Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2602

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Для облегчения подсчета результатов вашего уровня КОС номера вопросов должны быть расположены в определенном порядке:



Обработка результатов

В ходе анализа результатов сначала дают оценку коммуникативным и организаторским способностям (табл. 9-4).

Таблица 9-4. Оценка коммуникативных и организаторских способностей (дешифратор)




Уровень развития организаторских и коммуникативных способностей характеризуется с помощью оценок по шкале (табл. 9-5).

Таблица 9-5. Уровень развития организаторских и коммуникативных способностей (шкала оценки)



Испытуемые, получившие оценку 1, - люди с низким уровнем КОС.

Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня.

пытуемые, получившие оценку 3, имеют средний уровень

КОС.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления КОС.

Испытуемые, получившие оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления КОС.

ВЫВОДЫ

• Личность - это качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности.

• Развитие личности представляет собой как формирование стадий становления личности: индивид-индивидуальность- субъект-юбъект, так и продвижение от одной стадии к другой.

• Личностное развитие человека осуществляется в течение всей жизни.

• Основой развития человека как личности является его собственная активность.

• Продуктами и условиями развития личности выступают: темперамент, характер, мотивация, способности.

• Темперамент - это обобщенная динамическая характеристика реактивности личности в ее сознательной деятельности. Темперамент относительно устойчив.

• Важнейшей психологической основой темперамента является уравновешенность нервных процессов.

• Характер - это единство всех свойств индивидуальности человека. Степень выраженности свойств может говорить о наличии акцентуаций и даже психопатий.

• Мотивация - внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию. В основе мотивации лежат потребности.

• Выделяют четыре типа потребностей, в большей степени влияющие на деятельность индивида. Это потребности в достижении, в аффилиации, в доминировании, в познании.

• Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условием успешного выполнения какой-либо деятельности.

• В целом способности можно подразделить на организаторские и коммуникативные.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Какие статусы личности вы знаете? Какие характеристики закрепляются в результате становления статусов?



• Какой критерий положен Гиппократом в основу его классификации темпераментов?

• Опишите характеристики темпераментов, данные им И.П. Павловым.

• Как характеризовал темпераменты Н.И. Красногорский?

• Сравните поведенческие проявления экстраверта и интроверта.

• Когда и в каких ситуациях человек может наиболее ярко проявлять особенности своего темперамента?

• Какие свойства нервных процессов составляют психологическую основу темперамента?

• Дайте краткую характеристику 10 типов характера, выделенных К. Леонгардом.

• Перечислите основные стадии волевого процесса.

• Какие волевые качества личности вы знаете?

• Какие потребности в основном влияют на деятельность индивида? Дайте их краткую характеристику.

• Почему коммуникативно-организаторские способности являются профессионально-важными качествами медсестринского персонала?

Заполнить пробелы

1. Активность проявляется в выстраивании человеком_.

2. У Гиппократа был чисто_подход к темпераменту.

3. Различают активность_и активность_.

4. Человек стремится к определенной_сознания и самосознания.

5. Предпосылкой развития способностей являются_.

6. Психопатии - группа врожденных или приобретенных_

расстройств.

7. Важнейшей психологической основой темперамента является _нервных процессов.

8. В целом можно выделить_и_способности.

9. Потребность в _ - это желание работать как можно

лучше.

10._- это отношения, при которых один объект контролирует другой.

11. Люди с внешним__приписывают ответственность за

результаты своей деятельности внешним силам.

12. Основой развития человека является его__.

Верно или неверно

1. В конечном итоге жизнь человека определяет сознание.

2. Темперамент - очень неустойчивое психическое состояние.

3. Акцентуация - это патологическое отклонение.

4. Акцентуированные личности имеют возможности положительных достижений.

5. Человек может осознавать мотивы своего поведения.

6. Человек может не осознавать мотивы своего поведения.

7. Регулятивные способности можно обозначить как организаторские.

8. Интерналы приписывают ответственность за происходящее с ними обстоятельствам.

9. Интроверт чаще, чем экстраверт, отвлекается на занятиях.

10. Экстраверт имеет больше друзей и знакомых, чем интроверт.

Выбрать правильный ответ

1. Акцентуации характера:

а) чрезмерная выраженность черт характера;


б) характерологическое расстройство;

в) один из видов психопатий.

2. Понятие акцентуации характера предложено

а) Г. Айзенком;

б) К. Леонгардом;

в) Н. Шмишеком.

3. Способности представляют собой основу для развития склонностей

а) верно;

б) неверно.

4. Сангвиник

а) сильный-уравновешенный-подвижный;

б) сильный-уравновешенный-инертный;

в) сильный-неуравновешенный;

г) слабый.

5. Холерик

а) сильный-уравновешенный-подвижный;

б) сильный-уравновешенный-инертный;

в) сильный-неуравновешенный;

г) слабый.

6. Меланхолик

а) сильный-уравновешенный-подвижный;

б) сильный-уравновешенный-инертный;

в) сильный-неуравновешенный;

г) слабый.

7. Флегматик

а) сильный-уравновешенный-подвижный;

б) сильный-уравновешенный-инертный;

в) сильный-неуравновешенный;

г) слабый.

8. Более ответственная позиция по отношению к своему здоровью у:

а) интерналов;

б) экстерналов.

Найти соответствие



Учебные задания

Согласны ли вы с утверждением: «Скажи мне, что ты сделал, и я скажу тебе, кто ты»?

На вопрос «Кто я?» постарайтесь ответить 20 существительными или прилагательными, которые, как вам кажется, вас характеризуют. Попросите ваших друзей, знакомых, родственников охарактеризовать таким же образом вас. Сравните самооценку с оценкой окружающих и с результатами, полученными при ответе на вопро-

сы предложенных выше методик. Какие из этих оценок кажутся вам наиболее достоверными? С чем вы согласны, и наоборот? Над чем бы вам хотелось поработать? Что вас особенно удивило?

Если у вас возникли проблемы с подбором 20 характеризующих вас слов, то выполните следующее задание:

«Прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.


Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый - «Мой идеал» поместите слова, характеризующие ваш идеал. Во второй - «Антиидеал» - черты, которыми идеал обладать не должен.

Выпишите из первого и второго рядов те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете (вне зависимости от степени выраженности). Число положительных качеств, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбике «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете. Результат, близкий к нулю, свидетельствует о пониженной самооценке и повышенной самокритичности. Результат, близкий к 0,5, свидетельствует о нормальной самооценке.

Если при делении количества отрицательных качеств на число слов в группе «Антиидеал» получится результат, близкий к нулю, то это свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - о нормальной.

Прокомментируйте утверждение: «В принципе, человек всегда может изменить характер своей жизни так, чтобы в конце концов прожить именно свою собственную жизнь, реализовать свои способности, выстроить наиболее приемлемый жизненный путь».

Прокомментируйте слова академика Д.С. Лихачева: «XXI век будет веком культуры, или его не будет».

Проведите опрос студентов вашей группы и сестринского персонала одной из клинических баз вашего учебного заведения для определения основных профессионально-важных качеств (ПВК)

сестринского персонала. Сравните полученные результаты. Есть ли разница в представлениях о ПВК у будущих медработников и уже практикующих и чем она, по-вашему, вызвана?

Какие потребности вы знаете? Вспомните теорию потребностей А. Маслоу. На чем основана его иерархия потребностей?

Вспомните основные характеристики самоактуализирующейся личности. Опишите кого-нибудь из ваших знакомых, кто, с вашей точки зрения, наиболее соответствует понятию «самоактуализирующаяся личность».

Познакомьтесь с основными признаками поведения людей с высокой и низкой самооценкой. На прямой, один конец которой соответствует людям с высокой самооценкой, а другой - с низкой, отметьте место, которое занимаете вы. Попросите сделать то же самое ваших друзей, знакомых, родственников. Сравните и проанализируйте результаты. Сравните этот результат с результатом, полученным в задании № 3.

Основные признаки поведения человека с высокой самооценкой: спокойное отношение к мнению окружающих; практически неизменное поведение наедине с собой и среди людей; низкая впечатляемость и влюбчивость; малое количество или отсутствие кумиров; спокойное отношение к моде любого рода; здоровые принципиальность и максимализм и в то же время способность уступать; неприязнь к спорам и выяснению отношений;