Файл: Направлениеспециальность подготовки 37.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другим направлением работы организационного психолога является психологическое сопровождение трудового процесса и обучение персонала.

Это направление достаточно обширно и включает в себя:

· составление психологического портрета основных профессий в организации,

· создание благоприятного климата в коллективе,

· сплочение коллектива,

· преодоление конфликтных ситуаций,

· проведение разумной политики поощрения и санкций,

· личностный рост сотрудников.

Третье направление работы психолога в организации - определение социально-психологических характеристик коллектива. Это необходимо для того, чтобы развивать корпоративную культуру, выявлять ожидания сотрудников относительно перспектив развития организации, относительно руководителей разных звеньев. Кроме этого, на данном этапе работы психолог выявляет основные социальные потребности сотрудников организации и производит мониторинг степени удовлетворенности трудом в коллективе.

Еще одно направление работы организационного психолога - психологическое просвещение с целью повышения психологической компетентности всех сотрудников.

И, наконец, психолог в организации производит индивидуальное психологическое сопровождение сотрудников организации, помогая им разрешать проблемные ситуации, возникающие в различных сферах жизни.

Так, психолог помогает сотрудникам организации справляться со стрессами, подавленным настроением, преодолевать семейные трудности, а также трудности, возникающие в общении с другими людьми.

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.

1. Работа с персоналом:

- оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);

- профессиональная ориентация и консультирование;

- социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;

- ускорение процессов адаптации работников в организации - взаимодействие руководителя с подчиненными.

2. Организация труда:

- аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);

- изучение условий труда, организации рабочих мест;

- анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).


3. Организационное управление и социальное планирование:

- социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;

- формирование групповых норм, морали, организационной культуры;

- профилактика и разрешение конфликтов;

- контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;

- создание «команды»;

- повышение дисциплины труда;

- лояльность по отношению к организации.

Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников в целях создания благоприятных условий труда и повышения его эффективности. Участвует в работе по составлению проектов планов социального развития коллектива, определяет психологические факторы, оказывающие влияние на работников. Проводит совместно с физиологом обследование индивидуальных качеств работников, особенности трудовой деятельности рабочих служащих различных профессий и специальностей, связанные с профессиональным подбором, проверкой психофизиологических условий труда, выявлением их интересов и склонностей, удовлетворенности трудом, эксперименты по определению влияния условий труда на психику работающих, анализирует трудовые процессы и психологическое состояние человека во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами организации участвует в рассмотрении задач социального развития, осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики работников различных профессий и должностей определяемое влиянием, производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. На основе изучения психофизиологических особенностей трудовой деятельности подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических

исследований в производственную практику, а такте мероприятия по конкретным поправлениям совершенствования управления социальным развитием коллектива, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Изучает и анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров в организации. Принимает участие в формировании бригад и трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, организации рабочих мест) с учетом эргономических требований совершенствовании материального и морального стимулирования, разработке методов управления кадрами, профессиональном подборе, содействует правильной ориентации работников в проблемах психологического характера, в пропаганде психологических знаний. Консультирует руководителей организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива также работников организации по кадровым и трудовым вопросам, требующим учета психологических факторов.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по практической психологии; психологии труда и управлении, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работающих; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в строительных организациях; основы технологии строительного производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.


2. Краткое описание и анализ результатов проделанной работы.
Для исследования мотивационной сферы личности были взяты 2 группы.

В 1 группу вошли 25 человек (молодые специалисты).

Во 2 группу вошли 20 человек (специалисты со стажем более 10 лет).

Выбор методик Т. Элерса при исследовании мы обусловили тем, что судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избежания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует.

Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами, что способны сделать только лидеры.

1. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Т. Элерса).

Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на избегание неудач [46, с. 29].

Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.

Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех, характеризующее вас наиболее точно, и отметьте его.

Интерпретация результатов теста.

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации к избеганию неудач;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации к избеганию неудач;

свыше 20 баллов: очень высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (тест Т. Элерса).

Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха [46, с. 24].

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.


Инструкция:

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Анализ результата.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

3. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов)

Назначение методики: интегративным показателем, отражающим благополучие – неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.
Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Инструкция: Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

4. Методика «16 - ФЛО» Факторный личностный опросник

Р. Кеттела (форма С). Модифицирован В.Н. Абрамовой для изучения личности операторов. Использование этого опросника, позволяет выявить особенности поведения и личности человека, которые проявляются и определяют стиль его деятельности и взаимоотношения в группе, в социуме.

Все использованные методики диагностики отвечают требованиям валидности, надежности и адаптированности к российской выборке.

5. Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Методика состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по 5-тибальной системе. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное)

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.