Файл: Занятие 1 Древние германцы. Происхождение английского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое занятие 7

Словарный состав английского языка древнего периода
1. Этимологические слои древнеанглийской лексики:

а) индоевропейский слой;

б) германский слой;

в) специфически английский слой;

г) заимствования.

2. Роль заимствований в древнеанглийской лексике:

а) заимствования из кельтских языков;

б) заимствования из латинского языка.

3. Роль собственных ресурсов в развитии словарного состава древнеанглийского языка:

а) суффиксация;

б) префиксация;

в) модели словосложения.

4. Поэтическая лексика.


Практические занятия 8-9

Анализ древнеанглийского текста
План занятия
Чтение и анализ древнеанглийского текста:
1. Фонетический анализ древнеанглийского текста:

2. Морфологический анализ древнеанглийского текста.

3. Синтаксический анализ древнеанглийского текста.

4. Анализ лексики древнеанглийского текста.
Образец:


Слово из текста*

Морфологический анализ

Это же слово в современном а.я.

Перевод

he

Местоимение, личное, 3 лицо, ед. число, м.р.

he

он

wæs

Глагол, супплетивный, beon, от корня wesan (сильный, 5 класс), прош. вр., 3 лицо, ед. ч.

was

был

...










man

Существительное, основа на -a, м. р., ед. ч., именит. падеж.

man

человек

...











*Каждое слово текста должно быть в таблице с полным анализом. Пользоваться словарем в хрестоматии Смирницкого. В нем есть каждое слово этого текста. Конечно, словарь не дает всей информации, ее нужно определить. Если вы не обнаружили в этом словаре какое-либо слово, это значит, что вы неправильно определили его форму. Можно пользоваться другими словарями, но только авторитетными, при этом анализ должен быть ПОЛНЫМ.

Практическое занятие 10

Среднеанглийский период: языковая ситуация, фонетический строй
План занятия
1. Состояние английского языка в XII-XV вв.

2. Письменные памятники.

3. Фонетические изменения среднеанглийского периода.


4. Изменения в орфографии среднеанглийского периода.

5. Выполнение упражнений на историческое объяснение фактов фонетического строя среднеанглийского языка.
Вопросы, выносимые на обсуждение
Состояние английского языка в XII-XV вв.

1. Англо-скандинавские языковые контакты.

2. Нормандское завоевание и новая языковая ситуация в Англии.

3. Возвышение лондонского наддиалекта.
Письменные памятники:

4. Важнейшие письменные памятники среднеанглийского периода.
Фонетические изменения в среднеанглийский период:

5. Изменения в среднеанглийском вокализме:

а) редукция безударных гласных;

б) количественные изменения гласных;

в) качественные изменения гласных.

6. Изменения в среднеанглийском консонантизме.
Изменения в орфографии среднеанглийского периода:

7. Индивидуальные попытки нормализации орфографии (Орм).

8. Среднеанглийская орфография. Французское влияние.
Выполнение упражнений на историческое объяснение фактов фонетического строя среднеанглийского языка
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕАНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1. Укажите произношение и возможное написание следующих древнеанглийских слов в среднеанглийский период:
æt, sunu, dæʒ, cild, wæs, niht, hūs, ʒeard, heofon, ūt, cniht, cēpan, cū, hwā, ʒiefan, scipu, hū, riht, nū, boʒa, sēon, būʒan, bān, sum, þū, tæcan, þyncan, draʒan, sæ, tūn, liht, tīma, sundriʒ, scēap, lufian, scortlīc, æʒþer, talu, hāliʒ.
2. Объясните, каким изменениям подверглись древнеанглийские гласные в следующих словах в среднеанглийский период:
OE æppel – ME appel; OE bæc – ME bak; OE dæl – ME deel; OE slæp – ME sleep; OE clæne – ME cleen; OE bāt – ME boot (ModE boat); OE ceald, cald – ME cold; OE stān – ME stoon (ModE stone).
3. Объясните, какие изменения произошли в следующих словах:
OE tiʒele – ME tile [ti:lə]; OE stiʒan – ME stein [sti:ən]; OE fuʒlunʒ – ModE fowling; OE būʒan – ME bowen [bu:ən].

Практическое занятие 11

Изменение словарного состава в среднеанглийский период
План занятия
1. Скандинавские заимствования и их роль в пополнении словарного состава английского языка.

2. Французские заимствования и их роль в пополнении словарного состава английского языка.

3. Изменения в системе словообразования.
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Скандинавские заимствования и их роль в пополнении словарного состава английского языка:

а) специфика скандинавского влияния на английский язык;

б) скандинавское влияние в области топонимики;

в) семантическая ассимиляция скандинавских заимствований;



г) англо-скандинавские этимологические дублеты.
2. Французские заимствования и их роль в пополнении словарного состава английского языка:

а) массовость французских заимствований;

б) роль французских заимствований (количественный рост и качественные изменения);

в) заимствования из нормандского и центрально-французского диалекта.

г) тематические группы французских заимствований;

д) результаты взаимодействия французского и английского языков;

е) фонетическая и семантическая ассимиляция французских заимствований.

3. Изменения в системе словообразования.

Практическое занятие 12

Изменения грамматического строя английского языка среднего периода
План занятия
1. Морфологические изменения в английском языке.

2. Система имени в среднеанглийский период.

3. Наречие в среднеанглийский период.

4. Выполнение упражнений на историческое объяснение фактов грамматического строя среднеанглийского языка.
Вопросы, выносимые на обсуждение
Морфологические изменения в английском языке:

1. Взаимоотношение фонетических и функциональных факторов грамматических изменений.

2. Темпы аналитизации языка в различных среднеанглийских диалектах.
Система имени в среднеанглийский период:

3. Изменения в системе имени существительного:

а) постепенная утрата реляционных категорий и укрепление номинативных категорий (категория числа существительных);

б) утрата грамматической категории рода;

в) разрушение категории падежа.

4. Изменения в системе имени прилагательного:

а) разрушение реляционных категорий (род, число, падеж, сильное / слабое склонение);

б) образование аналитических форм сравнения прилагательного.

5. Система местоимения в среднеанглийский период:

а) перестройка системы личных местоимений;

б) изменения в системе указательных местоимений;

в) развитие артикля как грамматического показателя категории определенности / неопределенности существительного.

6. Наречие в среднеанглийский период.
Выполнение упражнений на историческое объяснение фактов грамматического строя среднеанглийского языка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕАНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1. Распределите данные ниже в форме множественного числа существительные языка среднеанглийского периода, выделив группу существительных, в которых сохраняется старая флексия множественного числа, и группу существительных, в которых флексия множественного числа является новообразованием:

applen, sunnen, brothren, children, vers, eyes, oxen, bokes, knihtes, horsen, hundes, wordes, tides, earan, scipen, shep, chyrchen, sawlen, treon, lawes, honden, wummen, spechen, yer.
2. Чем объяснить то явление, что в среднеанглийский период в именах существительных среднего рода thing, shep, swin долго сохраняются формы множественного числа без окончания (в словах sheep, swine сохранились и в современном английском языке), а такие слова среднего рода, как ship, lock уже в ранний среднеанглийский период имеют обычно флексию –s в форме множественного числа?
3. Как объясняется употребление окончания родительного падежа в названии дней недели: Tuesday, Wednesday, Thursday и отсутствие этого окончания в словах Sunday, Friday, Monday?
4. Найдите в тексте местоимения, объясните их происхождение.
Be what thou be, ne breke thou nat our pley,

For every man, save thou, hath told his tale.

(The Parson’s Tale)
5. Найдите в тексте местоимения, объясните их происхождение.
Thou shalt na-more, thurgh thy flaterye,

Do me to singe and winke with myn ye.

(The Nun’s Priest’s Tale)
6. Проанализируйте следующий текст и сделайте задания.
Now fel it, that the maistres of that sort

Han shapen hem to Rome for to wende;

Were it for chapmanhod or for disport,

Non other message wolde they thider sende,

But comen himself to Rome, this is the ende;

And in swich place, as thoughte hem avantage

For hire entente, they take hire herbergage.

(The Man of Law’s Tale)
1). Найдите в тексте местоимения 3-го лица и приведите их древнеанглийские соответствия.

2). Найдите в тексте личное местоимение, выступающее в функции возвратного.

3). Чем объясняется употребление местоимений с конечным –n или без него в следующих словосочетаниях: non other message, no wight?

Практическое занятие 13

Изменения грамматического строя английского языка среднего периода
План занятия
1. Среднеанглийский глагол.

2. Синтаксис среднеанглийского языка.

3. Выполнение упражнений на историческое объяснение фактов грамматического строя среднеанглийского языка.

4. Чтение и анализ среднеанглийского текста.

Среднеанглийский глагол:

1. Изменения в глагольной парадигме.

2. Унификация основ ед. и мн. числа сильного претерита.

3. Перестройка системы глагольного основообразования: сильные / слабые глаголы > регулярные / нерегулярные глаголы.

4. Перестройка системы претерито-презентных глаголов и развитие супплетивных глаголов.

5. Эволюция видо-временной системы глагола:

а) развитие длительного вида;

б) развитие аналитических перфекта и будущего времени.

6. Аналитические формы в категории залога и наклонения.


7. Развитие неличных форм глагола.
Синтаксис среднеанглийского языка:

8. Основные модели простого предложения в среднеанглийском языке. Развитие базовой модели SVO. Двусоставность среднеанглийского предложения.

9. Распространение предложных конструкций.

10. Преобразование категории переходности / непереходности в синтаксическую категорию.

11.Развитие новых типов составного сказуемого.

12. Развитие средств связи между частями сложного предложения.
Выполнение упражнений на историческое объяснение фактов грамматического строя среднеанглийского языка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕАНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1. Напишите среднеанглийские формы следующих сильных глаголов (отметьте случаи удлинения гласных в различных позициях):
Speken (слн., 5 кл.), binden (слн., 3 кл.), stelen (слн., 4 кл.), taken (слн., 6 кл.), knowen (слн., 7 кл.), riden (слн., 1 кл.).
2. Образуйте форму прошедшего времени следующих среднеанглийских глаголов:
Kepen, maken, haven, liven, loken.
3. Объясните, как возникла форма прошедшего времени глагола to go – went (да. ān – ēode).
4. Найдите в тексте форму Present Perfect. Объясните ее употребление. Объясните особенность отрицательного предложения.
But of o thyng I warne thee ful right:
Be wel avysed on that ilke nyght
That we ben entred into shippes bord,
That noon of us ne speke nat a word…

(The Miller’s Tale)
5. Найдите в тексте аналитическую форму перфекта. Определите, от какого глагола она образована. К какой группе (и классу) относился этот глагол в древнеанглийском языке? Как соотносятся древнеанглийские и среднеанглийские формы этого глагола?
Be what thou be, ne breke thou nat our pley,

For every man, save thou, hath told his tale.

(The Parson’s Tale)
6. Определите форму глагола breken в тексте (см. текст в 8). Дайте формы этого глагола, если известно, что в древнеанглийском языке этот глагол принадлежал к сильным глаголам 5 класса.
7. Найдите в тексте форму будущего времени. Объясните ее употребление.
Thou shalt na-more, thurgh thy flaterye,

Do me to singe and winke with myn ye.

(The Nun’s Priest’s Tale)
8. Найдите в тексте сказуемое. Определите его тип и значение. Сравните с современным английским языком. Определите форму stonding.
A povre widwe, somdel stape in age,

Was whylom dwelling in a narwe cottage,

Bisyde a grove, stonding in a dale.

(The Nun’s Priest’s Tale)
9. Проанализируйте следующий текст и сделайте задания.
Now fel it, that the maistres of that sort

Han shapen hem to Rome for to wende;

Were it for chapmanhod or for disport,

Non other message wolde they thider sende,

But comen himself to Rome, this is the ende;

And in swich place, as thoughte hem avantage