Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;

-усовершенствовать контроль знаний;

-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению информатики и ИКТ, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Проанализировав научную литературу, различные источники по теме дипломной работы были сделаны выводы: о строении и работе электронных образовательных ресурсов, возможности их применения в учебном процессе, о повышении эффективности преподавания в школе.

Экспериментально была проверена гипотеза дипломной работы о том, что внедрение и разработка электронных образовательных ресурсов в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2011. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  4. Булгагова, Е.Т. Использование информационных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс].- Режим доступа: science.ncstu.ru/articles/hs/12/07.pdf/file_download

  5. Бурцева, Г. Обучить с помощью электронных средств: это возможно! [Электронный документ] / Г. Бурцева (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-739). 10.01.2010.

  6. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]// Образовательный ресурс Московского Института (Технического университета).-Режим доступа: ftemk.mpei.ac.ru/ctl/DocHandler.aspx?p=pubs/eer/types.htm

  7. Голицына, О.Л. Программное обеспечение. [Текст]: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.– M.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

  8. ГОСТ 5.3-2004 Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст]: Межгос. стандарт.– Введен в 2004 г. // Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования / М-во образования РФ. Ин-т образовательных систем.– М., 2004.

  9. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. [Текст] / В.В. Гузеев.– М.: Народное образование, 2000.

  10. Гура, В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; – Таганрог, 2001.

  11. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. [Текст] / Д. Дьюи.– М.: Совершенство, 2009.

  12. Жангарашева А.К. - Применение ЭОР на уроках информатики" 2015.

  13. Завалишина, Д.Н. О механизмах оперативного мышления [Текст] / Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин // Вопросы психологии.– 1964.– № 3.– С. 87-100.

  14. Заседание Совета по развитию информационного общества в России 8 июля 2010 года[Электронный ресурс]// Портал экспертно-консультативной группы Совета при президенте РФ по развитию информационного общества РФ.- Режим доступа: www.infosovet.ru/hotnews/245-2010-07-08

  15. Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания [Текст] / А.А. Кузнецов.– M.: БИНОМ, 2003.

  16. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html

  17. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы // Постановление правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497.

  18. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]/ А.В. Осин // Единое окно – Режим доступа:window.edu.ru/window/library?p_rid=45271

  19. Программа для общеобразовательных учреждений по информатики. 2 -11 класс./ сост. М.Н.Бородин – М.БИНОМ,2012г.

  20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие.

  21. Солдаткин, В.И. Сборник научных работ. Том 1 / В.И. Солдаткин, А.Н. Немцев, С.Н. Немцев, В.А. Беленко, Т.В. Беленко, С.Ю. Боруха, Ю.М. Кузнецов, В.В. Серебровский, А.П. Толстобров, А.В. Дьяченко; — Белгород: БелГУ,2010.

  22. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко.– Ростов н/Д., 2000.

  23. Теория и методика обучения информатике : учебник / [ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.

  24. Угринович, Н.Д. Информатика (теория, методика, задачи) [Текст] / Н.Д. Угринович.– М.: МИПКРО, 1991.

  25. Федеральная целевая программа « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы// Портал Министерства образования и науки РФ.- Режим доступа: www.fasi.gov.ru/fcp/npki/

  26. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.– М.: Педагогический поиск, 2001.

  27. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.

  28. Электронные образовательные ресурсы ресурсы [ Электронный ресурс].- Режим доступа: window.edu.ru/window_catalog/files/r70703/


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места

Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ 5 класс»

Цель урока:

- познакомить учащихся с учебником;

- познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;

- дать представление о предмете изучения.

Задачи: обучающие

- сформировать: понимание информации, предмета информатики, компьютера - как универсальное устройства;

- знания основ техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе;

- умение решать задачи на сопоставление;

развивающие

- формирование видения изученной закономерности в различных ситуациях;

воспитательная

- способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный

Приветствие, сообщение темы урока, целей и задач урока, запись темы урока


Организация рабочего места, проведение записей в тетради

2 минуты

2

Правила техники безопасности и организации рабочего места

Введение в предмет.

Демонстрирует видеоролик и комментирует плакат «ТБ в кабинете информатика»

Рассмотрение структуры учебника (главы, нумерация параграфов, терминологический словарь, справочник) Обратить внимание на главу 3 «Материал для любознательных»

После знакомства с правилами обучающиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа

Рассматривают структуру учебника.


5 минут

3

Изучение нового материала:

- что такое информация

- как человек воспринимает информацию? (органами чувств)

- виды информации

- что такое информатика

- что такое компьютер

Учитель излагает материал согласно §1.1 учебника Л.Босова «Информатика и ИКТ 5 класс»

Демонстрация анимации. «Способы восприятия информации – процентное соотношение»

Демонстрация схемы «Определение вида информации по действию» Учитель демонстрирует правильность работы с анимацией для примера.

Демонстрация анимации «Классификация информации». Учитель задает вопрос: «Что не было проиллюстрировано?»


Учитель излагает материал согласно §1.1 учебника Л.Босова «Информатика и ИКТ 5 класс»


Обучающиеся слушают.

Просмотр анимации. Выполнение задания №4 стр.10 учебника.

Просмотр анимации. Выполнение задания по анимации. Небольшая дискуссия по заданию №5 стр.10 учебника.

Просмотр анимации «Классификация информации».
Обучающиеся слушают учителя и составляют краткий конспект в тетрадях.

3 минуты


3 минуты
7 минут

10 минут

4

Закрепление

Проверка понимания видов информации.

Интерактивное задание

Выполнение задания.


5 минут

5

Дополнительный материал

Демонстрация анимации с комментирование.

Просмотр анимации.




6

Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Фронтальный опрос: что такое информация, информатика, компьютер.

Сообщает домашнее задание: §1.1, §2.2, §3.10, вопросы и задания после параграфов.

РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56.

Выставляет оценки за урок в журнал.

Отвечают на поставленные вопросы. Записывают домашнее задание в дневники. Подают дневники на оценку, кто получил ее.

10 минут



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Техника безопасности

видеоролик

https://www.youtube.com/watch?v=9Ohnj3-RY0Q

2

Способы восприятия информации – процентное соотношение

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf

3

Классификация информации

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf

4

«Определение вида информации по действию».


анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9216a674-50d4-4887-bf71-2334d5aa2230/2_38.swf

5

Кто как видит?

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf

6

Способы восприятия информации.

Интерактивное задание

http://learningapps.org/display?v=pkcjzk74n16


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Как устроен компьютер
Цель урока: создать условие для формирования понятия персонального компьютера и основных характеристик ПК

Задачи:

- обучающие: создать условие для формирования представления о понятии персонального компьютера

-развивающие: содействовать формированию общенаучных и специальных умений с использованием ЭОР, формирование и развитие функционального мышления учащихся, создание условий для развития познавательных потребностей учащихся.

-воспитательные воспитывать положительное отношение к учению, организованности при решении поставленной задачи.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)



Организационный

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1



Проверка домашнего задания

Проверить выполнение д/з

Показать выполненное д/з

5



Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

Определение темы урока.

Учащиеся записывают тему урока и формулируют цели урока

2



Изучение нового материала

Предлагает различные ЭУМ для изучения нового материала. Определяет с учащимися вопросы для достижения цели урока:

Персональный компьютер – компьютер для личного пользования.

Основные устройства персонального компьютера.

Минимальный комплект устройств.

Магистральный принцип взаимодействия устройств персонального компьютера.

Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.

Объём – основная характеристика оперативной памяти.

Характеристики устройств внешней памяти

Самостоятельно знакомятся с содержанием по ЭУМ

18



Обобщение и систематизация знаний и закрепление изученного материала

Обсуждение с учащимися по итогам выполнения работы. Отвечает на вопросы учеников

Задают вопросы и отвечают на вопросы учителя

5






Закрепление материала

Организует работу по закреплению изученного материала с использованием ЭУМ Интерактивное задание кроссворд

Знакомятся с заданием.

1

Анализирует выполнение задания


Выполняют задание и показывают результаты учителю

Знакомятся с заданием.

10



Подведение итогов

Определение степени усвоения материала, оценка качества работы.

Фиксируют выводы

2



Домашнее задание

Объяснение домашнего задания. (Домашнее задание может быть отправлено с портала «Дневник.ру» на личные страницы учащихся.

Копируют задание на личные внешние носители или отправляют по электронной почте.

1



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Компьютер на службе у человека

презентация

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657803#dl

2

Структура персонального компьютера

Презентация (pps)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ea44d47-2659-43d7-9837-d187d987270d/

3

Устройство компьютера. Виртуальный конструктор ПК

Программа-тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/&class=50&subject=19

4

Устройства компьютера.

Интерактивное задание кроссворд

http://LearningApps.org/1428632



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш
Базовый учебник Л.Л. Босова Информатика и ИКТ 5 класс (БИНОМ, Лаборатория знаний)

Цель урока:

- содержательная: Познакомить учащихся с устройством клавиатуры, как основного средства ввода текстовой информации.

- развивающая: развить кругозор учащихся.

Задачи: - обучающие

- познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер

- знания основных группы клавиш клавиатуры

- навыки набора текстовой информации

- развивающие

- развитие мышления, сосредоточенности и внимательности

- развитие познавательного интереса учащихся

- воспитательные

- способствовать повышение уровня информационной культуры

- формировать умения самостоятельной работы

- формирование положительной мотивации учебного труда

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)




Организация начала урока.

Приветствует учащихся.  Проверяет отсутствующих.

Организует учащихся, настраивает на учебную деятельность.

Подготовка к уроку. Приветствие  учителя.

1



Тема и цели урока.


Создает проблемную ситуацию.

Учащиеся формируют тему урока.

3



Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы узнаем как можно ввести информацию в память компьютера.

Рассказывает историю образования обработки информации.

- Какие различаются виды информации, по способу восприятия человеком?

- Какие виды информации может обрабатывать компьютер?

- Для числовой и текстовой информации используют сканер и клавиатуру. Для звуковой информации используют микрофон. Для графической информации сканер и цифровые камеры. Для видеоинформации цифровые камеры.

Мы используем клавиатуру – как важнейшее устройство для ввода информации. Презентация

Участвуют в диалоге, высказываются, задают вопросы, приводят примеры, слушают учителя. Знакомятся с презентацией.
- Зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.

- Числовая, звуковая, текстовая, графическая и видеоинформация.

5

4.

Изучение нового материала.

Знакомит с группами клавиш. Демонстрирует презентацию.

- Давайте познакомимся с группами клавиш.

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп: функциональные клавиши;

алфавитно-цифровые клавиши;

управляющие клавиши;

клавиши управления курсором;

цифровые клавиши.

Слушают объяснения учителя. Смотрят презентацию.


15

Демонстрирует ЭОР. Сопровождает пояснениями и объяснениями.

Смотрят презентации. Работа в рабочих тетрадях.




Физкультминутка

Руководит выполнением упражнений для плечевого пояса и кистей рук.

Выполняют физические упражнения.

3

5.


Закрепление полученных знаний.

Объясняет ход работы.

Выполняют тестирование.

3

Объясняет правила работы в программе.

Помогает ученикам. Отвечает на вопросы, которые возникают в процессе работы.

- Сейчас вы можете пройти на свои рабочие места. Задание которое вы будете выполнять вы видите на экране проектора (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php). Данное задание вы будете выполнять в программе MicrosoftWord.

Работают в программе-MicrosoftWord.


7

6.

Подведение итогов урока.

Подводит итоги, урока. Оценивает работу учащихся на уроке. Выставляет оценки..

Участвуют в подведении итогов.

5

7.

Домашнее задание.


Учитель проговаривает: Домашнее задание:

§2.3, §3.11, вопросы устно.

РТ: с.57 №6, с.62 №11.

Выучить назначение основных клавиш клавиатуры.





3



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР



Ввод информации в память компьютера

Демонстрация к лекции.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php



Группы клавиш.

Демонстрация к лекции.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php



Тестирование

Тест

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php -


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Основная позиция пальцев на клавиатуре
Цель урока: дать возможность учащимся сформировать представление о принципе расположения букв на клавиатуре, ознакомления с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.

Задачи: - предметные: предоставить возможность детям сформировать

- знания об основных группах клавиш клавиатуры;

- умения решать информационные задачи с использованием компьютера;

- навыки набора текстовой информации;

метапредметные: способствовать развитию действий наблюдения, умений сравнивать, обобщать и делать выводы; совершенствовать общеучебные навыки;

личностные: обеспечить формирование информационной культуры учащихся, саморегуляции процесса образовательной деятельности, культуры труда,положительной мотивации учебного труда.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1.

Актуализация опорных знаний

Здравствуйте! Садитесь. В начале урока мы с вами выполним небольшой тест по теме «Устройства вывода информации» (раздает печатные листы с тестом, объясняет правила выполнения теста, критерии оценивания данной работы)
(Собирает тесты) проверяет домашнее задание в РТ

А теперь давайте вспомним устройства ввода информации.
А как вы считаете. Какое из этих устройств является основным.

Для чего она нужна.
Если внимательно посмотреть на клавиатуру. Мы увидим. Что клавиши разбиты по группам. Что это за группы и для чего они нужны.

Приветствуют учителя. Выполняют тестовые задания

Отвечают на вопросы

Сканер, клавиатура, микрофон

Клавиатура

Вводить текст.

Отвечают на вопросы, демонстрируя ответы на плакате.


5 – 10

2.

Открытие нового материала

демонстрирует плакат «Правила работы на клавиатуре»

Как вы думаете, для чего нужен этот плакат.
А как вы это понимаете.

У вас наверняка возник вопрос: почему буквы на клавиатуре расположены именно в таком порядке. Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Чтобы правильно работать на клавиатуре.

Высказывают версии. Учатся правильно располагать пальцы на клавиатуре. Записывают в тетрадь основную позицию пальцев.

Выполняют в РТ №8. С помощью наводящих вопросов учителя дети приходят к выводу: буквы расположены на клавиатуре по принципу «наибольшей повторяемости», то есть буквы, которые расположены в центре клавиатуры наиболее часто используются в русском языке.





3.

Постановка домашнего задания

А теперь давайте с вами составим ваше домашнее задание

Называют номера упражнений и параграф в соответствии с темой урока. В паре с учителем составляется домашнее задание. (Желательно выбрать §2.3 и задания в РТ №9 с 60 и № 12 с 63)




4

Выполнение

практической работы

А теперь включаем мониторы и пробуем выполнить Интерактивное задание

Далее работае на клавиатурном тренажере. С помощью проектора и экрана показывает как открыть программу и как установить правильное упражнение.

Если будут вопросы, поднимите руку, я подойду.

Выполнение задания и преступление к практической работы на ПК

15

5

Подведение

итогов

Учитель выставляет оценки за урок.

Всем спасибо. Урок окончен. До Свидания.