Файл: Понятие режима в исправительных учреждениях, его виды и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- изоляцию и охрану осужденных.

По своей сути, изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права на свободное передвижение, ограничение социальных связей.

Обеспечивающая функция режима состоит в том, что на территории исправительного учреждения созданы необходимые условия для перевоспитания осужденных и реализации наказания.

Перевоспитание осужденных к лишению свободы граждан основано на способности человеческой психики претерпевать изменения в условиях специально организованной внешней среды, в качестве которой выступает исправительное учреждение. При должном соблюдении всех режимных предписаний, задействовании творческого и производительного труда, разнообразных форм профессионального и обучения можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных.

Режим является одним из основных средств исправления осужденных, наряду с трудом, обучением, воспитательной работой и общественным воздействием.

Однако для того, чтобы это средство было эффективным, необходимо, чтобы все его функции были согласованы между собой и проявлялись в полном объеме, базируясь на психологически обоснованных требованиях организации жизни и деятельности осужденных.

Поскольку процесс исправления имеет принудительный характер, обеспечительная функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных.

Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы [10, с. 217].

Если карательная и воспитательная функции касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на другие объекты, в частности граждан, находящихся на территориях, прилегающих к ним

.

1.2. Средства и методы обеспечения режима в исправительных учреждениях
В уголовно-исполнительном кодексе не закреплено определение «средства обеспечения режима в ИУ», однако законодатель главу 12 УИК РФ называет «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения».

Понятие и содержание режима определено в ст. 82 УИК РФ, а средства его обеспечения - в последующих статьях этой главы (ст. 83-86 УИК РФ), к которым относятся:

- оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях;


- технические средства надзора и контроля;

- меры безопасности;

- режим особых условий [18, с. 85].

Законодатель, на взгляд автора, регламентирует в указанной главе УИК РФ лишь те средства, которые требуют правового установления ввиду того, что они могут вторгаться в права и законные интересы осужденных, имеют свойства жесткого принудительного воздействия на них.

В юридической литературе проблема средств обеспечения режима была поднята в ХХ в. Ее рассматривали А. А. Рябинин, И. А. Сперанский, A. И. Васильев, А. В. Маслихин, B. А. Фефелов, К. Ш. Садреев и др. Однако среди них не было единства взглядов на то, что следует понимать под средствами обеспечения режима.

Например, И. А. Сперанский к ним относит охрану осужденных и надзор за ними.

А. И. Васильев, А. В. Маслихин, В. А. Фефелов разработали целую систему этих средств, включив в нее меры взыскания и поощрения, воспитательную работу, ведомственный контроль, прокурорский надзор.

Д. О. Матвеев делит средства обеспечения режима на две группы:

а) общего характера (правовое, трудовое, физическое воспитание осужденных, применение мер поощрения, общественное воздействие, работа самодеятельных организаций и т. п.);

б) специальные меры (меры взыскания, оперативно-розыскная работа, технические средства надзора и контроля, меры безопасности и т. п.).

Разнобой в основном наблюдается в вопросе о том, какие элементы следует отнести к средствам обеспечения режима, а какие к самому режиму. Так, например, А. А. Рябинин охрану осужденных считает составной частью режима.

В настоящее время специалисты в режим включают такие средства, как охрана осужденных, их обыски, надзор за ними, досмотры и прочие меры, связанные с обеспечением безопасности исправительных учреждений.

Р. Н. Халилов отмечает, что режим в ИУ должен в первую очередь обеспечивать охрану и изоляцию осужденных, а не реализацию их прав и законных интересов

Еще более определенно в этом плане пишет А. А. Павленко: «В пенитенциарных учреждениях непосредственно режимными являются мероприятия по поддержанию порядка, обеспечению требований безопасности и дисциплины, связанными с обысками и изоляцией заключенных, применении к ним средств физического усмирения (сдерживания), силы и оружия».

С. Д. Аверкин прямо замечает, что элементами режима отбывания наказания являются: охрана, изоляция осужденных, надзор и контроль за ними [26].



Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Средства обеспечения режима, основанные на мерах убеждения:

- трудовое, правовое, физическое и иное воспитание (ч. 1 ст. 110 УИК РФ);

- общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ);

- индивидуальная работа с осужденными, меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение (ст. 113 УИК РФ);

- духовно-нравственное воспитание (ст. 14 УИК РФ);

- работа самодеятельных организаций (ст. 111 УИК РФ),

- право осужденных на обращение в различные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами (ст. 15 УИК РФ).

Средства обеспечения режима профилактического и принудительного свойства:

1. Охрана осужденных и надзор за их поведением (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).

2. Меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение
(ст. 115 УИК РФ), оперативно-розыскная деятельность (ст. 84 УИК РФ).

В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции[2].

3. Технические средства надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ).

Администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.


Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации [2].

4. Использование специальных методов и приемов (оперативных, уголовно-процессуальных, криминалистических).

Особое место в этой группе занимают меры безопасности и правовые основания их применения (ст. 86 УИК РФ). К мерам безопасности законодатель относит применение физической силы, специальных средств и оружия. Они применяются в случаях оказания осужденными сопротивления администрации исправительных учреждений, проявления буйства, злостного неповиновения законным требованиям персонала, нападения на граждан или совершения иных общественно-опасных действий, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающими или самим себе.

Порядок и условия применения физической силы, специальных средств и оружия регламентируется ст. 28-31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» [4].

5. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 УИУ РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных ибо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором [2].


Средства обеспечения режима, носящие характер контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти виды деятельности включают:

- ведомственный контроль;

- прокурорский надзор;

- контроль общественных объединений;

- судебный контроль.

К особым мерам обеспечения режима следует отнести
уголовно-правовые средства предотвращения и раскрытия преступлений.

С помощью всех средств и способов, предусмотренных законодательством, подзаконными актами исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также ведомственными актами исправительные учреждения ведут свою деятельность по предупреждению преступлений и нарушений режима.
Раздел 2. Рекомендации по улучшению средств и методов обеспечения режима в учреждении

В каждом исправительном учреждении обеспечение надежной охраны и изоляции осужденных, с соблюдением требований законности является одной из первоочередных задач Федеральной службы исполнения наказаний.

В учреждениях проводится целенаправленная работа по формированию единой технической политики в оснащении объектов учреждения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), внедрению новых технологий и совершенствованию наличной аппаратуры.

Планомерно ведется замена морально и физически устаревающего парка ИТСОН на современные интегрированные системы безопасности и системы видеонаблюдения.

Процесс перехода на качественно новый уровень технического оснащения не может проходить гладко и безболезненно. Сказываются недостаточное финансирование, нехватка специалистов инженерно-технических средств охраны и связи, проблемы организационного характера.

Технические средства совершенствуются непрерывно и требуют глубоких знаний, а также навыков эксплуатации, творческого подхода к решению текущих и возникающих задач.

В особенности это актуально применительно к наиболее эффективным средствам, к числу которых в настоящее время относятся системы биометрической идентификации личности. Оборудование всех объектов учреждения указанными системами при условии надлежащей квалификации работников учреждения должно привести к повышению эффективности служебной деятельности структурных подразделений учреждения отвечающих за режим.

Анализ существующего опыта использования систем биометрической идентификации личности дает основание для следующих предложений по их применению в учреждениях: