Файл: Занятие 1 Древние германцы. Происхождение английского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


For hire entente, they take hire herbergage.

(The Man of Law’s Tale)
1). Объясните все личные и неличные формы глаголов, встретившиеся в тексте.

2). Определите форму for to wende, объясните ее употребление.

3). Найдите в тексте сочинительные и подчинительные союзы и объясните их происхождение.

4). Чем вызван обратный порядок слов в первом главном предложении текста?

5). Найдите в тексте придаточное определительное предложение, построенное на бесподлежащной конструкции.
10. Объясните, почему глагол современного английского языка ought с исторической точки зрения можно назвать «дважды претерито-презентным»
11. Найдите форму причастия I в следующих ниже примерах языка древнеанглийского и среднеанглийского периодов. Как объясняется различие в звуковой форме суффикса данных причастий?
1) … yef he zuereþ vals be his wytinde, he him vorzuerþ… (Dan Michel “Ayenbite of Inwyt”).

2) … thet si sterre was seavinge of his beringe, swo apierede to þo þrie kinges of heðenesse toianes þo sunne risindde… (Old Kentish Sermons: Specimens of Early English).

3) Oyle it es takyne, for aylastande salvacyone es hopede… (Richard Rolle of Hampole “The Pricke of Conscience”).

4) I cane noghte hafe mynde bot sownande þe nam of Jhesu… (Richard Rolle of Hampole “The Pricke of Conscience”).

5) Late my saule takande, sekande þe, Jhesu, whaym it lufes… (Richard Rolle of Hampole “The Pricke of Conscience”).

6) Feor haveden liþende men / ispeken of þan maidene / feigernesse… (Layamon “Brute, or Chronicle of Britain”).

7) … and wrat on hire breoste / and biforen hire teþ, / and tunge of hire muþ / þe hali rode taken / and com leapinde forð… (Saint Katherine).

8) … þe children hi brohte to stronde / wringinde here honde … (KingHorn).


Практическое занятие 14

Чтение и анализ среднеанглийского текста.
Отрывок из пролога к Кентерберийским рассказам Дж. Чосера.

1. Фонетический анализ среднеанглийского текста.

2. Морфологический анализ среднеанглийского текста.

3. Синтаксический анализ среднеанглийского текста.

4. Анализ лексики среднеанглийского текста.

Практическое занятие 15

Новоанглийский период

План занятия
1. Состояние языка в новоанглийский период.

2. Фонетические изменения в новоанглийский период.

3. Особенности развития грамматического строя в новоанглийский период

4. Словарный состав в новоанглийский период.
Вопросы, выносимые на обсуждение
Состояние языка в новоанглийский период:

1. Развитие национального литературного английского языка: предпосылки, особенности, этапы. Особое положение шотландского языка и его судьба.

2. Нормализаторская деятельность в области лексики, грамматики, орфографии, фонетики.

3. Распространение нормы и территориальные диалекты. Особое положение Cockney.


4. Распространение английского языка за пределы Великобритании.

5. Английский язык как язык международного общения.
Фонетические изменения в новоанглийский период:

1. Великий сдвиг гласных.

2. Другие изменения системы гласных:

а) сокращение долгих гласных;

б) возникновение долгих гласных [a:], [o:], [ə:];

в) изменение кратких гласных [e], [a], [u];

г) развитие вставочных звуков;

д) развитие дифтонгов;

е) развитие гласных в неударных слогах.

3. Изменения согласных:

а) озвончение глухих фрикативных в неударных слогах;

б) вокализация [r];

в) образование новых шипящих;

г) упрощение начальных групп согласных.

Особенности развития грамматического строя в новоанглийский период:

1. Особенности развития морфологической системы.

2. Особенности развития синтаксической системы.
Словарный состав в новоанглийский период:

1. Обогащение словарного состава:

а) словообразование;

б) заимствования.

2. Лексические особенности литературных вариантов английского языка в США и Канаде.

Практическое занятие 16

(Зачет)
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет, задачи и методологические принципы курса истории английского языка. Сравнительно-исторический метод, метод внутренней реконструкции.

2. Древние германские племена: их расселение и классификация. Классификация современных германских языков.

3. Виды древнегерманской письменности: руническое письмо, Вульфилианское письмо, латиница. Периодизация истории английского языка.

4. Первое общегерманское передвижение согласных: сущность, фонологическая характеристика, датировка, причины.

5. Ударение в германских языках. Закон Вернера. Ротацизм.

6. Западногерманская геминация. Особенности системы древнегерманского вокализма.

7. Происхождение английского языка. Территориально-племенные диалекты древнеанглийского языка. Памятники древнеанглийской письменности.

8. Система гласных фонем древнеанглийского языка, ее сопоставление с другими германскими языками.

9. Изменения древнеанглийского вокализма: палатальная перегласовка, преломление, удлинение гласных.

10. Изменения древнеанглийского вокализма: делабиализация у, сужение гласных перед носовым согласным, монофтонгизация.

11. Древнеанглийский консонантизм: состав согласных фонем, позиционные варианты. Изменения древнеанглийского консонантизма: выпадение согласных, палатализация заднеязычных согласных, упрощение групп начальных согласных.



12. Словарный состав английского языка древнего периода: этимологические слои, заимствования из кельтских языков и из латинского языка, древнеанглийское словообразование, поэтическая лексика.

13. Древнеанглийское имя существительное.

14. Особенности древнеанглийского имени прилагательного.

15. Система местоимений древнеанглийского языка.

16. Способы образования основных форм у древнеанглийских глаголов. Характеристика сильных глаголов. Классификация по рядам аблаута.

17. Способы образования основных форм у древнеанглийских глаголов. Характеристика слабых глаголов. Классификация по основообразующим элементам.

18. Особенности претерито-презентных и супплетивных глаголов в древнеанглийском языке.

19. Характеристика категорий древнеанглийского глагола. Спряжение древнеанглийских глаголов.

20. Синтаксис древнеанглийского языка.

21. Состояние английского языка в XII-XV вв. Среднеанглийские диалекты. Письменные памятники.

22. Изменения в системе гласных (редукция безударных гласных, количественные и качественные изменения гласных) и согласных в среднеанглийский период. Среднеанглийская орфография.

23. Изменения в системе среднеанглийского словообразования. Скандинавские заимствования и их роль в пополнении словарного состава английского языка.

24. Французские заимствования и их роль в пополнении словарного состава английского языка.

25. Изменения в системе имени существительного в среднеанглийский период.

26. Изменения в системе имени прилагательного в среднеанглийский период.

27. Перестройка системы местоимений в среднеанглийский период. Развитие артикля.

28. Изменения в системе глагола в средне- и новоанглийский период: изменения в глагольной парадигме, перестройка системы глагольного основообразования, перестройка системы претерито-презентных глаголов и развитие супплетивных глаголов.

29. Изменения в системе глагола в средне- и новоанглийский период: эволюция видо-временной системы глагола, аналитические формы в категории залога и наклонения, развитие неличных форм глагола.

30. Синтаксис средне- и новоанглийского языка.

31. Состояние языка в новоанглийский период: развитие национального литературного английского языка; нормализаторская деятельность; распространение английского языка за пределы Великобритании; английский язык как язык международного общения.

32. Фонетические изменения в новоанглийский период: Великий сдвиг гласных. Другие изменения системы гласных.


33. Изменения системы согласных в новоанглийский период.

34. Обогащение словарного состава в новоанглийский период.

35. Объясните соответствия согласных звуков между древнегерманскими словами и словами других индоевропейских языков: да etan ‘есть’, гот itan – рус еда; да cnēo ‘колено’, гот kniu – лат genu; да bindan ‘связывать’ – динд bándhu ‘родственник’; да brōðor ‘брат’, гот brōþar – лат frāter.

36. Объясните, какое фонетическое явление проявляется в приведенных формах глаголов: weorþan ‘становиться’ – wearþ – wurdon – worden; wesan (суппл. для ‘быть’) – wæron – weren.

37. Объясните различия согласных в словах некоторых германских языков: гот satjan, дисл setia, да settan ‘сажать’; дисл epli, да æppel ‘яблоко’.

38. Объясните соответствия гласных звуков между древнегерманскими словами и словами других индоевропейских языков: нем Bart ‘борода’ – рус борода; да mære ‘известный, чистый’ – лат merus ‘чистый, без примесей’; да mōdor ‘мать’ – лат māter; гот gasts ‘гость’ – лат hostis; да brōðor ‘брат’ – лат frāter.

39. Определите ударение в следующих словах: under- gietan, clēofan, of-hēran, ofer-cuman.

40. Прочитайте следующие древнеанглийские слова и объясните чтение выделенных жирным шрифтом букв: þis, cūð, waþema, līðend, heofon, rīsan, ge-sittan, cild, sceþþu, ōþres, gān, ylcan.

41. Объясните соответствия гласных звуков в следующих словах древнегерманских языков: да dēop (глубокий) – гот diups; да æcer (поле) – гот akrs; да hlāw (могила, курган) – гот hlaiw; да nædl (иголка) – гот nēþla; да cēas (выбрал) – kaus.

42. Распределите слова на готские и древнеанглийские, указав в каждом случае фонетические признаки, на основании которых одни слова относятся к древнеанглийскому языку, другие – к готскому: wōpjan – wēpan; mete – matis; healp – halp; kusum – curon; maht – meaht.

43. Объясните исторически произношение и написание в современном английском языке слова bury ['beri].

44. Как объясняется различное написание и произношение гласных в следующих словах древнеанглийского языка: eald – ald; steorre – sterre?

45. Объясните наличие в современном английском языке форм fall, cold при да (уэсс.) feallan, ceald.

46. Дайте древнеанглийские формы существительного “ребенок” в единственном и множественном числе. Объясните разницу между корневыми гласными. Объясните корневые гласные в современных словах child – children, wise – wisdom.

47. Определите, к какому классу принадлежат следующие древнеанглийские сильные глаголы: līþan – lāþ – lidon – liden; bindan – band – bundon – bunden. Объясните, почему.

48. Объясните происхождение форм прошедшего времени и причастия II современных глаголов bring, think и под.


49. Образуйте сравнительную и превосходную степень прилагательных: lang, gōd, eald. Дайте соответствующие объяснения.

50. Образуйте формы множественного числа (именительный падеж) следующих древнеанглийских существительных: man, scēap, cild. Дайте соответствующие объяснения.

51. Определите форму следующих древнеанглийских глаголов: rās (слн. гл.), sente (слб. гл.), bēo (суппл. гл.), byrneþ, bæron (слн. гл.).

52. Укажите произношение и возможное написание следующих древнеанглийских слов в среднеанглийский период: sunu, cild, wæs, ūt, cniht.

53. Объясните, каким изменениям подверглись древнеанглийские гласные в следующих словах в среднеанглийский период: да. slæp – са. sleep; да. stān – са. stoon (на. stone).

54. Объясните, какие фонетические изменения произошли в следующих словах: да. stigan – са. stein [sti:ən]; да. būgan – са. bowen [bu:ən].

55. Объясните образование в современном английском языке множественного числа существительных: man – men, woman – women, foot – feet, tooth – teeth; ox – oxen; child – children; sheep – sheep.

56. Объясните происхождение местоимений this – these, that – those.

57. Объясните исторически, почему современные модальные глаголы не имеют окончания в 3-ем лице единственного числа настоящего времени.

58. Объясните происхождение современных форм прошедшего времени и причастия II глагола go.

59. Объясните появление притяжательного падежа и множественного числа существительных.

60. Дайте историческое объяснение различного написания слов meet – meat.

61. Объясните исторически чтение гласных как в открытом слоге в словах child, bind, climb.

62. Объясните исторически наличие двух вариантов степеней сравнения прилагательного old.

63. Объясните современный вид системы спряжения английских глаголов.

64. Объясните происхождение глаголов to owe, to own, прилагательного own, модального глагола ought.

65. Объясните происхождение модальных глаголов must, may, can.