Файл: Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы как одно из средств исправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Указанная мера позволит локализовать в одном месте большое количество спецконтингента, объединить образовательные и материально-технические ресурсы нескольких учреждений УИС. Данная тенденция положительно скажется как на процессе профессионального образования
и обучения, так и на всем образовательном процессе в целом (возможности
и материально-техническая база организаций общего образования также станет разнообразнее и богаче.

Таким образом, деятельность по получению осужденными общего образования, профессионального образования и обучения имеет широкое нормативно-правовое регулирование, включающее как нормы Конституции РФ (ст. 43), федерального законодательства об образовании, уголовно-исполнительного законодательства (ст. 108, 112 УИК РФ), так и ведомственных нормативно-правовых актов (приказы Минюста
и Минобрнауки России). Значительное внимание развитию всего образовательного процесса, материально-технической базы, возможностей профессионального процесса (образования и обучения) уделяет Концепция развития УИС РФ до 2030 г. Такое нормативное регулирование, направленное на усовершенствование и развитие образовательной системы
в УИС, государственное финансирование данных идей и направлений, способствует более успешному достижению целей уголовно-исполнительного законодательства – ресоциализации и исправления осужденных.

2.2. Особенности получения высшего образования осужденными к лишению свободы




В исправительных учреждениях УИС РФ особо остро стоит проблема наличия возможностей у осужденных на получение высшего образования.

Ч. 4 ст. 108 УИК РФ содержит правило, согласно которому администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования, если на то имеется реальная возможность.

В силу постоянной занятости на производстве, от которого осужденного без причин отрывать нельзя, режимных ограничений
в учреждении, строго нормированного распорядка дня – получение осужденными высшего образования в очной форме (путем постоянного присутствия на занятиях) представляется невозможным. Однако, получение данного образования, при желании осужденного, в заочной форме (дистанционно) – неплохая возможность осужденного доказать стремление

к получению знаний, навыков, для того чтобы сделать свой образ жизни лучше, иными словами – исправиться.

Поддерживает возможность получения высшего образования осужденными в заочной форме обучения и ст. 80 Закона об образовании.

Осужденный может осуществить такую возможность дистанционно,
т. е. путем осуществления образовательной деятельности с применением информационных технологий. Дистанционное обучение осужденных
в настоящее время осуществляется с использованием электронных средств обучения. В компьютерных классах исправительных учреждений установлены вебкамеры для общения с преподавателями, осужденные могут проходить онлайн-курсы при необходимости. Осужденные получают задания и отправляют контрольные и проверочные работы. Дистанционный порядок получения осужденными высшего образования имеет свои преимущества, которые заключаются в возможности сочетания производственной
и образовательной деятельности, индивидуализации обучения осужденных
с учетом распорядка дня учреждения16.

Проведя анализ, Л. Л. Санташова указывает, что в настоящий период времени около 1000 осужденных получают высшее образование. Осужденные обучаются на договорной основе по специальностям, наиболее востребованным на рынке труда: «Экономика», «Менеджмент», «Управление малым бизнесом», «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Специалист
по рекламе», «Социология», «Банковское дело» и «Психология»17.

Следует обратить внимание на тот факт, что такие технологии (современная материальная база – компьютерные классы с соответствующим программным обеспечением) имеются далеко не в каждом исправительном учреждении, что составляет проблему в реализации осужденными данного права, а также перспективу, к которой должны стремиться учреждения УИС.

Так одним из направлений совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы в соответствии с Концепцией развития УИС РФ
до 2030 г. является внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности ее учреждений и органов, исполняющих наказания.

Исследуя указанную тему, И. Н. Бармашов предлагает при определении степени исправления осужденного учитывать не только его стремление
к получению среднего профессионального образования и обучения, а также отношение к получению высшего образования, если такое стремление у лица имеется. Данный автор предлагает изложить ст. 108 УИК РФ в следующей вариации: «Отношение осужденных к получению высшего образования, среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления»

18. Данная мера могла бы положительно сказаться на образовательных стремлениях осужденных, ведь можно предположить, что, если данное лицо на протяжении длительного периода времени осваивает образовательную программу, значит он характеризуется как лицо, желающее связать свою дальнейшую жизнь
с новой работой и крепкими социальными связями.

Стимулирование осужденного к получению высшего образования,
а также поощрение таких его стремлений, будет являться положительной тенденцией уголовно-исполнительной политики, так как при наличии
у осужденного высшего образования у него расширяются возможности при дальнейшем трудоустройстве19. Данный факт также положительно скажется на его дальнейшей ресоциализации в обществе.

Однако стоит учесть, что максимальное продуктивное значение данная норма будет иметь при улучшении материально-технических возможностей осужденных в исправительных учреждениях (например, создания компьютерных классов), направлении пенитенциарной политики
на следование по данному пути, выражающееся в тесном взаимодействии
с высшими образовательными организациями (заключение соглашений
с вузами о выделении бюджетных мест для осужденных), способными предоставить осужденному такую возможность обучения.

Вывод по 2 главе: деятельность по получению осужденными общего образования, профессионального образования и обучения имеет широкое нормативно-правовое регулирование, включающее как нормы Конституции РФ (ст. 43), Закона об образовании (ст. 80), уголовно-исполнительного законодательства (ст. 108, 112 УИК РФ), так и ведомственных нормативно-правовых актов (приказы Минюста и Минобрнауки России).

Актуальными проблемными вопросами при организации образовательного процесса в учреждениях УИС остаются ограниченное количество помещений и материальной базы образовательных организаций (в том числе компьютерных классов с соответствующим программным обеспечением, способствующих получению осужденными высшего образования), дефицит фактического количества преподавателей и мастеров производственного обучения, недостаточное внимание к специфике исправительных учреждений при разработке нормативных документов

по образовательным программам.

Значительное внимание развитию всего образовательного процесса, материально-технической базы (включая внедрение цифровых технологий
во все сферы деятельности учреждений УИС, что имеет ключевое значение при получении осужденными высшего образования дистанционно), возможностей профессионального процесса (образования и обучения) уделяет Концепция развития УИС РФ до 2030 г.

Такое нормативное регулирование, направленное
на усовершенствование и развитие образовательной системы в УИС, государственное финансирование данных идей и направлений, способствует более успешному достижению целей уголовно-исполнительного законодательства – ресоциализации и исправления осужденных.

Заключение



Образование осужденных к лишению свободы включает в себя приобретение в период отбывания наказания, соответствующих законодательно установленным образовательным уровням, знаний (общее образование) и умений (профессиональное образование и обучение). Участие осужденного в образовательной деятельности является положительной тенденцией, так как при наличии у осужденного образования и трудовых навыков (профессии, специальности), у него расширяются возможности при дальнейшем трудоустройстве, а стало быть, и появляется стимул к ведению законопослушного образа жизни.

Деятельность по получению осужденными общего образования, профессионального образования и обучения имеет широкое нормативно-правовое регулирование, включающее как нормы Конституции РФ (ст. 43), Закона об образовании (ст. 80), уголовно-исполнительного законодательства (ст. 108, 112 УИК РФ), так и ведомственных нормативно-правовых актов (приказы Минюста и Минобрнауки России).

Получение осужденным общего образования и профессионального обучения относится к основным средствам его исправления (ч. 2 ст. 9
УИК РФ). Стремление осужденных получить образование учитывается при установлении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4 ст. 112 УИК РФ), составлении характеристики поведения, определении готовности
к социальной адаптации на свободе.

Актуальными проблемными вопросами при организации образовательного процесса в учреждениях УИС остаются ограниченное количество помещений и материальной базы образовательных организаций (в том числе компьютерных классов с соответствующим программным обеспечением, способствующих получению осужденными высшего образования), дефицит фактического количества преподавателей и мастеров производственного обучения, недостаточное внимание к специфике исправительных учреждений при разработке нормативных документов

по образовательным программам.

Значительное внимание развитию всего образовательного процесса, материально-технической базы (включая внедрение цифровых технологий
во все сферы деятельности учреждений УИС, что имеет ключевое значение при получении осужденными высшего образования дистанционно), возможностей профессионального процесса (образования и обучения) уделяет Концепция развития УИС РФ до 2030 г.

Такое нормативное регулирование, направленное
на усовершенствование и развитие образовательной системы в УИС, государственное финансирование данных идей и направлений, способствует более успешному достижению целей уголовно-исполнительного законодательства – ресоциализации и исправления осужденных.

Предлагается в нормы ст. 108, 112 УИК РФ внести положение о том, что преподаватели организации, осуществляющей в исправительном учреждении функции по обеспечению получения осужденными общего образования, профессионального образования и обучения, могут ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения
о применении к осужденным мер поощрения или взыскания в зависимости
от отношения к образовательному процессу. Так реализация исправительного воздействия на осужденных путем применения данного средства исправления будет более действенной.

Также предлагается изложить ст. 108 УИК РФ в следующей вариации: «Отношение осужденных к получению высшего образования, среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления». Данная мера могла бы положительно сказаться на образовательных стремлениях осужденных.

Все вышеуказанное свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения и изучения темы получения образования осужденными.

Библиографический список



Нормативно-правовые акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 04 июля 2020 г. – № 144.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.06.2022 № 183-ФЗ) // Российская газета. – 2022. – 15 июня.

3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания