Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2761
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Визуализируйте конкретное место и представьте, что вы находитесь там. Это может быть любимое место отдыха, место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место. Исследуйте это место. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы захотите посетить это место в будущем. Визуализируйте себя идущим на это место.
• Визуализируйте конкретное место и вообразите встречу с очень мудрым человеком, наставником (если вы верующий - с Богом). Выразите ему свою признательность. Представьте себя задающим ему вопросы на интересующие вас темы. Внимательно слушайте, что он говорит.
• Представьте себе другое конкретное место, которое содержит все необходимое для решения вашей проблемы. Представьте себе экран, на котором могут появляться любые образы по вашему выбору. Ваш наставник обязательно посетит вас там, когда вам потребуется помощь.
Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике
Для развития слуховой модальности полезно:
• ежедневно дома по 30 мин ходить с завязанными глазами, при этом разговаривать с домашними и пытаться определить по голосу их эмоциональный фон и местоположение;
• смотреть телевизор с закрытыми глазами;
• пытаться на слух определить степень готовности пищи и т.д. Для развития кинестетической модальности полезно:
• лежать в ванне с закрытыми глазами и ушами;
• с закрытыми глазами гладить и определять степень выглажен-ности белья;
• сложить в мешочек кусочки различных предметов из разных материалов (тканевых, нетканых и т.д.) и пытаться на ощупь определить объект;
• с закрытыми глазами наложить венозный жгут на чье-нибудь плечо и с помощью пальпации определить характеристики вены: ширину, глубину залегания, направление, подвижность, наличие уплотнений стенки.
Посчитайте число отмеченных вариантов:
Представления очень полезны для работы с эмоциями.
Для того чтобы избавиться от раздражения или гнева по отношению к кому-либо, поможет следующая техника. Ее можно применять как во время встречи с человеком, так и вне ее. Вы визуализируете этого человека в той роли, которая вызывает у вас раздражение, а затем постепенно уменьшаете его в размерах. Представьте, что он вам говорит. Делайте его голос все слабее и слабее. Тем временем вы становитесь в вашем воображении все сильнее и мощнее, а ваш
соперник становится все меньше и тише, оказывая все меньшее влияние на вашу жизнь. Затем увидьте себя, сильного и крепкого, говорящего «до свидания» этому крошечному человечку. «Очистите экран» и вернитесь к своим делам.
Если вы испытываете неприятные воспоминания о каком-то событии вашей жизни, то представьте себя сидящим в кинозале или перед телевизором, на экране которого вы смотрите фильм об этом. Посмотрите, портит ли это вам настроение до сих пор? Если портит, снова запустите этот фильм на фоне громкой и веселой музыки. Если не помогает, можно прокрутить фильм от конца обратно к началу, точно так, как если бы его перематывали, и сделать это очень быстро, в несколько секунд. Теперь запустите фильм снова. Как изменилось ваше восприятие?
ВЫВОДЫ
• Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения бывают экстероцептивные, инте-роцептивные и проприоцептивные.
• Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Характеристики восприятия: избирательность, константность, апперцепция, целостность.
• На восприятие влияет развитие органов чувств, состояния сознания, предшествующий опыт, менталитет.
• На восприятие оказывает влияние цикличность нашей жизни. Одним из таких циклов может быть график работы. Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Сменная работа коррелирует с неудовлетворенностью медицинскими сестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Существуют приемы, которые помогают снизить негативные последствия сменной работы. Как недостаток, так и избыток сенсорных раздражителей могут быть опасны.
• Представления - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств. Представление - обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. Способность действовать по представлению - одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями.
• Представления, сложившиеся у пациента о своей болезни, являются составной частью такого понятия
, как ВКБ. Наличие неадекватно сформированной ВКБ может косвенно отрицательно влиять на течение и исход заболевания, создавать серьезные трудности в семейной и общественной жизни.
• К нарушениям ощущений можно отнести гиперестезию, гипе-стезию, анестезию, парестезии, сенестопатии, кожный зуд.
• Наиболее часто сестринский персонал встречается с болью. Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей; или состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению. Восприятие боли субъективно. Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли. Существуют лекарственные и нелекарственные методы лечения боли.
• К нарушениям восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• Что такое анализатор? Из каких частей он состоит?
• Перечислите, какие виды ощущений вы знаете. Дайте им краткую характеристику.
• Охарактеризуйте основные свойства восприятия.
• Приведите примеры факторов, влияющих на восприятие.
• Что такое биологические часы? От чего зависит восприятие времени?
• Какие биоритмы накладывают отпечаток на жизнь человека?
• В чем причины негативного воздействия сменной работы на человека? Какие рекомендации следует соблюдать сестринскому персоналу, чтобы снизить отрицательное влияние сменной работы на жизнедеятельность?
• Перечислите плюсы и минусы сенсорной адаптации.
• Чем образы представления отличаются от образа восприятия? В чем сущность представлений?
• Каким образом личностные особенности пациента влияют на процесс лечения?
• Что такое «схема тела»? Как она влияет на формирование ВКБ?
• Какие нарушения ощущений и восприятия вы знаете?
• Почему правильнее говорить не об ощущении боли, а об ее восприятии? Какие факторы оказывают влияние на восприятие боли?
• Можно ли оценить уровень испытываемой человеком боли? Каким образом?
• Какие методы лечения и облегчения боли существуют?
• В каком документе зафиксировано право пациента на снижение боли?
• Как сестринский персонал может использовать образы представлений пациента в своей работе?
Заполнить пробелы
1. Замечено, что слух и зрение функционируют уже у _
плода.
2. Боль сильнее, когда она привлекает все_человека.
3. Одним из простейших нефармакологических методов управления болью является_.
4. Собаки не различают цвета, потому что их орган зрения не содержит_.
5. Встречаются люди с полной _ нечувствительностью к
боли.
6. У пациента с ампутированной конечностью могут возникать
7. Выделяют 4 группы вкусовых ощущений: _, _, _,
8. Если пациент жалуется на боли в желудке, а при обследовании никакой патологии не обнаруживается, то, скорее всего, он страдает_болями.
9. Все цветовые тона могут быть получены с помощью смешения_,_,_цветов.
10. В зарождении любовного влечения имеют значение вещества, которые называются_.
11. Чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность_восприятие боли.
12. Шкала оценки боли у детей может применяться от_лет и
старше.
13. Ощущение равновесия относится к_ощущениям.
14. Циркадный ритм имеет периодичность примерно_часа.
Верно или неверно
1. Восприятие - это отражение отдельных свойств предметов.
2. Профессия накладывает отпечаток на восприятие окружающего.
3. В большинстве случаев сигналы, поступающие из внутренних органов, не осознаются.
4. Воспитание оказывает влияние на ощущение боли.
5. Для формирования образа представления характерно непосредственное действие предмета на органы чувств.
6. Потеря доверия к медперсоналу может усиливать восприятие боли.
7. Пациент не может самостоятельно управлять своей болью.
8. Палочки позволяют различать цвета.
9. Состояние носа влияет на оценку потребляемой пищи.
10. Примерно 50 % людей не могут приспособиться к сменному графику работы.
Выбрать правильный ответ
1. Нарушения восприятия:
а) сенестопатии;
б) анестезия;
в) кожный зуд;
г) галлюцинации.
2. Человек зашел в полутемную комнату и увидел там сидящего человека. Это
а) иллюзия;
б) галлюцинация;
в) норма;
г) все ответы верны.
3. Недостаток внешних раздражителей может привести к.
а) жалобам на скуку;
б) поискам острых ощущений;
в) углубленному самоизучению;
г) все ответы верны.
4. На ощущение боли может оказывать влияние
а) воспитание;
б) аутогенная тренировка;
в) алкоголь;
г) опыт общения с медицинскими работниками;
д) все ответы верны.
5. Иллюзии могут возникать у здорового человека
а) да;
б) нет.
6. Гипестезия - это
а) отсутствие чувствительности;
б) повышенная чувствительность;
в) пониженная чувствительность;
г) неприятные ощущения неопределенного характера внутри тела.
7. Апперцепция - это.
а) восприятие внешних признаков человека;
б) зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека;
в) восприятие, возникающее без реального объекта;
г) искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.
8. Интероцептивные ощущения
а) в большинстве случаев не осознаются;
б) отражают движения нашего тела;
в) отражают качественные особенности окружающих предметов;
г) помогают распознавать запахи;
д) позволяют различать цвета.
Найти соответствие