Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- программно-методические (учебные планы и учебные программы);

- учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

- обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

- вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);

- компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.

  1. По организации текста ресурса. Эта классификация широко используется на практике в среднем образовании, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования (предметам, дисциплинам). Кроме того, по организации текста они подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.

  2. По характеру представляемой информации. Выделяются следующие виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия и др.

  3. По форме изложения. Учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

- конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;

- программированные учебные издания, которые по существу и представляют собой в этой классификации электронные издания;

- проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;

- комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

  1. По целевому назначению. Можно разделить на группы по уровню образования:

- общее среднее;

- среднее специальное;

- высшее (с разделением по уровням - бакалавр, специалист, магистр);

- специалисты (для дополнительного образования).

Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.

  1. По наличию печатного эквивалента. Выделяются две группы электронных средств учебного назначения:


- электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);

- самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

  1. По формату основной информации выделяются следующие типы электронных образовательных ресурсов:

- текстовой - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

- графический - электронное издание, содержащее преимущественно графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

- звуковой - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

- программный - автономный программный продукт, представляющий собой публикацию текста в некоторой автономной программной среде;

- мультимедийный - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует взаимосвязанно для достижения заданных разработчиком дидактических целей.

  1. По технологии распространения выделяются:

- локальный ЭОР - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

- cетевой ЭОР - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через Интернет или локальную сеть;

- ЭОР комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

  1. По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР можно выделить две группы:

- детерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;

- недетерминированный тип - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами и целями использования на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных создателем (разработчиком).



Все представленные выше виды и принципы классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. На практике можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен являться не совокупностью разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора-преподавателя.


    1. Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов

Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы.

Создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет-технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

Основные требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) можно разделить на группы:

  • Дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания)

  • Специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность)

  • Методические (взаимосвязь и взаимодействие, разнообразие тренировки)

  • Психологические (вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие, устойчивость и переключаемость внимания, память, теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление, воображение, мотивация, учет возраста)

  • Технические (надежные и универсальные ПК, периферия, ММ, устойчивые и защищенные ЭОР, простые, тестируемые, различные носители)

  • Сетевые (архитектура «клиент-сервер», телекоммкникации, сетевые ОС и Интернет-навигаторы, средства администрирования процесса обучения, коллективной работы, внешней обратной связи)

  • Эргономические (дружественность, выбор темпа, последовательности, адаптация к индивидууму)

  • Эстетические (упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения, сочетания возрасту)

  • Документация (полнота для эффективности эксплуатации, мобильности испольования компонентов)

  • По уровням образования (общее - специальное, профессиональное, дополнительное) и типам занятий (лекции, семинары, лабораторные, консультации, аттестация)


Все требования к ЭОР можно разделить на две основные группы: требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, ЭОР и специфические требования, предъявляемые к ЭОР для общего среднего, высшего профессионального, дополнительного образования, а также обучения людей с ограниченными возможностями.

Дидактические требования к ЭОР, относятся к числу требований первой группы.

  1. Научность обучения с использованием ЭОР. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

  2. Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.;

  3. Проблемность. Обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает.

  4.   Наглядность. Означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся.

  5. Сознательность, самостоятельности и активизации деятельностиобучаемого. Предполагает обеспечение средствами ЭОР самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. В основе ЭОР должен лежать деятельностный подход. Обучаемому предоставляется возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

  6. Систематичность и последовательность. Обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни.

  7. Прочность усвоения знаний.

  8. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в ЭОР.


          Специфические дидактические требования к применению ЭОР: адаптивность, интерактивность обучения, реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации,  развитие интеллектуального потенциала обучаемого при работе с ЭОР, системность и структурно-функциональная связанность ипредставления учебного материала, полнота и непрерывность дидактического цикла обучения в ЭОР.


          С дидактическими требованиями к ЭОР тесно связаны методические требования. Они предполагают учет своеобразия и особенности конкретного учебного предмета, на которое рассчитан ЭОР, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации.

На успешность и качество создания ЭОР влияют психологические требования, предъявляемые ко всем без исключения ЭОР.

  • Представление учебного материала в ЭОР должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням когнитивного процесса. ЭОР должен строиться с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная).

  • Изложение учебного материала ЭОР должно быть ориентировано на тезаурус и лингвистическую композицию конкретного возрастного контингента и специфики подготовки обучаемых. ЭОР должен быть построен с учетом системы знаний обучающегося и знания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту учащихся, но не должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания.

  • ЭОР должен быть направлен на развитие как образного, так и логического мышления.

Требования здоровьесберегающего и эргономического характера,

Соответствие ЭОР возрастным особенностям учащихся и санитарным нормам работы с вычислительной техникой являются одним из основных условий эффективности ЭОР. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию части информации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования).

Специфическиетребования к ЭОР в зависимости от уровней образования определяются, исходя из рассмотренных ранее особенностей применения ЭОР в высшем профессиональном образовании, дополнительном образовании для детей и взрослых, обучении людей с ограниченными возможностями.