Файл: 20212022 уч. Год Вопрос Ответ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1616

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деятельности.
• культура – это процесс и результат созидательной деятельности человека.
• Сущность культуры познается через деятельность людей, вне человека культура не существует. Материальная культура - это аспект, основанный на объектах и архитектуре. Включает в себя материальные предметы, их создание и использование. Материальная культура — жилище, одежда, украшения, оружие, предметы декоративно- прикладного искусства, музыкальные инструменты и т.п., а также пища и утварь. Духовная культура — система знаний и мировоззренческих идей, которая воплощается в литературных, художественных, архитектурных и иных памятниках. Духовная культура - это то, что нельзя потрогать руками. Это ценности, наполненные смыслами, используемыми при освоении и применении предметов материального мира. Пример Духовный мир андроновцев и саков реконструируется по погребальным сооружениями предметам искусства. Так, захоронения колесниц говорят о культе колесниц, находки солярных знаков — о культе Солнца, а находки золы в могильниках — о культе огня огнепоклонничестве.
( История Казахстана 10 класс «Мектеп» стр 11, 62, 65)
26. Определите значение терминов антропогенез, этногенез. Антропогенез – происхождение человека и его эволюция как вида часть биологической эволюции. Или -это биологическая эволюция, в результате которой появился человека разумный. В процессе этой эволюции произошло отделение рода
Этногенез-исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и этнокультурных систем. Учебник Всемирная история класс, «Мектеп» стр 177,187.
27. Определите значение терминов репатриация, депортация Репатриация – это организованный государством процесс возвращения на родину представителей определенного народа. Репатрианты – представители этноса, вернувшиеся на историческую родину. Учебник История Казахстана 9 (8) класс З.Е Кабульдинов, Сандыбаева, Лебаев, часть 1,
Алматы, «Атамура», 2020 г. параграф 5-6, стр. 139-152. часть 1, Алматы, «Атамура», 2019 г. Параграф, стр) Пример в последние годы советского периода в Казахстане процент коренного казахского населения был низким. Поэтому Казахстан после обретения независимости стал проводить активную миграционную политику, соотносящуюся со спецификой социально-экономической и политической ситуации в стране. Казахстан признан мировым сообществом как миролюбивое

государство, заботящееся также и о той части своего этноса, которая в силу преимущественно трагических страниц истории вынуждено оказалась за пределами своей Отчизны. Впервые за более чем четверть века благодаря этой гуманной акции численность казахов увеличилась с
40% до 70%. Страна стала более устойчивой к внутренними внешним коллизиям на этнической и религиозной почве. Депортация — изгнание, насильственное переселение отдельных лиц, народов. (Учебник История Казахстана 9 (8) класс З.Е Кабульдинов, М.Д Шаймерденова, Е.М.Куркеева часть 1,
Алматы, «Атамура», 2019 г. параграф 35-36, стр) Пример В е годы авторитарная власть Советского Союза стала осуществлять насильственные выселения неугодных ей народов с обжитых обустроенных земель. Их выселяли из родных мест, которые затем заселялись другими поселенцами. В 1928-1936 годах в Казахстан из России, Украины и Беларуси было выселено 360 тысяч человек. С 1937 года из районов Дальнего Востока, находящихся близко к государственной границе, в Среднюю Азию и Казахстан стали насильственно переселять корейское население. Эти события стали началом насильственной депортации народов в Казахстан.
28. Определите значение терминов
«традиционнная(аграрная) экономика. Плановая (социалистическая) экономика. Основана на общей(общинной) собственности, натуральном хозяйстве, мелкотоварном производстве, где ограниченные реурсы распределяется и используется в сответствии с традициями и обычаями.
Основа данной системы является сельское хозяйство, которая включает земледелие, скотоводство или рыболовство. Это система всегда зависит от природы и природных условии, те. от гоеграфического расположение хозяйства и климата.
Исходя из этого можно выделить ряд отличительных черт традиционной системой экономика основывается на исходном уровне ремесла и сельском хозяйстве используются только приметивные орудии труда индустрия практический отсутствует Плановая (социалистическая) экономика. Способ организации экономической жизни, при котором основные средства производства пренадлежат государству, ресурсы распределяють в основном централизованном, путем директивного планирование. Главное преимущество такой системы-обеспечение минимальных социальных гарантии трудящихся. Недостатки-высочаший уровень монополизации экономики, отсутствие конкуренции и неэффективное использовыание ресурсов, изоляция экономики от мирового технического прогресса. К плановой экономике относилась социалистическая (коммунистическая) система хозяйства. Плановая экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, ноне в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один государственный орган управления не в состоянии

четко определить потребностив ресурсах каждого производства. Счетом этогоформируется общественные запросы на централизацию экономической деятельности или на свободу рыночных отношений.
29. Определите значение терминов Годы великого бедствия, Эпоха «Зар-заман». Годы великого бедствия 1723—1727 (фразеологизм каз. «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама», дословный перевод — гуськом бредущие белые пятки, повальный привал вокруг озера Алкакол»[1] или босоногое бегство) — катастрофические события в жизни казахов вначале века. В годы Великого бедствия казахи утратили богатые пастбища Семиречья, нарушились традиционные маршруты перекочёвок, пришли в упадок торговля, ремесленные центры, резко сократилось количество скота. Возникли произведения, осмысляющие произошедшее песня
«Елім-ай» (Мой народ, афсана «Ақтабан шұбырынды». Ослаблением казахов воспользовались другие соседи (волжские калмыки, яицкие казаки, башкиры, ханы Бухары и Хивы), которые ещё более усугубили трудное положение казахов. Возникла реальная угроза существованию казахов как народа. В 1726—1727 годах казахский народ под руководством Богенбая, Кабанбая, Санрыка, Жанибека, Малайсары, Абулхаира и
Абылая поднялся на борьбу с джунгарами. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Годы_великого_бедствия
«Зар заман» (Эпоха скорби) – литературное направление, во многом связанное с упадническими настроениями после присоединения Казахстана к России в Х веке, уничтожения царским правительством прежней системы управления, проведения административных реформ 1867–1868 годов.
акынов одной эпохи и одного направления назвали акынами «Зар-заман» М. Ауэзов» Содержание и идеологические ценности поэзии эпохи «Зар заман». Поэты периода середины
XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» (Эпохой скорби, в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.
Идеологическая ценность творчества поэтов этой эпохи состоит в том, что они стремились поднять дух народа через тщательное осмысление былых славных времен, уроков преодоления сложных этапов. Поэты этого периода выражают открытый протест против социально- экономической, политической, культурной колонизации Степи Российской империей.
Поэты эпохи «Зар заман» были свидетелями заметного ухудшения социально-экономического положения степняков, земельной экспансии царизма и сужения пастбищных угодий. Они видели бесчинства колониальной администрации, а также со стороны чиновников различного

уровня. Некоторые из поэтов мечтали о возврате прошлой ханской власти. В тоже время в их творчестве присутствовали мотивы скорби о былом времени, боязнь грядущих перемен.
Яркими представителями этого направления в х годах XIX века можно назвать Дулата
Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др. Одной из главных тем их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа. Источник ИК__11класс-Атамура-2020, часть 2, п стр 30. Определите значение терминов археологическая культура, историко- культурный памятник. Археологическая культу́ра — комплекс материальных памятников,относящихся к одной территории и эпохе и имеющих общие черты. (учебник История Казахстана 10 класс,
Мектеп 2019; стр. 243, глоссарий) Пример Ботайская (ботайско-терсекская) культура – первая в истории человечества культура коневодов, которая существовала в 3700-3100 гг. до н.э. Конина и кумыс являлись основной пищей ботайцев. Об одомашнивании ими лошади и распространении верховой езды свидетельствуют найденные на древних поселениях костяные элементы узды, застёжки для пути другие предметы. (учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 32)
Историко-культурные памятники – памятники, связанные с историческими и политическими событиями, устной историологией, народной культурой. (учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 246, глоссарий) Пример Юрта – величайшее изобретение кочевников Евразии. Изобретение относится к первой половине 1 тысячелетия нашей эры, однако, прообраз юрты появился раньше при раскопках федоровских поселений в слоях 12-9 вв. до н.э. были найдены круглые каркасные постройки из вертикальных жердей, с решёткой из плетня и перекрытием, которое опиралось на раму (прообраз шанырака). (учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 61)
31. Охарактеризуйте советскую форму казахской государственности.
26 августа 1920 года Советское правительство – ВЦИК и СНК РСФСР-издало декрет Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР, которая тогда являлась первым федеративным социалистическим государством,построенным на началах советской автономии.Декрет определил территорию Казахстана, установив, что органами управления КазАССР яваляются местные Советы депутатов. ЦИК и Совнарком.Для укрепления военным аппаратом был учрежден Казахский военный комиссариат.С 4 по 12 октября в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР. Это день- 4 октября 1920 года_является днем рождения казахской советской государственности.Съезд избрал верховные органы власти – Центральный Исполнительный Комитет, председателем избран Сейткали Мендешев и Совет Народных Комиссаров

республики. Его председателем стал В.Радус-Зенькович. На съезде принята Декларация прав трудящихся КазАССР», конституционно определившая основные принципы образования казахской советской государственности, а также комплекс мер, направленных на социалистическое преобразование всей жизни республики, закрепляла за трудящимися Казахстана широкие политические права, устанавливались права и обязанности граждан.Декларация служила в качестве Конституции республики до 1937 года, когда впервые была принята Конституция Казахской Советской Социалистической Республики. Город Оренбург стал первой столицей автономной республики. учебник История Казахстана 9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 68-69)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13