Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2068

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип личностного подхода означает, что основные методологические принципы должны применяться в условиях индивидуального подхода к каждому человеку.

ВЫВОДЫ

• Психология - научная дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и внутренних психических процессов и практическим применением получаемых данных.

• Каждое из направлений психологии характеризуется собственным представлением о психике человека, ее происхождении и формировании. По существу, все больше и больше психологов избирают эклектический подход, используя наиболее подходящие методы для конкретной ситуации.

• Основные функции психики - когнитивная, регулятивная и коммуникативная.

• Психологические научные дисциплины условно можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические.

• Основные методы психологии - наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос.

• Методологические принципы отечественной психологии - это принцип детерминизма, принцип единства сознания и поведения, принцип системности, принцип развития, принцип личностного подхода.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Охарактеризуйте основные этапы становления психологии как научной дисциплины.

• Назовите основные функции психики. Приведите иллюстрирующие примеры.

• Перечислите основные подходы к изучению психики человека.

• Каковы цели поведенческой психотерапии, гештальттерапии, психоанализа, гуманистической психотерапии, когнитивной психотерапии?

• Какие отрасли психологии вы знаете?

• Перечислите основные виды наблюдения, эксперимента, тестов, опроса.

Заполните пробелы

1. Основателем психологии по праву считают_.

2._- это метод познания психических явлений путем самонаблюдения.

3. Психология выделилась как самостоятельная наука в _

году.

4.__- отрасль психологии, которая изучает закономерности психики людей разного возраста.

5. В процессе_эксперимента развиваются определенные психологические качества испытуемых.

6._считал, что основная роль в поведении принадлежит бессознательному и инстинктам.

7. Ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь - это__.

8. Для исследования отношений в группе может применяться

9. _ считают, что понятия, связанные с сознанием, следует

исключить из научной психологии.

10. Фрейд считал, что только малая часть психической жизни


11. Маслоу полагал, что лишь_личность может быть признана подлинно здоровой.

12. _ наблюдение заранее определено и ведется по четкой

программе.

13. Зеркало Гезелла может использоваться при _ наблюдении.

14. Для изучения неосознаваемых процессов могут использоваться_тесты.

Верно или неверно

1. Первые представления о предмете психологии связывались с понятием о душе.

2. Бихевиоризм выделяет три уровня психической жизни: сознание, предсознание и бессознательное.

3. По Маслоу, одна из характеристик самоактуализирующейся личности - потребность в уединении.

4. Дифференциальная психология изучает связь психических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС.

5. Исследователи отмечают, что наиболее эффективной является реклама, которая апеллирует к инстинктам.

6. На основе самонаблюдения человек описывает не столько свои психические состояния, сколько воспоминания о них.

7. Включенное наблюдение является скрытым.

8. Испытуемый не может повлиять на результаты тестов.

Выполните задания

• Запишите слова и нарисуйте образы, которые ассоциируются у вас с понятием «психология».

• Зачем медицинскому работнику научные психологические знания?

• Проанализируйте выражения: «Каждый человек - психолог», «Сам себе психолог»?

• Как вы считаете, можно ли познать себя до конца? Обоснуйте свой ответ.

• Делают ли страдания человека лучше или хуже?

• Попытайтесь вспомнить свои обмолвки, описки, ошибки памяти, сновидения и проинтерпретировать их. Нарисуйте свой «психоаналитический айсберг».

• Найдите в глоссарии определения основных защитных механизмов. Приведите примеры проявления защитных механизмов в повседневной жизни.

• Женщина страдает клаустрофобией, поэтому она не может пользоваться лифтом. Как подойдут к ее лечению психотерапевты - представители различных направлений?

• Согласны ли вы с утверждением: «Реклама является одним из механизмов психопрограммирования нашего сознания и поведения, причем без всякого на то желания. Так и нужно относиться к рекламе. В противном случае всегда будет существовать опасность, что рано или поздно реклама начнет нами управлять не только в экономической, но и нравственной сфере».

• Одобряете ли вы с этической точки зрения скрытое наблюдение?

• В каких видах наблюдения участвует медицинская сестра?

• Как вы считаете, были ли среди «учителей» в эксперименте С. Милгрэма те, которые довели уровень напряжения до 450 В? Если вы считаете, что они все же были, то как много (в % от общего числа)? Каковы предположительные мотивы подобного поведения «учителей»? Каковы отличительные черты тех личностей, которые могли бы продолжать эксперимент до конца?



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Заполнить пробелы

1. Аристотеля; 2. интроспекция; 3. 1879 г.; 4. возрастная психология; 5. формирующего; 6. Фрейд; 7. познавательные процессы; 8. социометрия; 9. бихевиористы; 10. осознается; 11. самоактуализирующаяся; 12. стандартизованное; 13. скрытом; 14. проективные.

Верно или неверно

1-В. 2-Н. 3-В. 4-Н. 5-В. 6-В. 7-В. 8-Н.

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Основные понятия: функции и роли медицинской сестры, специфика труда медицинской сестры, психотерапия, управленческие роли, управленческие умения, объекты педагогического труда медицинской сестры, модели взаимоотношений медработников и пациентов, терапевтический договор.

2.1. МОДЕЛЬ ТРУДА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Сестринское дело как форма деятельности по объекту труда относится к профессиям группы «человек-человек», по условиям - к работе с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей.

Традиционно сложившиеся в нашей стране представления о медицинской сестре как о помощнике врача, низкий социальный и профессиональный статус средних медицинских работников, отсутствие научных принципов и подходов к системе их подготовки и профессиональной деятельности, большое число случаев ухода из профессии ввиду отсутствия перспектив - все это привело к возникновению множества проблем отечественного здравоохранения и послужило толчком к проведению реформ в сестринском деле1.

1 Приказ Минздрава РФ от 9 января 2001 г. № 4 «Об отраслевой Программе развития сестринского дела в Российской Федерации».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре функции сестры:

• обеспечение помощи пациентам и руководство ею. Это означает содействие, профилактику, лечение, реабилитацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей;

• обучение пациентов, клиентов и персонала медико-санитарной помощи1. Эта функция включает обеспечение информацией для поддержания здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медицинским сестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков;

• деятельность в качестве члена бригады медико-санитарной помощи. Эта функция подразумевает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения;


• развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Это означает разработку новых методов работы, определение сферы исследований, участие в таких исследованиях и использование принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов при проведении научных исследований в сестринском деле.

На основе перечисленных функций можно определить следующие профессиональные роли медицинской сестры: сестра-практик, сестра-менеджер, сестра-преподаватель, сестра - член междисциплинарной команды, сестра - научный работник. Где бы сестра ни работала, ее труд можно описать через совокупность трех сторон: профессиональная деятельность, профессиональное общение, профессиональная личность2.

Профессиональная деятельность включает профессиональную активность сестры, направленную на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Согласно современным теоретическим представлениям, основой структуры профессиональной деятельности сестры по организации ухода за пациентом является сестринский процесс, включающий пять этапов: субъективное и объективное обследование индивида, семьи, группы; диагностику

1 Мы позволим себе добавить к субъектам педагогического труда медицинской сестры родственников пациентов, учащихся школ и студентов медицинских учебных заведений.

2 Необходимо отметить, что отдельные положения данного подхода находятся в соответствии с положениями, разрабатываемыми А.К. Марковой (1996).

существующих или потенциальных проблем пациента; постановку целей и планирование сестринского вмешательства; осуществление сестринского вмешательства; оценку результата.

Сестринский процесс имеет универсальную стратегию осуществления, поэтому его можно применить и в других сферах деятельности сестры (управленческой, педагогической, исследовательской). В таком случае профессиональную деятельность сестры можно рассматривать как последовательность этапов:

• анализ проблемной ситуации (управленческой, педагогической, исследовательской, связанной с уходом и т.д.);

• формулирование существующей или потенциальной проблемы;

• постановка целей и планирование деятельности;

• осуществление плана;

• оценка результата.


Профессиональным общением сестры мы называем умение устанавливать и поддерживать контакты между медицинской сестрой и субъектами общения, порождаемые потребностями в совместной деятельности и направленные на передачу информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнерами друг друга.

В соответствии с подходом О.П. Елисеева структуру профессиональной личности медицинской сестры следует рассматривать комплексно. Основные макрохарактеристики человека как личности представляют собой его психологические статусы, воплощаемые через самосознание и сознание. Это статус индивида, продуктом и условием развития которого является темперамент; статус индивидуальности, развивающийся через характер; статус субъекта, рождающий и порождаемый мотивацией; статус объекта, продуктом и условием развития которого являются организаторские и коммуникативные способности.

Труд медицинской сестры - эту сложнейшую психологическую реальность - можно представить в виде трехмерного пространства, созданного направляющими: личность-деятельность-общение, объединенными единой задачей достижения пациентом оптимального уровня жизнедеятельности (рис. 2.1).

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА СЕСТРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СЕСТРИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Достижения современной научной мысли способствуют совершенствованию медицинской практики, внедрению в нее новых