Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
-повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
-усовершенствовать контроль знаний;
-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению информатики и ИКТ, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Проанализировав научную литературу, различные источники по теме дипломной работы были сделаны выводы: о строении и работе электронных образовательных ресурсов, возможности их применения в учебном процессе, о повышении эффективности преподавания в школе.
Экспериментально была проверена гипотеза дипломной работы о том, что внедрение и разработка электронных образовательных ресурсов в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. -
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2011. – М.: Образование и Информатика, 2007. -
Булгагова, Е.Т. Использование информационных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс].- Режим доступа: science.ncstu.ru/articles/hs/12/07.pdf/file_download -
Бурцева, Г. Обучить с помощью электронных средств: это возможно! [Электронный документ] / Г. Бурцева (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-739). 10.01.2010. -
Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]// Образовательный ресурс Московского Института (Технического университета).-Режим доступа: ftemk.mpei.ac.ru/ctl/DocHandler.aspx?p=pubs/eer/types.htm -
Голицына, О.Л. Программное обеспечение. [Текст]: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.– M.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. -
ГОСТ 5.3-2004 Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст]: Межгос. стандарт.– Введен в 2004 г. // Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования / М-во образования РФ. Ин-т образовательных систем.– М., 2004. -
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. [Текст] / В.В. Гузеев.– М.: Народное образование, 2000. -
Гура, В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; – Таганрог, 2001. -
Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. [Текст] / Д. Дьюи.– М.: Совершенство, 2009. -
Жангарашева А.К. - Применение ЭОР на уроках информатики" 2015. -
Завалишина, Д.Н. О механизмах оперативного мышления [Текст] / Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин // Вопросы психологии.– 1964.– № 3.– С. 87-100. -
Заседание Совета по развитию информационного общества в России 8 июля 2010 года[Электронный ресурс]// Портал экспертно-консультативной группы Совета при президенте РФ по развитию информационного общества РФ.- Режим доступа: www.infosovet.ru/hotnews/245-2010-07-08 -
Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания [Текст] / А.А. Кузнецов.– M.: БИНОМ, 2003. -
Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html -
О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы // Постановление правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. -
Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]/ А.В. Осин // Единое окно – Режим доступа:window.edu.ru/window/library?p_rid=45271 -
Программа для общеобразовательных учреждений по информатики. 2 -11 класс./ сост. М.Н.Бородин – М.БИНОМ,2012г. -
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие. -
Солдаткин, В.И. Сборник научных работ. Том 1 / В.И. Солдаткин, А.Н. Немцев, С.Н. Немцев, В.А. Беленко, Т.В. Беленко, С.Ю. Боруха, Ю.М. Кузнецов, В.В. Серебровский, А.П. Толстобров, А.В. Дьяченко; — Белгород: БелГУ,2010. -
Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко.– Ростов н/Д., 2000. -
Теория и методика обучения информатике : учебник / [ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. -
Угринович, Н.Д. Информатика (теория, методика, задачи) [Текст] / Н.Д. Угринович.– М.: МИПКРО, 1991. -
Федеральная целевая программа « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы// Портал Министерства образования и науки РФ.- Режим доступа: www.fasi.gov.ru/fcp/npki/ -
Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.– М.: Педагогический поиск, 2001. -
Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010. -
Электронные образовательные ресурсы ресурсы [ Электронный ресурс].- Режим доступа: window.edu.ru/window_catalog/files/r70703/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места
Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ 5 класс»
Цель урока:
- познакомить учащихся с учебником;
- познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;
- дать представление о предмете изучения.
Задачи: обучающие
- сформировать: понимание информации, предмета информатики, компьютера - как универсальное устройства;
- знания основ техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе;
- умение решать задачи на сопоставление;
развивающие
- формирование видения изученной закономерности в различных ситуациях;
воспитательная
- способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный | Приветствие, сообщение темы урока, целей и задач урока, запись темы урока | Организация рабочего места, проведение записей в тетради | 2 минуты |
2 | Правила техники безопасности и организации рабочего места Введение в предмет. | Демонстрирует видеоролик и комментирует плакат «ТБ в кабинете информатика» Рассмотрение структуры учебника (главы, нумерация параграфов, терминологический словарь, справочник) Обратить внимание на главу 3 «Материал для любознательных» | После знакомства с правилами обучающиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа Рассматривают структуру учебника. | 5 минут |
3 | Изучение нового материала: - что такое информация - как человек воспринимает информацию? (органами чувств) - виды информации - что такое информатика - что такое компьютер | Учитель излагает материал согласно §1.1 учебника Л.Босова «Информатика и ИКТ 5 класс» Демонстрация анимации. «Способы восприятия информации – процентное соотношение» Демонстрация схемы «Определение вида информации по действию» Учитель демонстрирует правильность работы с анимацией для примера. Демонстрация анимации «Классификация информации». Учитель задает вопрос: «Что не было проиллюстрировано?» Учитель излагает материал согласно §1.1 учебника Л.Босова «Информатика и ИКТ 5 класс» | Обучающиеся слушают. Просмотр анимации. Выполнение задания №4 стр.10 учебника. Просмотр анимации. Выполнение задания по анимации. Небольшая дискуссия по заданию №5 стр.10 учебника. Просмотр анимации «Классификация информации». Обучающиеся слушают учителя и составляют краткий конспект в тетрадях. | 3 минуты 3 минуты 7 минут 10 минут |
4 | Закрепление Проверка понимания видов информации. | Интерактивное задание | Выполнение задания. | 5 минут |
5 | Дополнительный материал | Демонстрация анимации с комментирование. | Просмотр анимации. | |
6 | Подведение итогов урока. Домашнее задание | Фронтальный опрос: что такое информация, информатика, компьютер. Сообщает домашнее задание: §1.1, §2.2, §3.10, вопросы и задания после параграфов. РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56. Выставляет оценки за урок в журнал. | Отвечают на поставленные вопросы. Записывают домашнее задание в дневники. Подают дневники на оценку, кто получил ее. | 10 минут |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Техника безопасности | видеоролик | https://www.youtube.com/watch?v=9Ohnj3-RY0Q |
2 | Способы восприятия информации – процентное соотношение | анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf |
3 | Классификация информации | анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf |
4 | «Определение вида информации по действию». | анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9216a674-50d4-4887-bf71-2334d5aa2230/2_38.swf |
5 | Кто как видит? | видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf |
6 | Способы восприятия информации. | Интерактивное задание | http://learningapps.org/display?v=pkcjzk74n16 |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Как устроен компьютер
Цель урока: создать условие для формирования понятия персонального компьютера и основных характеристик ПК
Задачи:
- обучающие: создать условие для формирования представления о понятии персонального компьютера
-развивающие: содействовать формированию общенаучных и специальных умений с использованием ЭОР, формирование и развитие функционального мышления учащихся, создание условий для развития познавательных потребностей учащихся.
-воспитательные воспитывать положительное отношение к учению, организованности при решении поставленной задачи.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
| Организационный | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. | Приветствуют учителя. | 1 |
| Проверка домашнего задания | Проверить выполнение д/з | Показать выполненное д/з | 5 |
| Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. | Определение темы урока. | Учащиеся записывают тему урока и формулируют цели урока | 2 |
| Изучение нового материала | Предлагает различные ЭУМ для изучения нового материала. Определяет с учащимися вопросы для достижения цели урока: Персональный компьютер – компьютер для личного пользования. Основные устройства персонального компьютера. Минимальный комплект устройств. Магистральный принцип взаимодействия устройств персонального компьютера. Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность. Объём – основная характеристика оперативной памяти. Характеристики устройств внешней памяти | Самостоятельно знакомятся с содержанием по ЭУМ | 18 |
| Обобщение и систематизация знаний и закрепление изученного материала | Обсуждение с учащимися по итогам выполнения работы. Отвечает на вопросы учеников | Задают вопросы и отвечают на вопросы учителя | 5 |
| ||||
| Закрепление материала | Организует работу по закреплению изученного материала с использованием ЭУМ Интерактивное задание кроссворд | Знакомятся с заданием. | 1 |
Анализирует выполнение задания | Выполняют задание и показывают результаты учителю Знакомятся с заданием. | 10 | ||
| Подведение итогов | Определение степени усвоения материала, оценка качества работы. | Фиксируют выводы | 2 |
| Домашнее задание | Объяснение домашнего задания. (Домашнее задание может быть отправлено с портала «Дневник.ру» на личные страницы учащихся. | Копируют задание на личные внешние носители или отправляют по электронной почте. | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Компьютер на службе у человека | презентация | http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657803#dl |
2 | Структура персонального компьютера | Презентация (pps) | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ea44d47-2659-43d7-9837-d187d987270d/ |
3 | Устройство компьютера. Виртуальный конструктор ПК | Программа-тренажер | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/&class=50&subject=19 |
4 | Устройства компьютера. | Интерактивное задание кроссворд | http://LearningApps.org/1428632 |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш
Базовый учебник Л.Л. Босова Информатика и ИКТ 5 класс (БИНОМ, Лаборатория знаний)
Цель урока:
- содержательная: Познакомить учащихся с устройством клавиатуры, как основного средства ввода текстовой информации.
- развивающая: развить кругозор учащихся.
Задачи: - обучающие
- познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер
- знания основных группы клавиш клавиатуры
- навыки набора текстовой информации
- развивающие
- развитие мышления, сосредоточенности и внимательности
- развитие познавательного интереса учащихся
- воспитательные
- способствовать повышение уровня информационной культуры
- формировать умения самостоятельной работы
- формирование положительной мотивации учебного труда
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
| Организация начала урока. | Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих. Организует учащихся, настраивает на учебную деятельность. | Подготовка к уроку. Приветствие учителя. | 1 |
| Тема и цели урока. | Создает проблемную ситуацию. | Учащиеся формируют тему урока. | 3 |
| Актуализация знаний. | - Сегодня на уроке мы узнаем как можно ввести информацию в память компьютера. Рассказывает историю образования обработки информации. - Какие различаются виды информации, по способу восприятия человеком? - Какие виды информации может обрабатывать компьютер? - Для числовой и текстовой информации используют сканер и клавиатуру. Для звуковой информации используют микрофон. Для графической информации сканер и цифровые камеры. Для видеоинформации цифровые камеры. Мы используем клавиатуру – как важнейшее устройство для ввода информации. Презентация | Участвуют в диалоге, высказываются, задают вопросы, приводят примеры, слушают учителя. Знакомятся с презентацией. - Зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. - Числовая, звуковая, текстовая, графическая и видеоинформация. | 5 |
4. | Изучение нового материала. | Знакомит с группами клавиш. Демонстрирует презентацию. - Давайте познакомимся с группами клавиш. Все клавиши можно условно разделить на несколько групп: функциональные клавиши; алфавитно-цифровые клавиши; управляющие клавиши; клавиши управления курсором; цифровые клавиши. | Слушают объяснения учителя. Смотрят презентацию. | 15 |
Демонстрирует ЭОР. Сопровождает пояснениями и объяснениями. | Смотрят презентации. Работа в рабочих тетрадях. | |||
| Физкультминутка | Руководит выполнением упражнений для плечевого пояса и кистей рук. | Выполняют физические упражнения. | 3 |
5. | Закрепление полученных знаний. | Объясняет ход работы. | Выполняют тестирование. | 3 |
Объясняет правила работы в программе. Помогает ученикам. Отвечает на вопросы, которые возникают в процессе работы. - Сейчас вы можете пройти на свои рабочие места. Задание которое вы будете выполнять вы видите на экране проектора (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php). Данное задание вы будете выполнять в программе MicrosoftWord. | Работают в программе-MicrosoftWord. | 7 | ||
6. | Подведение итогов урока. | Подводит итоги, урока. Оценивает работу учащихся на уроке. Выставляет оценки.. | Участвуют в подведении итогов. | 5 |
7. | Домашнее задание. | Учитель проговаривает: Домашнее задание: §2.3, §3.11, вопросы устно. РТ: с.57 №6, с.62 №11. Выучить назначение основных клавиш клавиатуры. | | 3 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
| Ввод информации в память компьютера | Демонстрация к лекции. | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php |
| Группы клавиш. | Демонстрация к лекции. | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php |
| Тестирование | Тест | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php - |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Основная позиция пальцев на клавиатуре
Цель урока: дать возможность учащимся сформировать представление о принципе расположения букв на клавиатуре, ознакомления с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.
Задачи: - предметные: предоставить возможность детям сформировать
- знания об основных группах клавиш клавиатуры;
- умения решать информационные задачи с использованием компьютера;
- навыки набора текстовой информации;
метапредметные: способствовать развитию действий наблюдения, умений сравнивать, обобщать и делать выводы; совершенствовать общеучебные навыки;
личностные: обеспечить формирование информационной культуры учащихся, саморегуляции процесса образовательной деятельности, культуры труда,положительной мотивации учебного труда.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Актуализация опорных знаний | Здравствуйте! Садитесь. В начале урока мы с вами выполним небольшой тест по теме «Устройства вывода информации» (раздает печатные листы с тестом, объясняет правила выполнения теста, критерии оценивания данной работы) (Собирает тесты) проверяет домашнее задание в РТ А теперь давайте вспомним устройства ввода информации. А как вы считаете. Какое из этих устройств является основным. Для чего она нужна. Если внимательно посмотреть на клавиатуру. Мы увидим. Что клавиши разбиты по группам. Что это за группы и для чего они нужны. | Приветствуют учителя. Выполняют тестовые задания Отвечают на вопросы Сканер, клавиатура, микрофон Клавиатура Вводить текст. Отвечают на вопросы, демонстрируя ответы на плакате. | 5 – 10 |
2. | Открытие нового материала | демонстрирует плакат «Правила работы на клавиатуре» Как вы думаете, для чего нужен этот плакат. А как вы это понимаете. У вас наверняка возник вопрос: почему буквы на клавиатуре расположены именно в таком порядке. Давайте попробуем ответить на этот вопрос. | Чтобы правильно работать на клавиатуре. Высказывают версии. Учатся правильно располагать пальцы на клавиатуре. Записывают в тетрадь основную позицию пальцев. Выполняют в РТ №8. С помощью наводящих вопросов учителя дети приходят к выводу: буквы расположены на клавиатуре по принципу «наибольшей повторяемости», то есть буквы, которые расположены в центре клавиатуры наиболее часто используются в русском языке. | |
3. | Постановка домашнего задания | А теперь давайте с вами составим ваше домашнее задание | Называют номера упражнений и параграф в соответствии с темой урока. В паре с учителем составляется домашнее задание. (Желательно выбрать §2.3 и задания в РТ №9 с 60 и № 12 с 63) | |
4 | Выполнение практической работы | А теперь включаем мониторы и пробуем выполнить Интерактивное задание Далее работае на клавиатурном тренажере. С помощью проектора и экрана показывает как открыть программу и как установить правильное упражнение. Если будут вопросы, поднимите руку, я подойду. | Выполнение задания и преступление к практической работы на ПК | 15 |
5 | Подведение итогов | Учитель выставляет оценки за урок. Всем спасибо. Урок окончен. До Свидания. | | |