Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2633

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У возбудимых личностей констатируется замедленность мыслительных процессов, которая проявляется в большом времени на обдумывание вопросов, в чрезмерной обстоятельности, если дать возможность им говорить, они рассказывают все в мелких подробностях.

Возбудимые личности едят и пьют все подряд, без разбора, многие из них становятся хроническими алкоголиками. Импульсивность проявляется и в сексуальной сфере. Мужчины неразборчивы в сексуальных связях, особенно в юные годы, и часто становятся отцами множества внебрачных детей. Если инстинкт удовлетворяется наиболее полно, они могут длительное время не менять партнершу. Если же их охватывает влечение к другой женщине, они без раздумья ему следуют.

У немолодых женщин также может наблюдаться постоянство в отношении избранника, однако возбудимые молоденькие девушки могут легко менять партнеров.

В сфере межличностных отношений возбудимый тип личности характеризуется низкой контактностью, замедленностью вербальных и невербальных реакций. Нередко люди этого типа занудливы и угрюмы, склонны к грубости и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В спокойном состоянии часто добросовестны, аккуратны. Отличаются привязчивостью, заботятся о своих детях, любят животных и нередко готовы оказать любую помощь. Однако в состоянии эмоционального возбуждения бывают раздражительны и вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.

С людьми этого типа тяжело общаться, потому что они раздражительны и вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение. При

ярко выраженной акцентуации и нежелании работать над собой, выбирать медицинские специальности им не рекомендуется, тем более что многие из них имеют склонность к алкоголизму.

Возбудимым личностям необходимо помнить, что им часто сложнее, чем другим, приспособиться к окружающим. Как им помочь себе? Основные усилия желательно направлять на стремление к осознанию недостатков своего характера и появлению желания их исправить, на формирование твердых моральных устоев, развитие сознательного контроля над своими действиями, борьбу с эмоциональной возбудимостью. В последнем случае можно рекомендовать возбудимому человеку, как и всем вспыльчивым людям, стараться остановить раздражение на начальном этапе его возникновения, отвлечься на другие дела. Полезно также помнить, что людям этого типа нравится достаточно напряженный труд, особенно физический. Однако стоит заметить, что возбудимые люди труднее других поддаются воспитанию.


Дистимный тип. Личности этого типа по натуре серьезны и на мрачных, печальных сторонах жизни сосредоточены в гораздо большей степени, чем на радостных. Мысль у них работает медленно, эти люди малообщительны. Серьезная настроенность ведет к формированию твердой этической позиции. Их легко распознать в беседе уже по одному застенчивому и безрадостному виду.

При ярко выраженной акцентуации могут проявляться черты субдепрессионной психопатии, что может привести к полной утрате жизнерадостности и общей замедленности реакций.

В межличностных взаимоотношениях дистимика характеризуют низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Среди привлекательных качеств: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. Для гармоничного развития личности дистимного типа необходимо закреплять у нее устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.

Дистимику больше всего подойдет работа в диагностических кабинетах или лабораториях при лечебно-профилактических учреждениях.

Экзальтированный тип. Люди этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отмечаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных. Любовь к музыке, природе, спорту может захватить экзальтированного чело-

века до глубины души. Но с другой стороны, жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным могут довести такого человека до отчаяния. Какую-нибудь рядовую неприятность друга экзальтированные люди ощущают более болезненно, чем сам пострадавший. Уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот). Этим темпераментом часто обладают артистические натуры - художники, поэты.

В межличностных отношениях экзальтированным людям свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они внимательны к друзьям и близким. Привлекательные черты: альтруизм, чувство сострадания, хороший вкус, яркие и искренние чувства. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Очень чувствительны и сострадательны к больным, готовы бескорыстно помогать другому человеку. При ярко выраженной акцентуации в экстремальных ситуациях могут впасть в отчаяние, т.к. порой переживают неприятности другого больше, чем он сам. Могут посещать больных на дому, работать вместе с врачом на приеме больных, в хосписах, детских домах, домах престарелых.



Для гармоничного развития экзальтированного типа необходимо закреплять у него устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.

Методика выявления уровня субъективного контроля (уровня интернальности)

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить семейную жизнь, у них все равно это не получится.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не строить планов на дальнюю перспективу, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.


24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей в их воспитании часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных

рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Обработка результатов теста, определяющего уровень субъективного контроля

Цель обработки результатов - получить показатель локуса субъективного контроля, т.е. показатель общей интернальности «Ио».

Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы в ключе.

Ключ




Анализ результатов

Возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального типа к интернальному.

0_44

Экстернальный-Интернальный

Низкий уровень интернальности - 11 баллов и менее.

Средний уровень интернальности - 12-32 балла.

Высокий уровень интернальности - 33-44 балла.

В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.

Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач, и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.

При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми событиями их жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому экстерналы эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь. Интерналы с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоцио-

нальной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.

Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависят от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного локуса контроля.

Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущениями у человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Необходимо помнить, что: