Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2645
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подход к лечению боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы. Последние могут включать физические (грелки, чрескожная электростимуляция нервов) и психологические (релаксация, когнитивная, поведенческая, психодинамическая терапия).
Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли. И наоборот, сопереживание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчество повышают устойчивость к восприятию боли.
Для восприятия боли требуется как сохраненное сознание, так и внимание. Боль сильнее, когда она занимает все внимание человека. Боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности, которая дает больше, чем пассивное проведение времени.
При уходе за пациентами с болевым синдромом медицинская сестра должна быстро и с сочувствием относиться к просьбам пациента об обезболивании.
Нельзя даже мысли допускать о том, что медицинской сестре больше, чем больному, известно о степени его страдания. Сестра должна всегда проявлять сочувствие и желание помочь.
Салмон А. Облегчение боли
Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли. Причины могут быть различны. Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьезные травмы или сами себя ранят. Часть из них преждевременно погибает, например, от заболеваний типа аппендицита, т.к. не ощущают болевых симптомов и не обращаются своевременно за медицинской помощью.
Многие часто испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль). Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция больного органа нисколько не нарушается, даже когда пациент сильно страдает. В данном случае налицо неосознаваемый психический конфликт.
Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли). Это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.
Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым понятием. Это особенно верно для тех, кто затрудняется выразить свою боль словами: для младенцев1, пациентов в состоянии измененного сознания, пациентов, которым тяжело говорить, пациентов-иностранцев и т.д. Гораздо легче оценить и купировать боль, когда пациент либо понимает, о чем его спрашивают, и имеет возможность ответить, либо у медицинской сестры есть достоверный инструментарий для оценки боли.
Во всем мире широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales): описательные (рис. 4-1), числовые (рис. 4-2), аналоговые, визуальные и т.д.
Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли рекомендуется:
• показать шкалу и объяснить, что она используется для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения. Медицинская сестра будет
1 Лечение боли у новорожденных до 80-х гг. прошлого века редко проводилось адекватно, поскольку предполагалось, что они из-за незрелой нервной системы практически не чувствуют боли. Дальнейшие эксперименты изменили эти представления
Рис. 4-1. Упрощенная описательная шкала боли
Рис. 4-2. Десятибалльная шкала оценки боли
регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен сообщать о боли; • объяснить, что значат числа на шкале: «0» означает отсутствие боли, «10» - самая сильная из возможных болей. Середина шкалы возле числа «5» означает умеренную боль. Боль, оцененная в 2 или 3 балла, будет слабой болью, 7 и выше - сильной. Существуют шкалы, с помощью которых можно измерить индуцированный болью дистресс (рис. 4-3).
Для оценки боли у детей от 3-х лет и старше может применяться Wong-Baker FACES Pain Rating Scale1 (рис. 4.4).
Но гораздо важнее облегчить состояние пациента. Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными способами и средствами2. Управление хронической болью - быстро развивающаяся область медицины. Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять своей болью. Одним из простейших нефармакологических методов управления болью является релаксация.
1 From Wong D.L., Hockenberry-Eaton M., Wilson D. et al. Whaley and Wong's Nursing Care of Infants and Children. Ed. 6. - St. Louis, 1999.
2 Статья 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993. № 5487-1».
Рис. 4-3. Описательная шкала оценки вызванного болью дистресса
Рис. 4-4. Шкала оценки боли Wong-Baker
К релаксации приводит работа с ментальными образами. Например, пациент создает с использованием нескольких модальностей образ пляжа с мягким теплым песком, морскими волнами, медленно набегающими на берег, и легким прохладным ветерком, приносящим запах моря. При этом он представляет, как с каждой волной боль постепенно ослабевает и куда-то уходит. Если же пациент сконцентрируется на своем медленном и глубоком дыхании, то он может представить, что с каждым выдохом боль оставляет тело. Необходимо помнить, что методы расслабления наиболее успешны, когда происходят на фоне индивидуальных предпочтений пациента. Преимущества этих методов в том, что:
• им легко научиться как персоналу, так и пациентам;
• они не требуют специального оборудования.
Нарушения восприятия
Восприятие предметов может быть ошибочным. К нарушению восприятия относятся иллюзии: искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожидания, при утомлении.
Галлюцинации - восприятие без объекта. Так же, как иллюзии, различаются по органам чувств.
4.5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Оценить тип восприятия можно, используя элементы концепции нейролингвистического программирования (НЛП, NLP). Одно из предположений данной концепции состоит в том, что человек познает мир преимущественно через зрительный, либо слуховой, либо кинестетический1 анализатор2.
И будущим и практикующим медработникам полезно знать особенности развития собственных анализаторов и свою ведущую модальность. Желательно, чтобы все модальности были развиты примерно одинаково (см. Приложение 4.6).
Приложение 4.6
Определите свою ведущую модальность
Отметьте все варианты ответов, которые вам подходят:
1. Если у меня есть свободное время, я предпочитаю:
а) смотреть телевизор, видео или пойти в кино;
б) слушать музыку, радио или читать книги;
в) заняться спортом, рукоделием, что-то мастерить.
2. В других людях я прежде всего замечаю:
а) как они выглядят или одеты;
б) как звучит их голос;
в) их позу и походку.
3. Я лучше всего обучаюсь, когда:
а) кто-то мне показывает, как надо делать;
б) получаю словесные инструкции;
в) пробую делать своими руками.
4. Пытаясь ориентироваться в незнакомом городе, я предпочитаю:
а) использовать карту;
б) спрашивать дорогу;
в) доверять своим ощущениям при выборе направления.
5. Я предпочитаю книги и журналы, в которых:
а) много иллюстраций;
б) обсуждаются интересные темы;
в) представлены темы спорта, активных видов деятельности, ремесел.
6. Когда мне предстоит сделать много дел, я:
а) составляю список или представляю себя делающим эти дела;
1 Относится к телесным ощущениям. В НЛП термин «кинестетика» используется как собирательный для всех типов сенсорных переживаний, включая тактильные, висцеральные, эмоциональные.
2 Естественно, что информация поступает также через обонятельный и вкусовой анализаторы.
б) постоянно напоминаю себе о еще не сделанных делах;
в) чувствую дискомфорт, пока не закончу основные дела.
7. Когда я разговариваю с кем-либо, я:
а) стараюсь увидеть, о чем говорит собеседник;
б) тщательно прислушиваюсь, чтобы услышать, что говорит собеседник;
в) стараюсь почувствовать, о чем говорит собеседник.
8. При решении проблемы я:
а) рассматриваю альтернативные варианты, пока не получу ясную картину;
б) рассуждаю о новых вариантах, пока не услышу гармоничного решения;
в) перебираю варианты, пока все кусочки не состыкуются вместе.
9. Я предпочитаю находиться в местах, где:
а) есть на что и на кого посмотреть;
б) можно наслаждаться музыкой, беседой и тишиной;
в) есть пространство для движения.
Engel G., Arthur J. The Neuro-Linguistic Programming Personal Profile
Однако общий успех и завершение образования напрямую зависят от визуальных способностей индивида. Предлагаем вам упражнения на визуализацию (см. Приложение 4.7). Рекомендуем проводить регулярную сравнительную оценку представлений, используя следующую шкалу:
• 5 - представления абсолютно яркие, четкие, чистые, как образ восприятия;
• 4 - представление яркое, четкое, чистое;
• 3 - представление средней яркости-четкости;
• 2 - представление неясное, тусклое и смутное;
• 1 - представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете о предмете.
Приложение 4.7
Упражнения на визуализацию
• Начните с визуализации цветов. Заполните свой мозг красным, синим, зеленым... Сконцентрируйте внимание на сохранении цвета ярким и четким.
• Затем попробуйте визуализировать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Попробуйте повращать объект в вашем мозгу.
• Визуализируйте трехмерный объект: стул, мяч, помидор, чашку. Поместите образ на некотором расстоянии перед собой.
Расслабьтесь и изучайте его. Пытайтесь включить как можно больше деталей в ваш образ.
• Визуализируйте образ знакомого человека. Рассмотрите лицо справа, слева, издалека, близко.
• Визуализируйте знакомый дом, здание. Представьте себя открывающим дверь и входящим. Изучите пол перед собой, мебель, стены, проемы в другие комнаты.
• Представьте себя удобно лежащим в кровати. Мысленно исследуйте объекты внутри комнаты. Мысленно взгляните на окно и почувствуйте себя плывущим к нему, затем выплывающим из него. Поднимайтесь все выше и выше над вашим домом, изучите соседние дома, деревья, улицы. Затем мягко приземлитесь и ощутите, что стоите на ногах.