Файл: Курсовая работа по дисциплине Педагогическая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Семья оказывает большое воздействие на развитие личности ребенка. Ребенок, который не участвует в жизни семьи, многое теряет. В основном это касается маленьких детей, которые проживают вне семьи, т.е. в детских домах или других учреждениях. Развитие личности у таких детей происходит другим путем, нежели у детей, которые воспитываются в своих семьях. Чаще всего, умственное развитие этих детей запаздывает, а эмоциональное – затормаживается.

Как считает А.В. Петровский, поведенческая эмансипация в большей степени волнует родителей и часто это становится причиной конфликта в семье [25]. Выдели основные сферы жизни ребенка, которые могут создавать конфликт в семье:

- социальная сфера (выбор друзей, планирование будущего, инфантильное поведение);

- внешний вид и поведение (курение, алкоголь, лживость, выражения);

- школа (посещаемость, успеваемость, поведение в школе);

- поведение в семье (выполнение работ по дому, отношение к вещам, ссоры с родными)

По мнению Дж. Баярд, проблема регуляции поведения ребенка заключается в том, что родителям трудно делегировать ответственность за свое поведение ребенку. Действие родителей можно объяснить, как беспокойство за будущее своего ребенка, но если контроль за детей успешен, то ребенок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни [1].

Каждая семья обладает своей структурой и определенными социальными ролями ее членов: матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. На основе этих ролей и складываются взаимоотношения в семье. Взаимоотношения в развитии личности обусловлены тем, что они является первыми специфическим образцом общественных отношений, с которыми каждый человек сталкивается с первых дней жизни, в них он находит все богатство общественных отношений, следовательно, появляется возможность раннего включения человека в систему [21].

Основная роль взаимоотношений в семье состоит в том, что их состоянием устанавливается мера эффективности остальных элементов воспитательного потенциала семьи. Какое-либо отклонение отношений в семье означает ущерб, а иногда и кризис в семье, соответственно, ее воспитательных возможностей.

По мнению И.М. Марковской, взаимоотношение в семье обладает такими характеристиками, которые делают воспитание в семье наиболее адекватной формой воспитания, формой, которая максимально отвечает особенностям данного периода развития личности [17].


Таким образом, взаимоотношения в семье являются формой межличностных отношений, которые осуществляются при непосредственном общении. Оно является одним из психологических механизмов становления личности. Потребность в нем обладает общечеловеческим характером и является наивысшей социальной потребностью человека. В процессе общения со взрослыми дети получают определенные навыки речи, мышления, действия, приобретают основы опыта в разных сферах жизни.

    1. Влияние семейных взаимоотношений на формирование личности ребенка

Поведение родителей оказывает большое влияние на поведение ребенка. Если родители отталкивают его, то ребенок начинает чувствовать себя не нужным, он считает, что родители отодвинули его на второй план. Часто эти дети стараются привлечь на себя внимание плохим поведением, которое родители не одобряют, но оно помогает ребенку быть в центре семенного внимания. Лишним ребенок себя чувствует в ситуациях, когда родители не хотят с ним общаться, не играют с ним, когда он просит, практически не замечают его, он постоянно заняты своими делами. Те дети, чьи родители их слишком оберегают, в основном занимают показную позицию. Они всегда стараются, чтобы все внимание было сконцентрировано только на них. Потребности таких детей доминируют над потребностями остальных. К таким детям чаще всего относят младших детей, детей с какими-либо заболеваниями или если ребенок является единственным ребенком в семье [21].

Дети, от которых очень много требуют, которых принуждают, командуют ими, тоже не имеют надлежащей позиции. На нем также сосредоточено внимание родителей, но перед ним выдвигаются требования, которые не ставятся перед остальными. Даже в малой степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Его мнение родители не уважают в отличии мнений других членов семьи. Правильные воспитательные позиции – это воспитание ребенка как личности, определение позиций ребенка в семье как полноправного члена, к правам которого относятся с уважением.

Во многих семьях преобладает демократический стиль, которые обеспечивает детям по отношению к родителям более равноправную позицию. Позиция детей в семье меняется с возрастом. Чем младше ребенок, тем центральнее место он занимает в семье и тем сильнее его зависимость от родителей. С возрастом его зависимость уменьшается, повышается его автономность, его права с другими членами семьи становятся равными. На позицию ребенка большое влияние оказывает и число детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, позиция старшего ребенка от младшего. Но особую позицию занимает девочка среди братьев или мальчик среди сестер. Причем, довольно часто можно наблюдать соперничество детей в многодетной семье [14].



Родители в любом возрасте являются примером для детей. Именно поэтому большое количество детей с малых лет подражают своим родителям, которые с младенчества одаривают его родительской любовью. Эта связь имеет большое значение для детей, потому что она воздействует на формирование жизненных позиций, характера, поведение, отношение к людям, иными словами, на формировании личности. С помощью эмоциональной связи родители, которые любят своего ребенка, с детства формируют у него стиль поведения, объясняют ему человеческие ценности, доносят до своего чадо, что можно делать, а от чего следует оказаться. В процессе своего развития дети усваивают эти нормы так, что они становятся для него собственным убеждением, иными словами, человек формирует собственную систему ценностей.

Родители сами создают интересы своих детей, советуют им выбрать то или иное занятие, также оказывают большое влияние в выборе друзей, профессии. Основным фактором при формировании собственного «Я» становятся взгляды и мнение родителей [8]. С помощью их правильной позиции, у ребенка формируется определенное мнение о себе. Если позиция родителей является суровой, то ребенок чувствует страх и негативно оценивает себя. Если у детей появились какие-либо нарушения в поведении, то это говорит о снижении воспитательной функции родителей.

Некоторые факторы, которые связаны с составом семьи, семейных взаимоотношений, могут вызвать снижение воспитательной способности семьи. Такие факторы могут оказать воздействие на нарушение в поведении ребенка и привести к негативным явлениям формировании личности. В воспитательной функции особую роль играет супружеская пара – мать и отец. Стабильность семейной пары является главным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья детей. Развод родителей оказывает глубокое потрясение для ребенка. Если ребенок расстается с одним из родителей, то у него может появиться чувство страха, депрессии. Отрицательное влияние на ребенка оказывает атмосфера напряженности в семье. Семья для него перестает быть опорой, защитой, пропадает тот источник, которым был для него семья, когда там была эмоциональная связь родителей, ценности и мир были примером для подражания. Если в семье нарушается такая традиция, то дети начинают искать эту опору за пределами дома, семьи. В таком состоянии ребенок легко поддается внешним воздействиям.


По мнению Л.Н. Урбановича, в раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него [28].

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон. Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми. Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания. Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей.

Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других». Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить [17]. Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями.


В.О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.

«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И.Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.