Файл: Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы как одно из средств исправления.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.
Как уже было выяснено ранее, в исправительных учреждениях УИС предусматривается получение осужденными основного общего и начально-профессионального образования. В этих целях администрация учреждений совместно с государственными органами образования обязаны создать общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты, а также профессионально-технические училища и обеспечить их необходимым оборудованием, учебной литературой. Обучение осуществляется на основе учебных программ, действующих в обычных школах.
Непосредственные трудовые навыки с последующей возможностью трудиться на оплачиваемых работах в производственном секторе исправительного учреждения, осужденный получает при профессиональном обучении в центрах трудовой адаптации, учебно-производственных (трудовых) мастерских учреждения.
Исправление осужденных, как цель уголовно-исполнительного законодательства, предполагает возвращение в общество приносящего пользу индивида, способного самостоятельно участвовать в общественных отношениях, имеющего необходимый уровень знаний и трудовых навыков для того, чтобы иметь возможность обеспечить себя и своих близких и вести в дальнейшем законопослушный образ жизни. Именно для этого
и необходимо получение общего и профессионального образования,
что поддерживается в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России.
Стоит отметить, что данное средство исправительного воздействия взаимосвязано и неразделимо с иными средствами. Например, важным является и такое средство исправления как труд, при этом получение образования осужденными происходит без отрыва осужденных от занятий трудовой деятельностью (от производства). При участии осужденных
в образовательном процессе, продолжают действовать режимные ограничения по поддержанию в учреждении правопорядка и дисциплины.
Л. А. Исаева указывает на то, что рассматривать данное средство исправления в отрыве от воспитательной работы невозможно7. Только при тесной взаимосвязи используемых средств исправления осужденных можно добиться должного исправительного воздействия на них.
Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4 ст. 112 УИК РФ), что влияет
на изменение вида исправительного учреждения, замену неотбытой части наказания на более мягкий вид наказания или вовсе условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
8. Все это, безусловно, выступает
в качестве стимула участия осужденного в образовательном процессе, который воспитывает у них положительные качества и профессиональные навыки.
Однако в данном вопросе существует некоторая правовая неточность. За добросовестное обучение и отношение к труду ст. 113 УИК РФ допускает применение мер поощрения. Е. А. Шамшилова справедливо указывает
на отсутствие порядка взаимодействия между образовательными учреждениями и администрацией исправительных учреждений в УИК РФ
в части применения мер поощрения, что создает трудность
при их реализации9. В частности, непонятно, может ли, например, преподаватель образовательного учреждения инициировать вопрос о поощрении конкретного осужденного в случае получения им хороших оценок или, наоборот, его наказании при неудовлетворительных результатах обучения. Таким образом, в ст. 108, 112 УИК РФ предлагается внести положение о том, что преподаватели образовательного учреждения могут ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения
о применении к осужденным мер поощрения или взыскания в зависимости
от отношения к образовательному процессу. Так реализация исправительного воздействия на осужденных путем применения данного средства исправления будет более действенной.
Таким образом, ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления осужденных относит получение ими общего образования
и профессионального обучения. Воспитательное воздействие общеобразовательного обучения направлено на развитие у осужденных потребности к повышению своего общеобразовательного, культурного и профессионального уровня. Стремление осужденных получить образование учитывается при установлении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4
ст. 112 УИК РФ), составлении характеристики поведения, определении готовности к социальной адаптации на свободе.
Вывод по 1 главе: образование осужденных к лишению свободы следует понимать как процесс приобретения в период отбывания наказания, соответствующих законодательно установленным образовательным уровням, знаний (общее образование) и умений (профессиональное образование
и обучение). Общее образование является обязательным для каждого гражданина нашего государства (включая и осужденных к лишению свободы), а профессиональное образование и обучение необходимо
для удовлетворения требований об обязательном привлечении их к труду
в период отбывания наказания.
Получение осужденными общего образования и профессионального обучения относится к основным средствам их исправления (ч. 2 ст. 9
УИК РФ). Стремление осужденных получить образование учитывается
при установлении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4 ст. 112 УИК РФ).
Предлагается в данные нормы внести положение о том,
что преподаватели образовательного учреждения могут ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения о применении
к осужденным мер поощрения или взыскания в зависимости от отношения
к образовательному процессу. Так реализация исправительного воздействия на осужденных путем применения данного средства исправления будет более действенной.
Право на образование является конституционным, неотделимым правом каждого гражданина российского государства (ст. 43 Конституции РФ. Соответственно уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не может его ограничить. Данная деятельность лишь имеет свою специфику в исправительных учреждениях, в силу режимных ограничений
и требований, установленных в них.
Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения основного общего образования в период отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, не достигшими возраста 30-ти лет (ст. 112 УИК РФ). Осужденные старше данного возраста,
а также инвалиды первой и второй группы, получают образование
по их желанию10.
Общеобразовательное обучение осужденных осуществляется также
в соответствии с Законом об образовании, который закрепляет основные критерии, направления и правила осуществления данной деятельности,
а также в ст. 80 предусматривает особенности организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы. Данная норма была рассмотрена в предыдущей главе.
Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в ст. 16 закрепляет правовое положение образовательных организаций, которые создаются и ликвидируются
по согласованию с Минюстом России. Весь персонал подбирается
по согласованию с администрацией
того или иного исправительного учреждения, а работа его требует соблюдения строгих режимных требований. Трудовая деятельность таких лиц связана с взаимодействием
с людьми, преступившими закон, что компенсируется повышенным окладом материального вознаграждения. Также данный закон содержит еще одно очень важное правило – факт получения образования осужденными
в образовательной организации, созданной на территории исправительного учреждения, в документах об образовании или квалификации не отражается, что в дальнейшем позволяет гражданину избежать дискриминации
при трудоустройстве11.
Наиболее детально процедура образовательного процесса осужденных регламентирована в Порядке организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, утвержденном приказом Минюста России и Минобрнауки России12.
Регулирование получения осужденными профессионального образования и профессиональной подготовки происходит в соответствии
со ст. 108 УИК РФ, главами 8,9 Закона об образовании, а также Порядком организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы13.
Данные нормативные акты устанавливают возможность осужденными на базе исправительных учреждений получить среднее профессиональное образование и профессиональное обучение.
Для осужденных, желающих освоить образовательную программу среднего профессионального образования, ст. 68 Закона об образовании устанавливает требование – наличие образования не ниже основного или среднего общего (школьного) образования. Однако следует учесть
в большинстве случаев невысокий образовательный уровень осужденных,
в силу которого получение данного уровня образования на начальном этапе невозможно. Бездействовать пенитенциарная политика в этом случае
не может, потому что осужденные обязаны трудиться на территории учреждения, а также должны приобрести специальность к моменту освобождения для того, чтобы в последующем иметь возможность трудоустройства в условиях свободной жизни. Данный вопрос по отношению к таким осужденным (не имеющим общего образования и специальности) решается путем их профессионального обучения.
Анализируя значение профессионального обучения осужденных
Т. В. Ускова, Т. Т. Ишниязов отмечают, что возможность обучения осужденных различными специальностями данного уровня успешно восполняет существующую потребность «рабочих рук» на различных производствах учреждения с учетом отсутствия у ряда осужденных классического школьного образования14. К тому же данные навыки пригодятся и после освобождения из учреждения.
Ч. 2 ст. 108 УИК РФ предоставляет право получения профессионального образования и обучения осужденным, имеющим отклонения в здоровье либо осужденным преклонного возраста
по их желанию, при условии отсутствия медицинских противопоказаний. Данная норма свидетельствует о социальной направленности российского государства и пенитенциарной политики.
Данная статья регламентирует также получение осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, профессиональной компетенции в виде профессионального обучения на производстве.
Так указанная категория лиц будет непосредственно занята трудовой деятельностью и меньше контактировать с вольнонаемным персоналом, обеспечивающим профессиональное образование.
Актуальными проблемными вопросами при организации образовательного процесса в профессиональных училищах при учреждениях УИС остаются ограниченное количество помещений и недостаточная оснащенность материальной базы образовательных организаций, дефицит фактического количества преподавателей и мастеров производственного обучения, недостаточное внимание к специфике исправительных учреждений при разработке нормативных документов по образовательным программам.
Некоторые из них могут быть устранены в ходе реализации Концепции развития УИС РФ на период до 2030 года15, по замыслу которой предусмотрено совершенствование системы профессионального обучения
и среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы.
К примеру, развитию системы профессионального обучения
и образования осужденных к лишению свободы может способствовать реализация предусмотренного Концепцией развития УИС до 2030 года
к 2024 году проекта создания учреждений объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы
в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора.
Как уже было выяснено ранее, в исправительных учреждениях УИС предусматривается получение осужденными основного общего и начально-профессионального образования. В этих целях администрация учреждений совместно с государственными органами образования обязаны создать общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты, а также профессионально-технические училища и обеспечить их необходимым оборудованием, учебной литературой. Обучение осуществляется на основе учебных программ, действующих в обычных школах.
Непосредственные трудовые навыки с последующей возможностью трудиться на оплачиваемых работах в производственном секторе исправительного учреждения, осужденный получает при профессиональном обучении в центрах трудовой адаптации, учебно-производственных (трудовых) мастерских учреждения.
Исправление осужденных, как цель уголовно-исполнительного законодательства, предполагает возвращение в общество приносящего пользу индивида, способного самостоятельно участвовать в общественных отношениях, имеющего необходимый уровень знаний и трудовых навыков для того, чтобы иметь возможность обеспечить себя и своих близких и вести в дальнейшем законопослушный образ жизни. Именно для этого
и необходимо получение общего и профессионального образования,
что поддерживается в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России.
Стоит отметить, что данное средство исправительного воздействия взаимосвязано и неразделимо с иными средствами. Например, важным является и такое средство исправления как труд, при этом получение образования осужденными происходит без отрыва осужденных от занятий трудовой деятельностью (от производства). При участии осужденных
в образовательном процессе, продолжают действовать режимные ограничения по поддержанию в учреждении правопорядка и дисциплины.
Л. А. Исаева указывает на то, что рассматривать данное средство исправления в отрыве от воспитательной работы невозможно7. Только при тесной взаимосвязи используемых средств исправления осужденных можно добиться должного исправительного воздействия на них.
Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4 ст. 112 УИК РФ), что влияет
на изменение вида исправительного учреждения, замену неотбытой части наказания на более мягкий вид наказания или вовсе условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
8. Все это, безусловно, выступает
в качестве стимула участия осужденного в образовательном процессе, который воспитывает у них положительные качества и профессиональные навыки.
Однако в данном вопросе существует некоторая правовая неточность. За добросовестное обучение и отношение к труду ст. 113 УИК РФ допускает применение мер поощрения. Е. А. Шамшилова справедливо указывает
на отсутствие порядка взаимодействия между образовательными учреждениями и администрацией исправительных учреждений в УИК РФ
в части применения мер поощрения, что создает трудность
при их реализации9. В частности, непонятно, может ли, например, преподаватель образовательного учреждения инициировать вопрос о поощрении конкретного осужденного в случае получения им хороших оценок или, наоборот, его наказании при неудовлетворительных результатах обучения. Таким образом, в ст. 108, 112 УИК РФ предлагается внести положение о том, что преподаватели образовательного учреждения могут ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения
о применении к осужденным мер поощрения или взыскания в зависимости
от отношения к образовательному процессу. Так реализация исправительного воздействия на осужденных путем применения данного средства исправления будет более действенной.
Таким образом, ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления осужденных относит получение ими общего образования
и профессионального обучения. Воспитательное воздействие общеобразовательного обучения направлено на развитие у осужденных потребности к повышению своего общеобразовательного, культурного и профессионального уровня. Стремление осужденных получить образование учитывается при установлении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4
ст. 112 УИК РФ), составлении характеристики поведения, определении готовности к социальной адаптации на свободе.
Вывод по 1 главе: образование осужденных к лишению свободы следует понимать как процесс приобретения в период отбывания наказания, соответствующих законодательно установленным образовательным уровням, знаний (общее образование) и умений (профессиональное образование
и обучение). Общее образование является обязательным для каждого гражданина нашего государства (включая и осужденных к лишению свободы), а профессиональное образование и обучение необходимо
для удовлетворения требований об обязательном привлечении их к труду
в период отбывания наказания.
Получение осужденными общего образования и профессионального обучения относится к основным средствам их исправления (ч. 2 ст. 9
УИК РФ). Стремление осужденных получить образование учитывается
при установлении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4 ст. 112 УИК РФ).
Предлагается в данные нормы внести положение о том,
что преподаватели образовательного учреждения могут ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения о применении
к осужденным мер поощрения или взыскания в зависимости от отношения
к образовательному процессу. Так реализация исправительного воздействия на осужденных путем применения данного средства исправления будет более действенной.
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
2.1. Нормативные основы получения общего и профессионального образования осужденными к лишению свободы
Право на образование является конституционным, неотделимым правом каждого гражданина российского государства (ст. 43 Конституции РФ. Соответственно уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не может его ограничить. Данная деятельность лишь имеет свою специфику в исправительных учреждениях, в силу режимных ограничений
и требований, установленных в них.
Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения основного общего образования в период отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, не достигшими возраста 30-ти лет (ст. 112 УИК РФ). Осужденные старше данного возраста,
а также инвалиды первой и второй группы, получают образование
по их желанию10.
Общеобразовательное обучение осужденных осуществляется также
в соответствии с Законом об образовании, который закрепляет основные критерии, направления и правила осуществления данной деятельности,
а также в ст. 80 предусматривает особенности организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы. Данная норма была рассмотрена в предыдущей главе.
Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в ст. 16 закрепляет правовое положение образовательных организаций, которые создаются и ликвидируются
по согласованию с Минюстом России. Весь персонал подбирается
по согласованию с администрацией
того или иного исправительного учреждения, а работа его требует соблюдения строгих режимных требований. Трудовая деятельность таких лиц связана с взаимодействием
с людьми, преступившими закон, что компенсируется повышенным окладом материального вознаграждения. Также данный закон содержит еще одно очень важное правило – факт получения образования осужденными
в образовательной организации, созданной на территории исправительного учреждения, в документах об образовании или квалификации не отражается, что в дальнейшем позволяет гражданину избежать дискриминации
при трудоустройстве11.
Наиболее детально процедура образовательного процесса осужденных регламентирована в Порядке организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, утвержденном приказом Минюста России и Минобрнауки России12.
Регулирование получения осужденными профессионального образования и профессиональной подготовки происходит в соответствии
со ст. 108 УИК РФ, главами 8,9 Закона об образовании, а также Порядком организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы13.
Данные нормативные акты устанавливают возможность осужденными на базе исправительных учреждений получить среднее профессиональное образование и профессиональное обучение.
Для осужденных, желающих освоить образовательную программу среднего профессионального образования, ст. 68 Закона об образовании устанавливает требование – наличие образования не ниже основного или среднего общего (школьного) образования. Однако следует учесть
в большинстве случаев невысокий образовательный уровень осужденных,
в силу которого получение данного уровня образования на начальном этапе невозможно. Бездействовать пенитенциарная политика в этом случае
не может, потому что осужденные обязаны трудиться на территории учреждения, а также должны приобрести специальность к моменту освобождения для того, чтобы в последующем иметь возможность трудоустройства в условиях свободной жизни. Данный вопрос по отношению к таким осужденным (не имеющим общего образования и специальности) решается путем их профессионального обучения.
Анализируя значение профессионального обучения осужденных
Т. В. Ускова, Т. Т. Ишниязов отмечают, что возможность обучения осужденных различными специальностями данного уровня успешно восполняет существующую потребность «рабочих рук» на различных производствах учреждения с учетом отсутствия у ряда осужденных классического школьного образования14. К тому же данные навыки пригодятся и после освобождения из учреждения.
Ч. 2 ст. 108 УИК РФ предоставляет право получения профессионального образования и обучения осужденным, имеющим отклонения в здоровье либо осужденным преклонного возраста
по их желанию, при условии отсутствия медицинских противопоказаний. Данная норма свидетельствует о социальной направленности российского государства и пенитенциарной политики.
Данная статья регламентирует также получение осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, профессиональной компетенции в виде профессионального обучения на производстве.
Так указанная категория лиц будет непосредственно занята трудовой деятельностью и меньше контактировать с вольнонаемным персоналом, обеспечивающим профессиональное образование.
Актуальными проблемными вопросами при организации образовательного процесса в профессиональных училищах при учреждениях УИС остаются ограниченное количество помещений и недостаточная оснащенность материальной базы образовательных организаций, дефицит фактического количества преподавателей и мастеров производственного обучения, недостаточное внимание к специфике исправительных учреждений при разработке нормативных документов по образовательным программам.
Некоторые из них могут быть устранены в ходе реализации Концепции развития УИС РФ на период до 2030 года15, по замыслу которой предусмотрено совершенствование системы профессионального обучения
и среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы.
К примеру, развитию системы профессионального обучения
и образования осужденных к лишению свободы может способствовать реализация предусмотренного Концепцией развития УИС до 2030 года
к 2024 году проекта создания учреждений объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы
в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора.