Файл: Курсовая работа по дисциплине Педагогическая психология.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Роль взаимоотношений в семье как фактор развития личности ребенка
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.
По определению А.В. Мудрика: «Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». [21, c.50]
Современные ученые рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениям, оставаясь при этом одним из самых устойчивых общественных институтов. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях.
В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и моногамному браку, т.е. единобрачию. Для ранней стадии первобытно- общинного строя был характерен так называемый дуально- родовой, или групповой, брак, связывающий не отдельных мужчин и женщин, а роды. На смену ему пришел брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. С переходом от охоты, собирательства к земледелию и скотоводству парный брак становится более прочным. С этого момента семья является основной экономической ячейкой общества. [см: 16]
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.[11, c.7]
Так как семья – это часть общественной системы, то влияние общества формирует определенный ее тип. Рассмотрим исторически сложившиеся типы семей.
Типы семей.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим следующее:
Наиболее распространенный тип семьи современного общества – это нуклеарная семья. По данным источника, она составляет 67% семей. Данный тип семьи состоит из мужа, жены и детей. Одна из основных характеристик такой семьи - "изолированность" - выражается в том, что члены семьи, как правило, имеют отдельное от других родственников жилье и семья обычно ведет независимое экономическое существование, которое обеспечивается, в первую очередь, за счет доходов мужа-отца. Доходы эти чаще всего являются итогом его профессиональной деятельности. Распределение обязанностей в семье и в профессиональной сфере определяет нуклеарную семью как наиболее приемлемую форму "семейной" организации членов общества. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. В семьях этого типа обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Отношения друг к другу уважительны, основаны на взаимопомощи, открытом проявлении заботы друг о друге. Стиль общения старшего поколения преимущественно демократический.[см: 1]
Молодая семья – это, как правило, студенты 21-24 лет (с детьми или без них), состоящие в первом браке не более пяти лет. Большинство таких семей живут с родителям и, имеют материальные и жилищные трудности, являются объектом государственных и федеральных программ социально-педагогической поддержки.[6, c.169][26, c.129]
Патриархальная (традиционная) семья - это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. Отношение старших поколений к младшим подчеркнуто уважительно, авторитарно.[см: 27]
Неполная семья – это семья с одним родителем. Данная семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Число таких семей в мире, к сожалению, растет. Для детей из этих семей характерны познавательный дефицит и скудный опыт общения с родителем. В первый год после развода у детей возрастают агрессивность, конфликтность, мнительность и требовательность. [6, c.170][см: 27]
Внебрачная семья имеет такую же структуру, как и неполная, но отличается от нее тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Внебрачная семья кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества.[см: 27]
Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Основные проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, - это наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. [см: 27]
Исходя из анализа психолого – педагогической литературы следует учесть то, что важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими.
Стиль воспитания в семье.
Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и другие. В психологической литературе выделяют следующие стили воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. В зависимости от стиля воспитания у ребенка формируется определенный тип личности.
Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые заняты собой, своими делами, работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники «конформного типа» в детской среде слывут «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Они не любят ни умственный труд, ни физический. [8, c.21]
Состязательный стиль семейного воспитания. При данном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своегоребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в пользу их ребенка. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. [8, c.22]
Рассудительный стиль воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, особенно в начальной школе. Они хорошо осведомлены об окружающем мире и самотоятельны, у них сформирована познавательная мотивация. [8, c.24]
Предупредительный стиль семейного воспитания. В процессе данного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. С раннего детства родители стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором. [8, c.25]
Контролирующий стиль семейного воспитания. В процессе такого стиля воспитания формируется «тревожный» тип личности. В семье свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. [8, c.27]
Сочувствующий стиль семейного воспитания. Данный стиль воспитания формирует интровертированный тип личности. Условием формирования такого стиля является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи. Ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Малоактивный, безынициативный, замкнутый. Родители считают, что их главная задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, достигнутой своим трудом победе. [см: 8
Гармоничный стиль семейного воспитания. Он формирует гармоничный тип личности. Ребенок в таких семьях всегда является желанным. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве проявляют свою рассудительность и мотивируют поступки. Они всегда говорят правду, умеют дружить верно, в общении с друзьями всегда откровенны. [8, c.31]
Функции семьи.
Таким образом, важное значение на формирование личности ребенка имеют тип семьи, стиль взаимодействия в семье, детско-родительские отношения.
Семья оказывает влияние на личность не только в связи с воспитанием ребенка. Большую роль в семье играют взаимоотношения между представителями разного поколения и в пределах одного поколения. Семья, являясь маленькой социальной группой, оказывает воздействие на членов семьи. Отдельные члены семьи оказывают воздействие на формирование духовных ценностей, на установки семьи.
Основное направление в типологии семейного воспитания – это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать, как оптимальные и неоптимальные родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Если у ребенка близкие отношения с матерью, бабушкой, отцом, сестрами, братьями, то с первых дней у него формируется уже структура личности [6].
В семье формируется личность, как детей, так и родителей. Воспитание ребенка обогащает родителей, усиливает его социальный опыт. В основном у родителей это происходит бессознательно, но в последнее время встречаются родители, которые сознательно воспитывают и себя.
Большую роль в воспитании потенциала семьи играют такие составляющие, как:
- образовательный уровень родителей;
- педагогическая активность;
- общая культура;
- умение устанавливать добрые отношения с окружающими;
- структурный тип семьи.
В жизни каждого человека родители играют огромную роль, они дают своим детям новые образцы поведения, благодаря ним он изучает окружающий мир, подражает своим родителям. Это усиливается с помощью позитивной эмоциональной связи родителей с детьми и его стремлениям быть похожим на родителей. Если родители понимают эту закономерность, что от них в большей степени зависит формирование личности их ребенка, то они ведут себя так, что их поступки оказывают влияние на создание у ребенка таких качеств, которые они хотят ему передать. Этот процесс можно считать вполне осознанным, потому что постоянный контроль за своим поведением, внимание к семейной жизни, отношение к остальным дает возможность воспитывать ребенка в максимально благоприятных условиях, которые способствуют всестороннему развитию ребенка [18].
-
Понятие о семье, типы, стили взаимодействия, функции.
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.
По определению А.В. Мудрика: «Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой». [21, c.50]
Современные ученые рассматривают семью, как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениям, оставаясь при этом одним из самых устойчивых общественных институтов. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях.
В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и моногамному браку, т.е. единобрачию. Для ранней стадии первобытно- общинного строя был характерен так называемый дуально- родовой, или групповой, брак, связывающий не отдельных мужчин и женщин, а роды. На смену ему пришел брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. С переходом от охоты, собирательства к земледелию и скотоводству парный брак становится более прочным. С этого момента семья является основной экономической ячейкой общества. [см: 16]
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.[11, c.7]
Так как семья – это часть общественной системы, то влияние общества формирует определенный ее тип. Рассмотрим исторически сложившиеся типы семей.
Типы семей.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим следующее:
Наиболее распространенный тип семьи современного общества – это нуклеарная семья. По данным источника, она составляет 67% семей. Данный тип семьи состоит из мужа, жены и детей. Одна из основных характеристик такой семьи - "изолированность" - выражается в том, что члены семьи, как правило, имеют отдельное от других родственников жилье и семья обычно ведет независимое экономическое существование, которое обеспечивается, в первую очередь, за счет доходов мужа-отца. Доходы эти чаще всего являются итогом его профессиональной деятельности. Распределение обязанностей в семье и в профессиональной сфере определяет нуклеарную семью как наиболее приемлемую форму "семейной" организации членов общества. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. В семьях этого типа обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Отношения друг к другу уважительны, основаны на взаимопомощи, открытом проявлении заботы друг о друге. Стиль общения старшего поколения преимущественно демократический.[см: 1]
Молодая семья – это, как правило, студенты 21-24 лет (с детьми или без них), состоящие в первом браке не более пяти лет. Большинство таких семей живут с родителям и, имеют материальные и жилищные трудности, являются объектом государственных и федеральных программ социально-педагогической поддержки.[6, c.169][26, c.129]
Патриархальная (традиционная) семья - это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. Отношение старших поколений к младшим подчеркнуто уважительно, авторитарно.[см: 27]
Неполная семья – это семья с одним родителем. Данная семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Число таких семей в мире, к сожалению, растет. Для детей из этих семей характерны познавательный дефицит и скудный опыт общения с родителем. В первый год после развода у детей возрастают агрессивность, конфликтность, мнительность и требовательность. [6, c.170][см: 27]
Внебрачная семья имеет такую же структуру, как и неполная, но отличается от нее тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Внебрачная семья кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества.[см: 27]
Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Основные проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, - это наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. [см: 27]
Исходя из анализа психолого – педагогической литературы следует учесть то, что важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими.
Стиль воспитания в семье.
Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и другие. В психологической литературе выделяют следующие стили воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. В зависимости от стиля воспитания у ребенка формируется определенный тип личности.
Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые заняты собой, своими делами, работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники «конформного типа» в детской среде слывут «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Они не любят ни умственный труд, ни физический. [8, c.21]
Состязательный стиль семейного воспитания. При данном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своегоребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в пользу их ребенка. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. [8, c.22]
Рассудительный стиль воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, особенно в начальной школе. Они хорошо осведомлены об окружающем мире и самотоятельны, у них сформирована познавательная мотивация. [8, c.24]
Предупредительный стиль семейного воспитания. В процессе данного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. С раннего детства родители стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором. [8, c.25]
Контролирующий стиль семейного воспитания. В процессе такого стиля воспитания формируется «тревожный» тип личности. В семье свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. [8, c.27]
Сочувствующий стиль семейного воспитания. Данный стиль воспитания формирует интровертированный тип личности. Условием формирования такого стиля является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи. Ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Малоактивный, безынициативный, замкнутый. Родители считают, что их главная задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, достигнутой своим трудом победе. [см: 8
Гармоничный стиль семейного воспитания. Он формирует гармоничный тип личности. Ребенок в таких семьях всегда является желанным. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве проявляют свою рассудительность и мотивируют поступки. Они всегда говорят правду, умеют дружить верно, в общении с друзьями всегда откровенны. [8, c.31]
Функции семьи.
-
Воспитательная - социализация молодого поколения; -
Хозяйственно – экономическая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми; -
Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых; -
Социальная – ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе; -
Рекреативная - вязана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. -
Регулятивная - регулирование отношений внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом; -
Коммуникативная – посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха. -
Фелицитологическая – создание условий для счастья каждого члена семьи. [3, c.119]
Таким образом, важное значение на формирование личности ребенка имеют тип семьи, стиль взаимодействия в семье, детско-родительские отношения.
-
Особенности взаимоотношений в семье
Семья оказывает влияние на личность не только в связи с воспитанием ребенка. Большую роль в семье играют взаимоотношения между представителями разного поколения и в пределах одного поколения. Семья, являясь маленькой социальной группой, оказывает воздействие на членов семьи. Отдельные члены семьи оказывают воздействие на формирование духовных ценностей, на установки семьи.
Основное направление в типологии семейного воспитания – это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать, как оптимальные и неоптимальные родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Если у ребенка близкие отношения с матерью, бабушкой, отцом, сестрами, братьями, то с первых дней у него формируется уже структура личности [6].
В семье формируется личность, как детей, так и родителей. Воспитание ребенка обогащает родителей, усиливает его социальный опыт. В основном у родителей это происходит бессознательно, но в последнее время встречаются родители, которые сознательно воспитывают и себя.
Большую роль в воспитании потенциала семьи играют такие составляющие, как:
- образовательный уровень родителей;
- педагогическая активность;
- общая культура;
- умение устанавливать добрые отношения с окружающими;
- структурный тип семьи.
В жизни каждого человека родители играют огромную роль, они дают своим детям новые образцы поведения, благодаря ним он изучает окружающий мир, подражает своим родителям. Это усиливается с помощью позитивной эмоциональной связи родителей с детьми и его стремлениям быть похожим на родителей. Если родители понимают эту закономерность, что от них в большей степени зависит формирование личности их ребенка, то они ведут себя так, что их поступки оказывают влияние на создание у ребенка таких качеств, которые они хотят ему передать. Этот процесс можно считать вполне осознанным, потому что постоянный контроль за своим поведением, внимание к семейной жизни, отношение к остальным дает возможность воспитывать ребенка в максимально благоприятных условиях, которые способствуют всестороннему развитию ребенка [18].