Файл: Отчет по прохождению производственной практики пм. 01 Организация и управление торговосбытовой деятельностью.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1513
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Приемка товаров по количеству и качеству
Товары, которые приходят в торговую организацию, сопровождаются товарно-сопроводительной документацией. Товарно-сопроводительная документация – это документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всём пути их товародвижения. К товарно-сопроводительной документации относится:
– товарно-транспортная накладная – предназначена для учёта движения товарно-материальных ценностей при их перемещении с участием транспортных средств;
– товарная накладная – применяется для оформления продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации;
– счёт-фактура – документ налогового учёта по исчислению НДС. Она должна быть заверена оригинальными подписями должностных лиц - руководителем и главным бухгалтером, обязательно с расшифровками подписей, организации поставщика;
– спецификация – документ, содержащий сведения об наименовании товара, количестве, цене, сумме НДС, итоговой сумме.
Этапы приемки товара в магазине:
– заключение с поставщиком договора поставки для доставки товара в нужное время и в нужном количестве;
– оформление заказа на товары;
– поставка товаров с товарно-сопроводительной документацией;
– приемка по количеству и качеству, при которой сотрудник магазина сверяет груз с накладной и убеждается, что сходится: наименование товаров, их количество, артикулы и цены. Для этого вскрывают все транспортные упаковки или несколько на выбор;
– подпись накладной и проставление печати;
– оприходование товара, расчёт для него цены, создание ценников и выкладка в торговый зал.
Приёмка товаров по количеству и качеству выполняется с соблюдением определённых действий, которые представлены на схеме приёмки товара по количеству и качеству в торговой организации (Приложение Б).
При приёмке товаров по качеству проводится внешний осмотр, проверяется качество тары и упаковки. При приёмке товара по тарным единицам (коробки, мешки и т.д.) проводится проверка части партии от каждой тарной единицы. Также проводится обнаружение дефектов. Ключевыми параметрами при приёмке товаров по качеству являются: температура, срок годности, упаковка, маркировка, сопроводительная документация (сертификат, ветеринарное свидетельство и т.д.), органолептические показатели.
При приёмке товаров по количеству проводится взвешивание массы товара нетто, проверяется наполненность тарных единиц, выполняется подсчёт штучных товаров и тарных единиц. При приёме алкогольной продукции необходимо вскрытие всех единиц тары.
После приёмки товаров по количеству и качеству составляется акт приёмки товаров по количеству и качеству в установленной форме (Форма №2 ТОРГ-2). ТОРГ-2 – это акт о расхождениях в количестве или качестве товара, выявленных при приёмке товарно-материальных ценностей, поступивших от поставщика. Он состоит из следующих реквизитов:
1. Сведения о компании получателя товара (полное наименование, адрес, телефон, код ОКПО, структурное подразделение, осуществившее приёмку груза, ссылка на документ, послуживший основанием к составлению акта (приказ или распоряжение директора).
2. Место приёмки товара.
3. Основная часть (данные о документах, на основании которых произведена поставка (ссылка на договор, счёт-фактуру, товарную накладную и т.д.), способ доставки товара, дата отправления товара, подробности о месте загрузки.
4. Точное время отбытия и прибытия, вскрытия и выдачи груза.
5. Сведения о состоянии транспортного средства, наличии ярлыков, пломб и прочих маркировок на продукции.
6. Сведения о товаре (оттиски на грузе, количество занимаемых мест, виде упаковки, наименовании товара, сведения о весе (нетто-брутто, единица измерения).
7. Сведения о расхождении (показатели из сопроводительных документов и показатели, полученные при проверке поступившего груза).
8. Сведения о членах комиссии, также данные о грузоотправителе; прочие данные.
3 Выполнение технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладка и реализация
Технологическими операциями по предварительной подготовке товаров к продаже, размещения и выкладки в торговом зале являются:
– распаковка – процесс освобождения от упаковки товара;
– сортировка (калибровка) – упорядочивание или группировка по определённому критерию;
– фасовка – разделение товара на определённые заранее фиксированные порции (части);
– упаковка – процесс и комплекс мероприятий для обеспечения сохранности товаров во время перемещения, хранения и использования.
Формирование цен в торговой организации – процесс, который заключается в установлении цены на товар или услугу. Ценообразование имеет главную цель, а именно рост продаж за счёт обоснованной ценовой системы, которая позволяет продать большее количество товаров при минимальных затратах.
В торговом зале на каждом товаре имеется оформленный ценник (Приложение В), который содержит информацию:
– наименование магазина;
– дата формирования ценника;
– полное наименование товара;
– страна производителя;
– цена за единицу товара;
– единица измерения товара;
– валюта расчёта (руб.);
– штрих-код.
Перед началом рабочего процесса необходимо обеспечить подготовку рабочего места продавца. Рабочее место продавца-кассира – это часть в торговом зале, оснащённая необходимыми для торгового процесса техническими устройствами и кассовым программным обеспечением. Рабочее место должно соответствовать санитарным нормам и не должно содержать посторонних предметов (например, личные вещи). Также продавец-кассир обязан поддерживать состояние рабочего места в соответствии с технологической инструкцией в течение всей своей смены.
4 Управление товарными запасами и потоками на складе торговой организации
Прибывшие товары от поставщика в магазин после приёмки отправляются на склад, где их размещают на стеллажах или в морозильные лари (холодильники) для хранения с последующей реализацией (Приложение Г).
Для того чтобы правильно хранить товар на складе, необходимо соблюдать определённые требования:
– однородные товары должны быть уложены на стеллажи по обе стороны одного прохода;
– при укладке товаров их следует размещать в ячейках по вертикали для расположения нескольких рядов в одной секции;
– на верхних ярусах размещаются товары длительного хранения;
– тарные места должны укладываться маркировкой наружу.
На складе должен соблюдаться режим хранения (совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров). Температура хранения замороженных продуктов должна быть -6⁰С, товаров длительного хранения -13⁰….-18⁰С; 0⁰….20⁰С. Хранение скоропортящихся товаров осуществляется при температуре не выше 6⁰С. Относительная влажность воздуха должна быть примерно равна 75%. При хранении продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства.
Не допускается хранение вместе сухих и влажных продуктов; продуктов с резким запахом вместе с продуктами, легко поглощающими запахи; сырых товаров и полуфабрикатов вместе с товарами, готовыми к употреблению. Должны храниться вместе товары, которые требуют одинаковый температурный и влажностный режим.
На складе торговой организации выполняются предреализационные операции по подготовке товара. Сортировка – процесс распределения единиц хранения, упаковок или продуктов по категориям. Сортируемые единицы раскладывают по коробкам, контейнерам, лоткам, пакетам или упаковывают мелкими группами.
5 Установление коммерческих связей, заключение договоров и контроль их выполнения. Коммерческая служба торговой организации
В розничной торговле существуют две формы товароснабжения (Приложение Д). Товароснабжение – совокупность мероприятий по удовлетворению потребности розничной торговой сети в товарах. Эти мероприятия включают в себя целый комплекс коммерческих и технологических операций по доведению до предприятий розничной торговли товаров в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
При транзитной форме товароснабжения оптовое предприятие продаёт товары без завоза их на свои склады. При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль.
При складской форме товароснабжения продажа товаров осуществляется со складов оптовых организаций, то есть сначала они завозятся на склады оптовых предприятий, а затем в розничную организацию.
В супермаркете «Первый» используется транзитная форма товароснабжения.
Также в розничной торговле существует два способа доставки товаров: децентрализованный и централизованный.
Децентрализованный метод доставки товаров заключается в том, что выполнение всех операций по вывозу товаров со склада поставщика возлагается на магазин или любое другое предприятие розничной торговли. Применение этого метода ведёт к росту издержек обращения, нерациональному использованию грузоподъёмности автотранспорта из-за его неполной загрузки.
Централизованная доставка является наиболее эффективным методом товароснабжения, так как осуществляется силами и средствами поставщика. В его обязанности при этом входит погрузка транспортных средств, перевозка грузов, обеспечение сохранности и своевременной доставки товаров в магазин.
Договор поставки – это такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Основные разделы, присутствующие в договоре поставки:
1. Преамбула (или вводная часть). В ней указывается наименование договора, дата подписания договора, место подписания, полное фирменное наименование сторон, название сторон по договору.
2. Предмет договора. В данном разделе описывается вещь, не изъятая из оборота.
3. Права и обязанности сторон. Также в данном разделе указываются сроки поставки товара и обеспечение приёмки товара.
4. Количество и ассортимент. Указывается только номенклатурная группа поставляемого товара.
5. Качество и комплексность продукции. Здесь прописываются условия поставки и требования, предъявляемые к поставщику в случае поставки некачественного товара.
6. Срок и порядок поставки товара. В данном разделе описывается, каким образом товар будет доставлен до покупателя. Если стороны в договоре не согласуют условия доставки, то поставщик имеет право решить это сам.
7. Тара и упаковка. Описываются требования, предъявляемые к поставщику в случае поставки товара в ненадлежащей таре или вовсе без неё.
8. Цены и порядок расчётов. В данном разделе указывают, каким способом покупатель оплатит товар: наличными или безналичным переводом. Указывается наличие предоплаты.
9. Ответственность сторон. В этом разделе указывают санкции, применяемые к поставщику и покупателю, если они не исполнят свои обязательства.
10. Юридические адреса, подписи и платёжные реквизиты сторон. Здесь заполняются данные о поставщике и покупателе, подписывается ими же и проставляются печати.
Для правильного заполнения тех или иных документов в организации у работников должна быть должностная инструкция, с которой они обязаны ознакомиться. Должностная инструкция – это документ, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения.
Данный документ состоит из нескольких пунктов:
– Общие положения. Указывается категория должности; чем руководствуется специалист в своей деятельности; то, что должен знать специалист.
– Должностные обязанности специалиста.
– Права специалиста.
– Ответственность специалиста.
Также указывается, кем согласована и утверждена должностная инструкция, проставляются подписи и печати.