ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бала-мечеть (XI- XIX вв.)
Бала - мечеть расположена в верхней части города Дербента недалеко от ворот Орта-капы по адресу 7 магал квартал 129. До 1825г. несколько восточнее мечети проходила первая поперечная стена, снесенная в это время. Только торцевой стеной мечеть выходит на проезжую улицу, с других сторон её окружает городская застройка. На плане 20-х годов XVIII в. На рисунке, сделанном Адамом Олеарием (1638г.) на этом месте изображено большое квадратное здание, которое среди других зданий города выделяется внушительными размерами и куполом своеобразного профиля. В гравюре, приложенной к атласу Б. А. Дорна (1860г.), здание мечети двухэтажное с куполом. Окна первого этажа высокие, закругленные сверху. На втором этаже окна очень маленькие.
Величественная мечеть, изображенная на рисунках XVIII в., до нашего времени не сохранилась. Во время осады Дербента в 1796 году войсками генерала В. Зубова здание было разрушено. Позже на его месте было построено новое одноэтажное здание с плоской кровлей, без купола. О дате строительства, 1225 год хиджри (1810г.), сообщает резная надпись над клинчатой перемычкой входа. Однако, от величественного ранее здания не осталось и следа. Свой современный облик мечеть получила в 1810 году, когда после окончательного закрепления города за Россией, приступили к восстановлению участков нижних крепостных стен и частично зданий, разрушенных во время штурмов города в 1796г. и 1806г. российскими войсками.
Ворота Орта – Капы
Ворота Орта-Капы (тюрк. Средние ворота) – третьи от цитадели Нарын-кала ворота южной стены.
Красота, сказочная торжественность и изящество, отличающие Орта-капы от остальных ворот, говорят о том, что они были главным парадным въездом в город с юга.
Ворота Орта-Капы относятся к числу древнейших ворот в городе.
Наличие в проеме ворот и в башенных выступах кладок разных типов говорит о том, что эта часть городской стены с воротами неоднократно перестраивались. Специалисты различают кладки XIV, XV и начала XIX веков, а кладку основания ворот идентифицируют с кладкой основания Кырхлар-капы и относят к VI-VIII векам.
Над разгрузочной аркой на южном фасаде расположен водомет в виде каменной скульптуры головы льва. С помощью водомета отводилась вода с боевой площади, которая находилась с внутренней стороны ворот. Возможно, водомет также использовался в целях обороны (например, в него могли лить горячую нефть и др.). Скульптура упала в сер. 1930-х годов и была перенесена в Дербентский краеведческий музей. При реставрации в 1960 г. на воротах установили ее копию. Верхняя часть ворот с бойницами сооружена в 1811 году по проекту военного инженера Карпова. Кладка основной, древней части ворот вокруг входного проема в башенных выступах хотя и напоминает по типу древнейшую, однако, состоит из геометрических блоков, и в ней имеются ряды из камней, положенных плашмя. Следовательно, часть городской стены с воротами была капитально перестроена уже после сооружения крепости, по-видимому, в арабский период, а возможно и позже. Над прямоугольным проемом с внешней стороны имеется несколько попорченная арабская надпись почерком куфи:
«Во имя Аллаха милостивого и милосердного.
Эта работа Лютф-Уллаха бен Хасана,
Ахмада бен Абу-Али бен Йунуса и Емена бен Баята.
В месяце раджаб в году от хиджры пророка спустя пять и тридцать и четыреста.
Во имя Аллаха милостивого и милосердного.
Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед посланник Аллаха ... после... и да приветствует! Да помилует его Аллах!»
Указанная в надписи дата – 435 г. хиджры соответствует 1043/4 г. и является датой одной из многочисленных реставраций и перестроек ворот.
Для дербентской архитектуры на протяжении многих веков ее развития была характерна сдержанность в использовании архитектурного декора, в подавляющем большинстве старых построек Дербента архитектурно-художественный образ создается путем контрастного сопоставления больших плоскостей фасада, крупных по форме проемов, куполов и т.д. с очень скупо примененными архитектурно-декоративными элементами. Лишь один этап в развитии архитектуры Дербента, когда город испытал сильное влияние Ширвана XIV -XV в., характеризуется более широким использованием элементов. Ярким примером такой архитектуры и являются ворота Орта-капы.
Джума-мечеть VIII в.
Комплекс Джума-мечети является одним из наиболее интересных сооружений г. Дербента. Начала функционировать как мечеть с начала VIII в. По научным версиям возникла как христианский храм в VI в. Она расположена в верхней (древней) части города недалеко от Орта-капы и Девичьей бани. К северу примыкает широкая главная улица, улица М.Рзаева, ранее имевшая название им. ген. Ермолова. Напротив Джума-мечети с восточной части находятся жилые дома.
Во двор мечети ведут трое ворот стрельчатой формы, что традиционно для дербентской архитектуры: двое маленьких ворот имеются с северной стороны, в настоящее время они не функционируют. И одни большие с восточной стороны, которые считаются самыми древними. В данный момент мы находимся у этих ворот. Но перед тем как войти, я прошу всех девушек и женщин покрыть головы в знак уважения к этому святому месту. Пожалуйста, следуйте за мной. Остановитесь здесь, поднимите головы и обратите внимание на то, что над воротами в кладке имеется надпись на персидском языке, которая гласит, что ворота были возобновлены в 1378 г. хиджри (1959г.)
Комплекс Джума-мечети состоит из зданий самой мечети, медресе, квадратного двора между ними, а также жилого здания для духовенства и бывшей мусульманской школы. Здание мечети занимает всю северную стену, нижняя часть которой ранее была сложена из больших и хорошо отесанных камней, очень напоминающих нам по кладке городские стены, а верхняя часть стен была выложена из красного кирпича. Подобная кладка оставалась до 1996г. По решению духовенства мечети и местных жителей было решено облицевать стены мечети. Во двор мечети выходят 16 стрельчатых окон, предназначенные для освещения здания мечети. В северной стене устроено три маленьких сводчатых входа и один большой главный вход, который расположен в центре стены. В данный момент мы находимся у главного входа. Обратите внимание на то, что массивный портал главного входа немного выступает от плоскости стены, также имеются персидские надписи, одна из них (верхняя) сообщает, что мечеть была построена в 115г. хиджри (734г.), а другая надпись (нижняя) сообщает, что мечеть была восстановлена в 770г. хиджри (1368г.). И восстановил её Африбурз, сын Теймураза. В те времена он считался богатым феодалом, который финансировал все эти восстановительные работы. Надпись, к сожалению, не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети. Но по рассказу местных жителей это произошло в результате сильного землетрясения. В это время в северной стене образовались большие сильные трещины, и здание мечети находилось на грани разрушения. И тогда жителями города был создан совет старейшин, и по решению совета из г. Баку был приглашен мастер по имени Тадж ад- Дин ибн Муса-аль-Бакуви. Мастер, приехав в Дербент, осмотрел мечеть, поднявшись на крышу, узнал, что крыша имеет замковую кладку, т.е. если убрать один камень, то могло бы обрушиться всё здание мечети. Поэтому, чтобы сохранить прежний облик, он предложил построить подпорную стену, т.е. эта стена, которую вы видите перед собой, и является подпорной стеной. Об этом даже свидетельствует персидская надпись, которая находится в верхней части стены. Надпись сообщает имя строителя (архитектора) Тадж ад-Дина ибн Мусы-аль-Бакуви.
А сейчас мы с вами пройдём во внутрь здания. Но перед тем как пройти, если вам не трудно, снимите обувь, потому что пол мечети покрыт коврами! Мечеть имеет женскую и мужскую половину. Это женская половина. Проходим в мужскую половину. Пожалуйста, встаньте в середине помещения: здание мечети представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание, общая площадь которого составляет 2 тыс. 100 м (67x17м). По всему зданию проходят 40 вытянувшихся в два ряда квадратных колонн, которые разделяют здание на три длинных нефа. Секции боковых нефов перекрыты сводами, а вся центральная секция перекрыта гранённым стрельчатым куполом диаметром 4м. Прямоугольный зал освещается стрельчатыми окнами, расположенными в верхней части стен. В середине южного бокового нефа, как видите, имеется выступающий квадратный зал. Зал перекрыт стрельчатым куполом, который опирается на 8 подпружных арок. Обратите своё внимание ещё на то, что в этом квадратном зале имеются небольшие выступающие балконы. По рассказу местных жителей, до установления Советской власти в мечети проводилось мехкеме (мехкеме – это народно-шариатский суд). И эти балконы служили для проведения мехкеме. За стеной этого квадратного зала с обеих сторон имеются ступени, по которым люди поднимались. Одна часть служила для дачи показаний, другая - для совета старейшин. Вся южная стена этого зала, которую вы видите перед собой в настоящее время, отреставрирована, но до реставрации она была расписана масляными красками, декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана, и в настоящее время сохранилось несколько из этих цитат. Также в южной стене имеется несколько стрельчато-арочных ниш.
Минбар предназначен для проведения проповеди. Минбар является местом главного проповедника мечети, имама или же местные жители его называют ахунд. В этом месте имам сидит и читает Коран, произносит молитвенную речь. Обратите внимание на то, что минбар расположен выше пола. Это сделано для того, чтобы во время проведения проповеди все окружающие люди могли хорошо слышать и видеть имама. В мечети имеются два минбара. Этот минбар предназначен для проведения ежедневных молитв, а другой, который находится в центральном зале, предназначен для проведения праздничных молитв. Например, во время священного месяца Рамадан и других религиозных праздников. А освещается весь этот зал тремя стрельчатыми окнами, которые расположены в южной стене выше минбара.
Также в этом зале имеется маленькая комната. Подойдите пожалуйста, поближе. Эту комнату называют Хазра Аббасын очагы, т.е. очаг святого Аббаса. Святой Аббас является сыном имама Али. Все атрибуты, находящиеся в этой комнате, принадлежат святому Аббасу. Эта комната в народе считается одной из дверей помощи. Верующие люди приходят сюда со своим проблемами, с пожеланиями, обращаются к Богу в надежде на то, что Бог их услышит и поможет. А теперь следуйте за мной в центр помещения. Внутренний интерьер Джума-мечети, как видите, поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Весь этот цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, этот полумрак и прохлада, царящие здесь даже в самый знойный летний день, ещё больше подчёркивают монументальную торжественность этого интерьера.
Подчеркнул это и писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский в конце 20-х гг. Х1Хв. Во время ссылки в Дербенте он интересовался обычаями и нравами местных жителей, посещал Джума-мечеть. И в своих записях он дал очень яркое описание Джума-мечети. Основной кусочек из этого описания: «Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет... Тихо журчит молитва правоверных, сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благовения; ни слух, ни взор не вызывают их внимания на окружённые предметы. Направо и налево по два ряда со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего... и навевает прохладно отрадные чувства усталому сердцу».
Такими прекрасными словами А. Бестужев-Марлинский описал Джума-мечеть.
Я хочу вам рассказать ещё о том, что существуют разные научные версии относительно первоначального предназначения здания Джума-мечети. Одни авторы утверждают, что здание мечети ранее было христианским храмом-базиликой, приспособленным в VIII в. арабами под мечеть (базилика - один из главных типов христианского храма). Сторонники этой гипотезы исходят из того, что здание мечети имеет явно базиликальный характер, минбар не смотрит в сторону Каабы,,как в мечетях. Другие авторы считают, что здание Джума-мечети с самого начала возводилось как мечеть, и в начальный период распространения ислама первые мечети на арабском Востоке строились по подобию христианских храмов. К сожалению, окончательных ответов на эти вопросы у исследователей нет, т.к. работа в данном направлении приостановлена. Для нас, простых людей,не важно, кем он был построен - христианами или мусульманами. Главное то, что в настоящее время мечеть функционирует, и в это святое место приходили и приходят люди разных религий.
А теперь, уважаемые экскурсанты, мы с вами пройдём к двухэтажному жилищу для духовенства.
Всю западную часть двора мечети занимает двухэтажное жилище для духовенства. Внутри здания находится зал, длина которого составляет 25м, а ширина – 5м. также имеются 13 стрельчатых окон, предназначенных для освещения зала. В настоящее время это помещение используют для проведения различных религиозных мероприятий: меджлисов, мавлюдов (поминальные обеды). А на первом этаже находится кухня. Посмотрите ещё раз внимательно.
Сейчас мы пройдем к зданию медресе.
Здание медресе (медресе - мусульманское среднее и высшее учебное заведение) занимает северную сторону двора мечети.
Ранее оно представляло собой одноэтажное, выложенное из тесаного камня здание. А в настоящее время – это двухэтажное здание, второй этаж был построен в 1996г. и предназначен тоже для проведения религиозных мероприятий. А фасад здания медресе состоит из 14 стрельчатого вида лоджий. Лоджии по размерам не одинаковы. Тринадцать из них имеют одинаковые размеры, а одна лоджия, которая находится в середине, чуть больше. Малые лоджии ведут к входу в одинаковые небольшие изолированные помещения, предназначенные для учеников, а большая лоджия – к помещению для преподавателей. Фасад здания медресе не симметричен. К востоку от большой секции расположены пять малых секций, а к западу – восемь. Однако в 1789г. здание медресе имело симметричную композицию - по 8 малых секций в каждую сторону от большой секции. Но в 1805г. три секции с восточной стороны были разобраны и вместо них были устроены северные ворота комплекса. Об этом свидетельствует дата (1805г.), выбитая в кладке ворот. В настоящее время эти ворота не функционируют.
Здание медресе было построено в ХVв., а затем неоднократно перестраивалось. Имеются арабские надписи, выбитые на фасаде центральной секции. Одна из них гласит, что медресе было построено в 879г. хиджри (1474-75гг.). Это время правления Ширваншаха Фаррух-Яссара, который считается основателем этого медресе. Вторая надпись гласит, что после разрушения здание медресе было восстановлено в 1204г. хиджри (1789г.) правителем города Ших-Али-ханом, сыном Фат-Али-хана.
Сейчас мы подойдём к зданию бывшей мусульманской школы.
Здание этой школы было построено в начале XX в. Об этом гласит арабская надпись, которая имеется в кладке стены. В этой школе, в основном, учили детей мужского пола читать и писать. Она была закрыта после установления Советской власти. В настоящее время это здание используется как администрация конторы мечети.
Бала - мечеть расположена в верхней части города Дербента недалеко от ворот Орта-капы по адресу 7 магал квартал 129. До 1825г. несколько восточнее мечети проходила первая поперечная стена, снесенная в это время. Только торцевой стеной мечеть выходит на проезжую улицу, с других сторон её окружает городская застройка. На плане 20-х годов XVIII в. На рисунке, сделанном Адамом Олеарием (1638г.) на этом месте изображено большое квадратное здание, которое среди других зданий города выделяется внушительными размерами и куполом своеобразного профиля. В гравюре, приложенной к атласу Б. А. Дорна (1860г.), здание мечети двухэтажное с куполом. Окна первого этажа высокие, закругленные сверху. На втором этаже окна очень маленькие.
Величественная мечеть, изображенная на рисунках XVIII в., до нашего времени не сохранилась. Во время осады Дербента в 1796 году войсками генерала В. Зубова здание было разрушено. Позже на его месте было построено новое одноэтажное здание с плоской кровлей, без купола. О дате строительства, 1225 год хиджри (1810г.), сообщает резная надпись над клинчатой перемычкой входа. Однако, от величественного ранее здания не осталось и следа. Свой современный облик мечеть получила в 1810 году, когда после окончательного закрепления города за Россией, приступили к восстановлению участков нижних крепостных стен и частично зданий, разрушенных во время штурмов города в 1796г. и 1806г. российскими войсками.
Ворота Орта – Капы
Ворота Орта-Капы (тюрк. Средние ворота) – третьи от цитадели Нарын-кала ворота южной стены.
Красота, сказочная торжественность и изящество, отличающие Орта-капы от остальных ворот, говорят о том, что они были главным парадным въездом в город с юга.
Ворота Орта-Капы относятся к числу древнейших ворот в городе.
Наличие в проеме ворот и в башенных выступах кладок разных типов говорит о том, что эта часть городской стены с воротами неоднократно перестраивались. Специалисты различают кладки XIV, XV и начала XIX веков, а кладку основания ворот идентифицируют с кладкой основания Кырхлар-капы и относят к VI-VIII векам.
Над разгрузочной аркой на южном фасаде расположен водомет в виде каменной скульптуры головы льва. С помощью водомета отводилась вода с боевой площади, которая находилась с внутренней стороны ворот. Возможно, водомет также использовался в целях обороны (например, в него могли лить горячую нефть и др.). Скульптура упала в сер. 1930-х годов и была перенесена в Дербентский краеведческий музей. При реставрации в 1960 г. на воротах установили ее копию. Верхняя часть ворот с бойницами сооружена в 1811 году по проекту военного инженера Карпова. Кладка основной, древней части ворот вокруг входного проема в башенных выступах хотя и напоминает по типу древнейшую, однако, состоит из геометрических блоков, и в ней имеются ряды из камней, положенных плашмя. Следовательно, часть городской стены с воротами была капитально перестроена уже после сооружения крепости, по-видимому, в арабский период, а возможно и позже. Над прямоугольным проемом с внешней стороны имеется несколько попорченная арабская надпись почерком куфи:
«Во имя Аллаха милостивого и милосердного.
Эта работа Лютф-Уллаха бен Хасана,
Ахмада бен Абу-Али бен Йунуса и Емена бен Баята.
В месяце раджаб в году от хиджры пророка спустя пять и тридцать и четыреста.
Во имя Аллаха милостивого и милосердного.
Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед посланник Аллаха ... после... и да приветствует! Да помилует его Аллах!»
Указанная в надписи дата – 435 г. хиджры соответствует 1043/4 г. и является датой одной из многочисленных реставраций и перестроек ворот.
Для дербентской архитектуры на протяжении многих веков ее развития была характерна сдержанность в использовании архитектурного декора, в подавляющем большинстве старых построек Дербента архитектурно-художественный образ создается путем контрастного сопоставления больших плоскостей фасада, крупных по форме проемов, куполов и т.д. с очень скупо примененными архитектурно-декоративными элементами. Лишь один этап в развитии архитектуры Дербента, когда город испытал сильное влияние Ширвана XIV -XV в., характеризуется более широким использованием элементов. Ярким примером такой архитектуры и являются ворота Орта-капы.
Джума-мечеть VIII в.
Комплекс Джума-мечети является одним из наиболее интересных сооружений г. Дербента. Начала функционировать как мечеть с начала VIII в. По научным версиям возникла как христианский храм в VI в. Она расположена в верхней (древней) части города недалеко от Орта-капы и Девичьей бани. К северу примыкает широкая главная улица, улица М.Рзаева, ранее имевшая название им. ген. Ермолова. Напротив Джума-мечети с восточной части находятся жилые дома.
Во двор мечети ведут трое ворот стрельчатой формы, что традиционно для дербентской архитектуры: двое маленьких ворот имеются с северной стороны, в настоящее время они не функционируют. И одни большие с восточной стороны, которые считаются самыми древними. В данный момент мы находимся у этих ворот. Но перед тем как войти, я прошу всех девушек и женщин покрыть головы в знак уважения к этому святому месту. Пожалуйста, следуйте за мной. Остановитесь здесь, поднимите головы и обратите внимание на то, что над воротами в кладке имеется надпись на персидском языке, которая гласит, что ворота были возобновлены в 1378 г. хиджри (1959г.)
Комплекс Джума-мечети состоит из зданий самой мечети, медресе, квадратного двора между ними, а также жилого здания для духовенства и бывшей мусульманской школы. Здание мечети занимает всю северную стену, нижняя часть которой ранее была сложена из больших и хорошо отесанных камней, очень напоминающих нам по кладке городские стены, а верхняя часть стен была выложена из красного кирпича. Подобная кладка оставалась до 1996г. По решению духовенства мечети и местных жителей было решено облицевать стены мечети. Во двор мечети выходят 16 стрельчатых окон, предназначенные для освещения здания мечети. В северной стене устроено три маленьких сводчатых входа и один большой главный вход, который расположен в центре стены. В данный момент мы находимся у главного входа. Обратите внимание на то, что массивный портал главного входа немного выступает от плоскости стены, также имеются персидские надписи, одна из них (верхняя) сообщает, что мечеть была построена в 115г. хиджри (734г.), а другая надпись (нижняя) сообщает, что мечеть была восстановлена в 770г. хиджри (1368г.). И восстановил её Африбурз, сын Теймураза. В те времена он считался богатым феодалом, который финансировал все эти восстановительные работы. Надпись, к сожалению, не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети. Но по рассказу местных жителей это произошло в результате сильного землетрясения. В это время в северной стене образовались большие сильные трещины, и здание мечети находилось на грани разрушения. И тогда жителями города был создан совет старейшин, и по решению совета из г. Баку был приглашен мастер по имени Тадж ад- Дин ибн Муса-аль-Бакуви. Мастер, приехав в Дербент, осмотрел мечеть, поднявшись на крышу, узнал, что крыша имеет замковую кладку, т.е. если убрать один камень, то могло бы обрушиться всё здание мечети. Поэтому, чтобы сохранить прежний облик, он предложил построить подпорную стену, т.е. эта стена, которую вы видите перед собой, и является подпорной стеной. Об этом даже свидетельствует персидская надпись, которая находится в верхней части стены. Надпись сообщает имя строителя (архитектора) Тадж ад-Дина ибн Мусы-аль-Бакуви.
А сейчас мы с вами пройдём во внутрь здания. Но перед тем как пройти, если вам не трудно, снимите обувь, потому что пол мечети покрыт коврами! Мечеть имеет женскую и мужскую половину. Это женская половина. Проходим в мужскую половину. Пожалуйста, встаньте в середине помещения: здание мечети представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание, общая площадь которого составляет 2 тыс. 100 м (67x17м). По всему зданию проходят 40 вытянувшихся в два ряда квадратных колонн, которые разделяют здание на три длинных нефа. Секции боковых нефов перекрыты сводами, а вся центральная секция перекрыта гранённым стрельчатым куполом диаметром 4м. Прямоугольный зал освещается стрельчатыми окнами, расположенными в верхней части стен. В середине южного бокового нефа, как видите, имеется выступающий квадратный зал. Зал перекрыт стрельчатым куполом, который опирается на 8 подпружных арок. Обратите своё внимание ещё на то, что в этом квадратном зале имеются небольшие выступающие балконы. По рассказу местных жителей, до установления Советской власти в мечети проводилось мехкеме (мехкеме – это народно-шариатский суд). И эти балконы служили для проведения мехкеме. За стеной этого квадратного зала с обеих сторон имеются ступени, по которым люди поднимались. Одна часть служила для дачи показаний, другая - для совета старейшин. Вся южная стена этого зала, которую вы видите перед собой в настоящее время, отреставрирована, но до реставрации она была расписана масляными красками, декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана, и в настоящее время сохранилось несколько из этих цитат. Также в южной стене имеется несколько стрельчато-арочных ниш.
Минбар предназначен для проведения проповеди. Минбар является местом главного проповедника мечети, имама или же местные жители его называют ахунд. В этом месте имам сидит и читает Коран, произносит молитвенную речь. Обратите внимание на то, что минбар расположен выше пола. Это сделано для того, чтобы во время проведения проповеди все окружающие люди могли хорошо слышать и видеть имама. В мечети имеются два минбара. Этот минбар предназначен для проведения ежедневных молитв, а другой, который находится в центральном зале, предназначен для проведения праздничных молитв. Например, во время священного месяца Рамадан и других религиозных праздников. А освещается весь этот зал тремя стрельчатыми окнами, которые расположены в южной стене выше минбара.
Также в этом зале имеется маленькая комната. Подойдите пожалуйста, поближе. Эту комнату называют Хазра Аббасын очагы, т.е. очаг святого Аббаса. Святой Аббас является сыном имама Али. Все атрибуты, находящиеся в этой комнате, принадлежат святому Аббасу. Эта комната в народе считается одной из дверей помощи. Верующие люди приходят сюда со своим проблемами, с пожеланиями, обращаются к Богу в надежде на то, что Бог их услышит и поможет. А теперь следуйте за мной в центр помещения. Внутренний интерьер Джума-мечети, как видите, поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Весь этот цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, этот полумрак и прохлада, царящие здесь даже в самый знойный летний день, ещё больше подчёркивают монументальную торжественность этого интерьера.
Подчеркнул это и писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский в конце 20-х гг. Х1Хв. Во время ссылки в Дербенте он интересовался обычаями и нравами местных жителей, посещал Джума-мечеть. И в своих записях он дал очень яркое описание Джума-мечети. Основной кусочек из этого описания: «Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет... Тихо журчит молитва правоверных, сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благовения; ни слух, ни взор не вызывают их внимания на окружённые предметы. Направо и налево по два ряда со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего... и навевает прохладно отрадные чувства усталому сердцу».
Такими прекрасными словами А. Бестужев-Марлинский описал Джума-мечеть.
Я хочу вам рассказать ещё о том, что существуют разные научные версии относительно первоначального предназначения здания Джума-мечети. Одни авторы утверждают, что здание мечети ранее было христианским храмом-базиликой, приспособленным в VIII в. арабами под мечеть (базилика - один из главных типов христианского храма). Сторонники этой гипотезы исходят из того, что здание мечети имеет явно базиликальный характер, минбар не смотрит в сторону Каабы,,как в мечетях. Другие авторы считают, что здание Джума-мечети с самого начала возводилось как мечеть, и в начальный период распространения ислама первые мечети на арабском Востоке строились по подобию христианских храмов. К сожалению, окончательных ответов на эти вопросы у исследователей нет, т.к. работа в данном направлении приостановлена. Для нас, простых людей,не важно, кем он был построен - христианами или мусульманами. Главное то, что в настоящее время мечеть функционирует, и в это святое место приходили и приходят люди разных религий.
А теперь, уважаемые экскурсанты, мы с вами пройдём к двухэтажному жилищу для духовенства.
Всю западную часть двора мечети занимает двухэтажное жилище для духовенства. Внутри здания находится зал, длина которого составляет 25м, а ширина – 5м. также имеются 13 стрельчатых окон, предназначенных для освещения зала. В настоящее время это помещение используют для проведения различных религиозных мероприятий: меджлисов, мавлюдов (поминальные обеды). А на первом этаже находится кухня. Посмотрите ещё раз внимательно.
Сейчас мы пройдем к зданию медресе.
Здание медресе (медресе - мусульманское среднее и высшее учебное заведение) занимает северную сторону двора мечети.
Ранее оно представляло собой одноэтажное, выложенное из тесаного камня здание. А в настоящее время – это двухэтажное здание, второй этаж был построен в 1996г. и предназначен тоже для проведения религиозных мероприятий. А фасад здания медресе состоит из 14 стрельчатого вида лоджий. Лоджии по размерам не одинаковы. Тринадцать из них имеют одинаковые размеры, а одна лоджия, которая находится в середине, чуть больше. Малые лоджии ведут к входу в одинаковые небольшие изолированные помещения, предназначенные для учеников, а большая лоджия – к помещению для преподавателей. Фасад здания медресе не симметричен. К востоку от большой секции расположены пять малых секций, а к западу – восемь. Однако в 1789г. здание медресе имело симметричную композицию - по 8 малых секций в каждую сторону от большой секции. Но в 1805г. три секции с восточной стороны были разобраны и вместо них были устроены северные ворота комплекса. Об этом свидетельствует дата (1805г.), выбитая в кладке ворот. В настоящее время эти ворота не функционируют.
Здание медресе было построено в ХVв., а затем неоднократно перестраивалось. Имеются арабские надписи, выбитые на фасаде центральной секции. Одна из них гласит, что медресе было построено в 879г. хиджри (1474-75гг.). Это время правления Ширваншаха Фаррух-Яссара, который считается основателем этого медресе. Вторая надпись гласит, что после разрушения здание медресе было восстановлено в 1204г. хиджри (1789г.) правителем города Ших-Али-ханом, сыном Фат-Али-хана.
Сейчас мы подойдём к зданию бывшей мусульманской школы.
Здание этой школы было построено в начале XX в. Об этом гласит арабская надпись, которая имеется в кладке стены. В этой школе, в основном, учили детей мужского пола читать и писать. Она была закрыта после установления Советской власти. В настоящее время это здание используется как администрация конторы мечети.