Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1485
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Т.А. Гонохова, Т.А. Гусева
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ФИО студента
Факультет
№ группы
Горно-Алтайск, 2020
УДК 159.922.6
Гонохова Т.А., Гусева Т.А.
Возрастная психология: рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Т.А. Гонохова, Т.А. Гусева; Горно-Алтайский государственный университет. – Горно-Алтайск: БИЦ РИО ГАГУ, 2020. – 49 с.
Рецензенты:
Шевченко Н.Б., к. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск
Заяц Н.М. к. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»
Учебно-методическое пособие содержит вопросы для обсуждения по темам, задания для самостоятельного выполнения практических работ при подготовке к семинарским занятиям и тестовые задания по каждой теме.
Пособие адресовано студентам академического и прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» «Психолого-педагогическое образование», изучающим дисциплины «Возрастная психология», «Психология развития».
Рабочая тетрадь может быть использована бакалаврами, обучающимися по очной и заочной формам обучения.
©Гонохова Т.А., Гусева Т.А., 2020
©Горно-Алтайский государственный университет, 2020
Содержание
Введение …………………………………………………………………....4
Методические указания для студентов …………………………………..5
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
и основные закономерности психического развития ………………… .8
Тема 2. Возрастные периодизации: понятие, сущность, подходы ..... 11
Тема 3. Психическое развитие ребенка младенческого возраста ……15
Тема 4. Психическое развитие ребенка раннего возраста ………… ...19
Тема 5. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста ……..22
Тема 6. Особенности психического развития младшего школьника...26
Тема 7. Психические особенности развития подростка ……………...31
Тема 8. Психическое развитие в юношеском возрасте ……………….36
Литература …………………………………………………………………41
Глоссарий..……………………………………………………………….....42
Приложение …………………………………………………………….....46
Введение
В настоящее время психологические знания занимают одно из основных мест в профессиональной подготовке студентов вузов. Без знания закономерностей психического развития, возрастной динамики психических процессов, без учёта индивидуальных особенностей детей невозможно построение учебно-воспитательного процесса, обучение и воспитание подрастающего поколения. Будущий учитель должен уметь самостоятельно анализировать и объяснять те явления, с которыми ежедневно встречается учитель в школе.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов, изучающих курс «Возрастная психология», и представляет собой методическое обеспечение дисциплины. В тетради содержится материал, который помогает студентам закрепить теоретические знания. Кроме того, в рабочей тетради представлены упражнения, тестовые задания, материалы для самопроверки, соотнесённые с теоретическим блоком.
Целью издания является ознакомление с системой основных психологических категорий, освоение студентами и закрепление знаний по возрастной психологии, а также расширение представлений о психологических явлениях и феноменах, изучаемых в курсе возрастной психологии и психологии развития.
Материал структурирован в соответствии с существующей программой для обучения студентов. Разделы тетради представлены основными ключевыми темами, к каждой из которых составлены тестовые задания, позволяющие проверить правильность и прочность усвоения теоретического материала.
Методические указания для студентов
Практические работы по возрастной психологии проводятся на основе изученного теоретического материала по следующим темам: предмет, задачи и методы возрастной психологии, основные закономерности психического развития, возрастные периодизации: понятие, сущность, подходы, психическое развитие ребенка младенческого возраста, психическое развитие ребенка раннего возраста, психическое развитие ребенка дошкольного возраста, особенности психического развития младшего школьника, психические особенности развития подростка, психическое развитие в юношеском возрасте.
Практические работы по возрастной психологии, организуемые с помощью данного учебного пособия, представляют собой аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу, включающую выполнение заданий репродуктивного, поискового и творческого характера. Задания к практическим работам по возрастной психологии составлены на основе рабочей программы по психологии, разработанной преподавателем психологии И.В. Парфирьевой.
Основная цель практических работ: способствовать развитию интереса к возрастной психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психологической компетентности.
Результатом данной работы должно быть:
- более глубокое знание возрастных особенностей детей;
- умение осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность;
- умение пользоваться психологической информацией;
- овладение приёмами межличностного взаимодействия;
- умение разрабатывать психологические рекомендации;
- умение применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности;
- самостоятельно работать с научной психологической литературой;
- отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности.
Тетрадь для практических работ по возрастной психологии включает следующие разделы: практические задания, тест для самопроверки, рефлексию.
Каждый раздел выполняет определённые учебные задачи:
-
Практические задания – учебная задача: применение теоретических положений на практике и формирование психологического мышления, практических умений и навыков.
2. Тест для самопроверки – учебная задача: осуществление самопроверки знаний, выявление уровня усвоения темы.
3. Рефлексия – учебная задача: анализ собственного отношения, чувств, мыслей, поведения, действий, опыта.
Технология работы по тетради следующая:
1. В процессе или в конце изучения темы по возрастной психологии на занятии (или дома) вам предлагается выполнить практические задания.
Практикумы включают учебные задания различного типа: задания на актуализацию или на распознавание психологических явлений; задания на прогнозирование наступления возможных явлений, поведения, реакций человека; задания на актуализацию личной субъективной картины психических явлений; задания на проектирование возможных способов действия в данной ситуации, способов достижения заданных целей; задания на разработку психологических рекомендаций по способам обращения с ребенком.
Результаты работы могут фиксироваться в тетради (практической или лекционной) для обсуждения на занятии (или некоторые задания выполняются устно).
2. По итогам изучения темы выполняется тест для выявления уровня усвоения данной темы. Тест может включать тестовые задания различных видов: открытые, закрытые, на соотнесение. Результаты тестирования обсуждаются на занятии или индивидуально. За правильно и быстро выполненный тест может быть выставлена дополнительная оценка.
3. В заключение работы по данной теме проводится рефлексия по заданным формулировкам или в свободной форме.
Все предлагаемые задания носят тренировочный характер и подготавливают к проверочным и контрольным работам по темам.
Для оценивания Вашей деятельности используется рейтинговая система оценки.
Выставляются баллы:
10 баллов – выполнены все задания по теме, точно и правильно сформулирован ответ, глубоко раскрыта сущность явления.
9 баллов - выполнены все задания по теме, но допущены ошибки.
7-8 баллов - выполнены обязательные задания по теме и часть дополнительных, точно и правильно дан ответ, или же допущены незначительные ошибки.
6 баллов - выполнены обязательные задания по теме, точно и правильно дан ответ.
4-5 баллов – выполнены обязательные задания по теме, не совсем точно и правильно дан ответ, неглубоко раскрыта сущность явления.
3 балла – выполнены обязательные задания не все, но без ошибок.
1-2 балла – выполнены обязательные задания не все, допущены ошибки
Разделы рабочей тетради для практических работ по возрастной психологии:
I. Практические задания
II. Тест для самопроверки
III. Рефлексия
Рефлексия означает выражение своего отношения, мыслей, чувств – для этого можно использовать следующие слова и словосочетания: легко, всё понятно, были затруднения, непонятно, было трудно, было интересно, неинтересно, понравилось, удивило, огорчило, и другие.
ТЕМА 1.
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Основные закономерности психического развития
Вопросы для обсуждения
-
Понятие и предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека. -
Задачи возрастной психологии. -
Теоретическая и практическая возрастная психология: перспективы развития. -
Методы исследования в возрастной психологии. -
Основные закономерности психического развития.
Основные понятия темы:
возрастная психология,
детская психология,
психология развития,
предмет возрастной психологии,
детство,
методы психологических исследований,
факторы психического развития, движущие силы развития, наследственность, среда, активность, культурно-историческая теория развития, развитие, обучение, онтогенез, филогенез, созревание, рост, зоны ближайшего и актуального развития, высшие психические функции, законы психического развития, неравномерность психического развития, социализация.
Практические задания
Задание 1. Заполните таблицу: вклад отечественных и зарубежных психологов в возрастную психологию.
Отечественные и зарубежные психологи | Вклад в возрастную психологию |
Д.Б. Эльконин | Периодизацию псих.разв. на основе теории Выготского Л.С.. основное внимание уделил соц.сит.разв…… |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание 2. Заполните таблицу, анализируя основные методы возрастной психологии
Метод исследования в возрастной психологии | Виды | Требования к проведению метода | Недостатки и достоинства метода |
Наблюдение | | | |
Беседа | | | |
Эксперимент | | | |
Тест | | | |
Задание 3. Объясните с точки зрения факторов формирования личности:
А) Мама – музыкант, папа – художник, обязательно ли, что ребенок станет музыкантом или художником?
__________________________________________________________________
Б) Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, резко отстают в общем психическом развитии. Каковы причины этого явления?