Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Применение ЭОР в первую очередь необходимо там, где оно дает возможность повысить информативность, наглядность, привлекательность учебного материала, обеспечивает формирование системного образа осваиваемого понятия, целостного, законченного представления о нём.

Наибольшая степень наглядности обеспечивается применением компьютерного (динамического и имитационного) моделирования процессов и явлений. Модель, в отличие от реального процесса или его видеокопии, позволяет обучающемуся сконцентрировать своё внимание на главных характеристиках процесса, поместить себя как бы "внутрь" системы.

Информатизация образования должна быть оптимальной (а не максимальной или минимальной) и применяться там, где без неё трудно обойтись.

Целесообразность использования ЭОР:

- требуется индивидуализировать образование (особенно в связи с разным уровнем подготовки обучающихся);

- ЭОР включает материал, который нельзя принципиально показать ни на доске, ни на слайдах, ни на плакатах: различного рода модели, анимации, видеофрагменты, отражающие динамику описываемых процессов;

- необходимо выполнять многочисленные и однообразные упражнения и осуществлять оперативный контроль правильности их выполнения;

- осуществляется проверка уровня подготовленности по значительному объему учебного материала с помощью заданий, отличных по содержанию и порядку следования;

- необходимо обеспечить формирование навыков распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно при дефиците времени;

- нужен быстрый поиск информации в большом её массиве;

- реализовываются нетрадиционные методы обучения;

- обеспечивается повторение и обобщение полученных знаний;

- организовывается управляемая и контролируемая самостоятельная учебная деятельность;

- производится решение задач, требующих значительного объёма вычислений; требуется визуализация результатов вычислений, а также их статистическая обработка;

- содержание образования, научно устоявшееся, хорошо формализуемое, обильное фактами и рисунками, трудно осваиваемое и "нелюбимое" либо наоборот – лёгкое, предполагающее небольшие познавательные усилия;

- производится закрепление освоенных понятий путем "виртуального погружения" обучающегося в среду его профессиональной деятельности;

- применяются игровые методы обучения;

- производится сбор и обработка статистической информации о ходе и результатах образовательного процесса.


Использование ЭОР может не дать ощутимых преимуществ и в том случае, если образовательная среда насыщена другими техническими средствами обучения, моделями, тренажерами, наглядными пособиями и т. п.

Использование ЭОР нежелательно, когда:

- необходимо выдавать на экран текстовый фрагмент значительного объема;

- учебный материал плохо структурируется и в нем сложно выделить логические взаимосвязи;

- требуется предоставить объекты, механизмы, схемы, процессы, которые не могут целиком разместиться на экране монитора, а их дробление ведет к ухудшению восприятия осваиваемого раздела;

- требуется значительно изменять общепринятую нотацию отображения учебного материала;

- необходимо высокоэмоциональное восприятие материала, которое обеспечивается только "живым" общением с преподавателем.

При научно-обоснованном рациональном применении ЭОР выступают не в качестве не вспомогательного средства, а становятся важнейшей составляющей образовательного процесса, расширяя возможности преподавателя и повышая качество образования. 
          


    1. Психолого-педагогические аспекты использования ЭОР в образовании.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала, ориентированного на некоторого «усредненного» обучаемого. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям средств массовой информации и коммуникации новое развитие. ЭОР вносят принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Появилась возможность в массовом масштабе использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащимися своей деятельности, ее саморегуляцию, что трудно реализуемо даже в условиях индивидуального обучения.

Учет педагогических аспектов использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе является исключительно важным для перестройки всей системы образования в соответствии с требованиями современного информационного общества.

Некоторые особенности применения этих технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понимания сущности электронных образовательных ресурсов, которую составляют следующие качества:



  • интерактивность (от англ. «взаимодействие»), или диалог – это взаимодействие педагога с учащимися с помощью ЭОР (поочередные высказывания, в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия);

  • мультимедийность – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах;

  • способность к моделированию – прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования;

  • коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса; все это достигается путем объединения компьютеров в глобальные и локальные сети;

  • производительность, то есть автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. За счет программных средств.

Новые возможности, которые предоставляют для системы образования ЭОР, рассматривает А.В. Осин, говоря о пяти новых педагогических инструментах. Например интерактивность впервые позволяет, организовать самоаттестацию без участия преподавателя. Коммуникативность решает вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, где бы они ни находились.

Однако данные возможности правомерно рассматривать также в контексте педагогических аспектов использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе. Мультимедийность создает психологические условия, способствующие восприятию и запоминанию материала. При использовании новых информационных технологий в образовании имеет место так называемая психофизиологическая ориентированность обучения, которое предполагает повышение эффективности обучения за счет создания оптимальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к усвоению информации. Оно опирается на использование известных нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе переработки мозгом информации, обеспечивая тем самым более полную реализацию потенциальных возможностей мозга к обучению. Мультимедиа обеспечивают одновременную работу нескольких каналов подачи информации и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании множества информационных источников, каждый из которых имеет свой язык. Одни из этих языков пространственно-ориентированы (текст, графика), другие ориентированы на время (звук, анимация, видео).


Одна из важнейших особенностей ЭОР как средства обучения – его способность в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события, зависимости, числовые соотношения и т.п., то есть задействовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в обучении, в том числе при разъяснении и усвоении многих теоретических понятий.

Моделирование с помощью ЭОР позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения. Применение электронных образовательных ресурсов позволяет задействовать для постижения нового все органы чувств человека и формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала. Технология гипертекста может использоваться с целью активизации полученных ранее знаний, способствует развитию логического мышления, позволяет усилить творческую составляющую учебного труда.

Современные средства представления информации позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый материал, сделав его более личностным. Он может самостоятельно преобразовывать информацию, получаемую из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. В результате учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они активнее работают с учебной литературой.

Использование ЭОР ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. Здесь ЭОР выступают как объект изучения и как средство обучения. При индивидуализации обучения каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность. При этом побуждается мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. ЭОР дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы не отдален, он виден непосредственно на уроке, а не через несколько дней. Ученик получает возможность реализовать собственные методы и приемы усвоения материала.


В условиях индивидуализации обучения необходимым является учет принципов личностно-ориентированного обучения, а это означает признание самоценности индивида как активного субъекта познания; опора на жизненный опыт обучаемого; ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование учащегося; учет его индивидуальных психофизиологических особенностей личности; развитие ее коммуникативных способностей.

ЭОР обладают также богатыми воспитательными возможностями: приучают к аккуратности, вниманию, организованности. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Современные информационные технологии открывают новые возможности для изучения эстетики. Психолого-педагогические исследования современных информационных технологий, показывают, что компьютер, включённый в структуру интеллектуальной деятельности человека, активно стимулирует продуктивные, творческие функции мышления.

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет предоставляют уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства: Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици, Метрополитен-музей и увидеть гениальные творения великих художников. Мультимедийные энциклопедии и телекоммуникационные технологии помогают изучать творчество выдающихся мастеров прошлого и настоящего, оказавших огромное влияние на мировую художественную культуру. При этом компьютер является также инструментом освоения теоретических основ живописи, формирования художественного вкуса, развития фантазии и творческих способностей учащихся.

Если традиционная система обучения стимулирует мотивацию достижения (получение хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование информационных и коммуникационных технологий ориентировано на формирование познавательных мотивов обучаемого, которые способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность усвоения знаний. Формирование таких мотивов осуществляется через специфические и неспецифические воздействия на познавательную сферу обучаемого в виде методической помощи, указаний, занимательных заданий, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности (при работе в сети – путем интерактивного диалога между обучаемым и системой, обучаемым и педагогом, системой и педагогом). Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения.