Файл: Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы как одно из средств исправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»
Юридический факультет
Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Уголовно-исполнительное право»
на тему
«Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы как одно из средств исправления»

Выполнил:

курсант 4 взвода 3 курса
очной формы обучения
по направлению подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»

Чатта Кирилл Александрович
Руководитель:

преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, кандидат юридических наук, доцент полковник внутренней службы

Минсафина Светлана Николаевна

К защите________________________________

(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)

Дата защиты:________________ Оценка_____________________

Самара

2022

Оглавление





Введение 1

Глава 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ 4

1.1. Общее и профессиональное образование, профессиональное обучение 4

1.2. Образование и профессиональное обучение в структуре исправительного воздействия 8

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 13

2.1. Нормативные основы получения общего и профессионального образования осужденными к лишению свободы 13

2.2. Особенности получения высшего образования осужденными к лишению свободы 19

Заключение 24

Библиографический список 27









Введение



Актуальность темы исследования. Государство в последние годы уделяет пристальное внимание образованности общества. Конституционные основы российского государства закрепляют не только право каждого гражданина на получение образования, но и обязанность получения его минимального уровня – основного общего образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации (далее – РФ)). Это важнейшая черта становления социального государства с достойным качеством, уровнем жизни населения.


Лишение свободы не может ограничить личность в реализации конституционного права на получение образования или стать препятствием
в получении общеобязательного основного общего образования.

Участие осужденного в образовательной деятельности является положительной тенденцией, так как при наличии у осужденного основного образования и трудовых навыков (профессии, специальности), у него расширяются возможности при дальнейшем трудоустройстве, а стало быть, появляется стимул к ведению законопослушного образа жизни. Особенно данное положение касается несовершеннолетних осужденных, для которых получение общего образования и профессионального обучения являются важнейшими факторами становления, социализации личности.

Актуальность данной темы заключается также в том, что она не лишена проблемных вопросов, например, при организации образовательного процесса в исправительных учреждениях остается ограниченное количество помещений, материальная база образовательных организаций требует обновления и совершенствования (в том числе необходимо большее количество компьютерных классов, способствующих получению осужденными высшего образования), дефицит фактического количества преподавателей и мастеров производственного обучения, недостаточное внимание к специфике исправительных учреждений при разработке нормативных документов по образовательным программам.

Таким образом, особенности образовательного процесса осужденных представляют собой научный и практический интерес, а также нуждаются
в дальнейшем исследовании.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при получении осужденными к лишению свободы общего
и профессионального образования, профессионального обучения.

Предмет работы составляют конституционные основы, нормы уголовно-исполнительного законодательства, специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс получения осужденными общего и профессионального образования, профессионального обучения, а также научная литература по данной теме.

Цель заключается в комплексном анализе процесса получения осужденными общего и профессионального образования, профессионального обучения, а также в анализе теоретических и практических проблем
по данной теме.

В соответствии с этим определены следующие задачи:

– провести анализ понятий общего и профессионального образования, профессионального обучения;



– рассмотреть образование и профессиональное обучение в структуре исправительного воздействия;

– изучить нормативные основы получения общего образования, профессионального обучения осужденными к лишению свободы;

– проанализировать особенности получения высшего образования осужденными к лишению свободы.

Методологической основой являются методы: общенаучные (формально-логический, системный, функциональный) и частнонаучные (сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, объединяющих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

Глава 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ




    1. . Общее и профессиональное образование, профессиональное обучение




Становление социального государства с достойным качеством
и уровнем жизни населения неотделимо от поддержания образовательной политики. Ведь именно политика в сфере образования формирует во многом саму основу развития государства и общества в целом.

Лишение свободы, как наказание за совершение уголовно-наказуемого деяния, не может ограничить личность в реализации ее конституционного права на образование или стать препятствием в получении общеобязательного основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ).

Каждый осужденный, отбывший наказание в виде лишения свободы, должен быть полноправным членом общества, с присущими ему теоретическими знаниями и профессиональными навыками, для того чтобы
в дальнейшем жить и развиваться в этом обществе. Особенно данное положение касается несовершеннолетних осужденных, для которых получение общего образования и профессионального обучения являются важнейшими факторами становления, социализации личности.

Таким образом, образовательная политика целиком и полностью поддерживается исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Необходимо разобраться в понятии рассматриваемых институтов.

В учебной литературе образование осужденных к лишению свободы рассматривается как процесс приобретения в период отбывания наказания системы знаний, умений и навыков, сопровождающийся констатацией достижения ими установленных государством образовательных уровней,

а также его конечный результат в виде получения соответствующего документа об образовании1. Рассмотрим данное определение подробнее.

Государство в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (далее – Закон об образовании) установило образовательные уровни, которыми определяется уровень знаний (общее образование) и умений (профессиональное образование) индивида. Так общее образование подразделяется на дошкольное, начальное, основное, среднее,
а профессиональное – на среднее и высшее (ст. 10 Закона об образовании). Также указанный закон выделяет профессиональную подготовку2.

Осужденным положения данного закона также доступны,
вне зависимости от их уголовного наказания в виде лишения свободы. Исправительные учреждения обеспечивают получение ими общего
и профессионального образования, прохождение профессионального обучения (ст. 80 Закона об образовании). Поддерживает данное направление и уголовно-исполнительное законодательство в ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ)3.

Общее образование (школьное) представляет собой базовый уровень знаний, который осваивает осужденный в рамках основной образовательной программы, обязательной для прохождения каждым гражданином нашего государства.

Профессиональное образование – это уже следующий этап образования, направленный на обогащение полученных в рамках общего образования знаний и на приобретение знаний и навыков, необходимых
для освоения выбранной профессии.

Следует разделять понятия профессиональное образование
и профессиональное обучение.

Анализируя данную тему, С. Е. Корышева, И. Е. Скопина, отличие профессионального обучения от образования видят в том, что оно
не сопровождается изменением уровня образования обучающегося и имеет своей целью приобретение осужденными различного возраста профессиональной компетенции4. Иными словами, осужденный любого возраста приобретает профессиональную компетентность в работе
с конкретным оборудованием, технологиями, без изменения уровня образования (путем приобретения разрядов, классов простых рабочий). Притом получить профессиональную подготовку могут осужденные,
не имеющие основного общего образования, даже несовершеннолетние, что не представляется возможным при получении начального профессионального образования (ст. 68 Закона об образовании).

Выбор одного из видов профессионального обучения обусловлен сроками лишения свободы, производственной необходимостью исправительного учреждения и рядом других обстоятельств. К тому же, осужденные обязаны трудиться (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Для соблюдения данного правила, осужденные в создаваемых в учреждении центрах трудовой адаптации, учебно-производственных (трудовых) мастерских, получают необходимые трудовые навыки и привлекаются к производственному процессу, имеющемуся в том или ином учреждении.


С целью получения осужденными общего и профессионального образования, в исправительных учреждениях создаются специализированные образовательные организации. Так, согласно статистическим данным
УИС РФ по состоянию на 01.11.2022 г. при исправительных учреждениях действовали 285 общеобразовательных организаций и 442 учебно-консультационных пункта, 254 профессиональных образовательных учреждения ФСИН России и 179 их филиалов5.

Таким образом, образование осужденных к лишению свободы следует понимать как процесс приобретения в период отбывания наказания, соответствующих законодательно установленным образовательным уровням, знаний (общее образование) и умений (профессиональное образование
и обучение). Общее образование является обязательным для каждого гражданина нашего государства (включая и осужденных к лишению свободы), а профессиональное образование и обучение необходимо для удовлетворения требований об обязательном привлечении их к труду
в период отбывания наказания и возможности последующего трудоустройства после освобождения.

    1. . Образование и профессиональное обучение в структуре исправительного воздействия




УИК РФ в ч. 1 ст. 1 указывает на две цели, к достижению которых стремится уголовно-исполнительное законодательство. Первая из них – исправление осужденных, под которым принято понимать формирование
у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК РФ). Иными словами, государство стремится воздействовать на личность осужденного, его нравственные убеждения, сознание для того, чтобы изменить их отрицательные, устойчивые искажения, направить на точное исполнение законов, уважение личности человека, устоев общества и привить необходимость трудиться. Уголовно-исполнительное законодательство определяет и средства, используемые для достижения данной цели, среди которых устойчивую позицию занимают получение общего образования и профессиональное обучение (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Данные категории способствуют получению систематизированных знаний, всесторонне развивают личность, формируя ее положительные качества, а также представляют одну из важнейших сфер жизнедеятельности общества, членами которого также являются лица, осужденные к лишению свободы