднявшие автора к вершинам славы. В 1830 году издается повесть «Испытание» и очерки «Военный анекдот», «Шах Гусейн».
Одними из лучших произведений Бестужева являлись повести «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда», «Страшное Гадание» и «Мулла- Нур». К 1835 году современники ставят Бестужева в ряд лучших европейских писателей, ему отдается предпочтение даже перед А.С. Пушкиным.
В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среди этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами.
Каждая новая повесть «Пушкина в прозе», как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин, который называл его русским Вальтером Скоттом.
В 1833 году у него в доме погибла невеста Ольга Нестерцева. Молва обвинила Бестужева. Однако следствие, длившееся в течение нескольких месяцев, признало Бестужева невиновным. По просьбе писателя его перевели в Ахалцих, в 1834 году он покинул Дербент, где был популярен под именем Искандербека. Этим событиям посвящены лирический этюд «Прощание с Каспием», пять «Кавказских очерков».
В феврале 1837 года по дороге на свое последнее место службы в Кутаиси, где стоял 10-й линейный Черноморский батальон, Бестужев заказал молебен по Грибоедову и Пушкину на могиле Грибоедова в Тифлисе. 7 июня Бестужев погиб в бою при высадке на мыс Адлер. Тело его так и не было найдено. На Кавказе возникли легенды о том, что Бестужев остался жив…
Старинная восточная баня (женская) 1613г.
Женская баня построена в начале XVII в., находится в верхней части города рядом с Джума - мечетью.
В баню вниз ведет восьмиступенчатая каменная лестница.
Баня состоит из двух отделений: а) раздевальной, со скошенными углами, напротив которых стоят 4 восьмигранные колонны, несущие на себе 4 симметрично стоящие арки, на которых покоится сводчатый потолок с большим куполом в середине; б) моечного отделения, намного меньшего по размеру.
В XVIII в. баня разрушилась, и долгое время не функционировала.
В 1788 году местный житель по имени Хаджи Мухаммед Кербалаи Ибрагим-оглы очистил баню от мусора, отремонтировал и стал эксплуатировать ее. Джума-мечеть стала оспаривать свои права на баню, апеллируя тем, что над входом в баню есть надпись: «Эту баню в 1065 г. хиджры (1654-1655 гг.) правитель города Баязид Султан пожертвовал Джума-мечети». Мечеть добилась возвращения бани себе, но и не обидела Хаджи Мухаммеда, выплатив ему все понесенные им убытки и расходы.