Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По полученным данным можно построить профиль удовлетворенности трудом.
Между испытуемыми установлены различия по показателям удовлетворенности интереса к работе, взаимоотношениями с руководством, в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы, условиями труда, общей удовлетворенностью.
Для изучения личностных особенностей молодых специалистов организации применялась методика» 16 - ФЛО» Факторный личностный опросник (таблица 5).
Таблица 5 - Сравнение средних значений по признакам выраженности личностного фактора
Составляющие удовлетворенности трудом | 1 группа (молодые специалисты) | 2 группа (специалисты со стажем более 10 лет) | tЭмп, tкр = 2,02 |
Фактор A | 6,2 | 5,8 | 1,7 |
Фактор B | 4,8 | 5,1 | 1,2 |
Фактор C | 7,8 | 8,3 | 3,2 |
Фактор E | 5,1 | 4,2 | 2,6 |
Фактор F | 4,3 | 5,2 | 0,3 |
Фактор G | 7,2 | 6,1 | 3,1 |
Фактор H | 6,3 | 8,4 | 3,3 |
Фактор I | 7,4 | 6,1 | 3,7 |
Фактор L | 7,2 | 6,4 | 2,3 |
Фактор M | 5,1 | 5,4 | 0,9 |
Фактор N | 6,4 | 5,2 | 3,4 |
Фактор O | 7 | 7,3 | 0,7 |
Фактор Q1 | 6,5 | 5,1 | 4,2 |
Фактор Q2 | 5,2 | 7,4 | 5,4 |
Фактор Q3 | 6,9 | 7,1 | 2,01 |
Фактор Q4 | 5,5 | 7,2 | 4,3 |
Адекватная самооценка – неадекватная самооценка | 6,2 | 5,8 | 1,7 |
Представим полученные данные в виде гистограммы и опишем полученные результаты (рисунок 3).
Рисунок 3 - Различия в показателях по базовым шкалам методики Кеттелла
При сопоставлении личностных профилей рассматриваемых групп респондентов можно заметить значимые различия между группами 1 и 2 по следующим факторам: С, Е, G, H, I, L, N, Ql, Q2, Q4.
Анализ показателей по этим факторам свидетельствует о том, что сотрудники группы 1 отличаются от молодых специалистов группы 2 следующими характеристиками личности: более устойчивые интересы, сильная воля, способность следовать нормам коллектива. Респонденты группы 1 в большей степени способны приспособиться к обстоятельствам и упорядочить свое состояние, могут противодействовать усталости при работе с людьми и выдерживать эмоциональные нагрузки, несмотря на наличие собственных нерешенных, эмоциональных проблем.
Можно отметить большую ориентацию молодых специалистов группы 1 на доминирующее и авторитарное поведение, настойчивость и строгость.
Респонденты группы 1 имеют повышенное чувство долга, более обязательны, соблюдают моральные стандарты и правила, требовательны к себе, догматичны, консервативны, находятся в состоянии постоянной психологической защиты, внутреннее напряжены.
Эти же факторы в группе 2 в обобщенном профиле имеют показатель ниже, что свидетельствует о большей спонтанности, легкомыслии, большей свободе в трактовке правил и норм, переменчивости и эмоциональной свободе, терпимости, добродушии и неамбициозности, склонности к экспериментированию. То есть, отмечается существенная тенденция, подтверждающаяся по многим факторам личностного опросника, в проявлении сотрудниками группы 1 доминантного, сознательно контролируемого и менее спонтанного, консервативного и строго регламентированного нормами стиля профессионального поведения.
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у молодых специалистов по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 6, 7.
Таблица 6 - Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у молодых специалистов
Тип мотивации труда | |||||
Внутренняя | Внешняя положительная | Внешняя отрицательная | |||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
9 | 60 | 6 | 40 | 0 | 0 |
Таблица 7 - Результаты диагностики мотивации трудовой деятельности у молодых специалистов (по методике К. Замфир в модификации А. Реана)
№ Испытуемого | Мотивация (в баллах) | Ведущая мотивация | ||
внутренняя | внешняя положительная | внешняя отрицательная | ||
1 | 4.5 | 2.3 | 1 | внутренняя |
2 | 4 | 5 | 1.5 | внутренняя |
3 | 5 | 3.3 | 2 | внутренняя |
4 | 4 | 3 | 1 | внутренняя |
5 | 3 | 5 | 2 | внешняя положительная |
6 | 4.5 | 2.3 | 2 | внутренняя |
7 | 3 | 4.3 | 2.5 | внешняя положительная |
8 | 2.5 | 5 | 2 | внешняя положительная |
9 | 3.5 | 4.3 | 2.5 | внешняя положительная |
10 | 4.5 | 4 | 1 | внутренняя |
11 | 4.5 | 2.3 | 2 | внутренняя |
12 | 2 | 4.3 | 4.5 | внешняя положительная |
13 | 5 | 4.3 | 2 | внутренняя |
14 | 4.5 | 2.3 | 2 | внутренняя |
15 | 2.5 | 4.3 | 2 | внешняя положительная |
Как мы видим из таблиц, 60% молодых специалистов имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. мотивами их деятельности являются общественная и личная значимость труда; удовлетворение от работы.
40% молодых специалистов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, т.е. мотивированы материальным стимулированием, возможность продвижения по службе, признание.
Отрицательная внешняя мотивация характерна для 13% молодых специалистов, эти специалисты работают потому, что так нужно иначе их могут уволить и они потеряют источник дохода.
Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рисунок 4).
Рисунок 4 - Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у молодых специалистов
Как мы видим из графика, наиболее выражена внутренняя мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является наиболее эффективным с позиции трудовой деятельности
Таким образом, исследование типа мотивации у молодых специалистов, что им присуща больше внутренняя мотивация трудовой деятельности.
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у специалистов с трудовым стажем более 10 лет по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 8, 9.
Таблица 8 - Результаты исследования мотивации трудовой деятельности специалистов с трудовым стажем более 10 лет
Тип мотивации труда | |||||
Внутренняя | Внешняя положительная | Внешняя отрицательная | |||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % |
5 | 33 | 7 | 47 | 3 | 20 |
Таблица 9 - Результаты диагностики мотивации трудовой деятельности у специалистов со стажем трудовой деятельности более 10 лет (по методике К. Замфир в модификации А. Реана)
№ испытуемого | Мотивация (в баллах) | Ведущая мотивация | ||
внутренняя | внешняя положительная | внешняя отрицательная | ||
1 | 2 | 4.3 | 1.5 | внешняя положительная |
2 | 2.5 | 5 | 2 | внешняя положительная |
3 | 4 | 2 | 3.5 | внутренняя |
4 | 3 | 4 | 2.5 | внешняя положительная |
5 | 5 | 4.3 | 2 | внутренняя |
6 | 1.5 | 2 | 4.5 | внешняя отрицательная |
7 | 2 | 4.3 | 1.5 | внешняя положительная |
8 | 3 | 4.3 | 2.5 | внешняя положительная |
9 | 5 | 4.3 | 1.4 | внутренняя |
10 | 2 | 1.3 | 4.5 | внешняя отрицательная |
11 | 2 | 4.3 | 1.5 | внешняя положительная |
12 | 5 | 4.3 | 1 | внутренняя |
13 | 2 | 1.3 | 4.5 | внешняя отрицательная |
14 | 4 | 3 | 1.5 | внутренняя |
15 | 2 | 4 | 1.5 | внешняя положительная |