Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
умения оперировать полученной информацией, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Учащиеся 5 класса проявляют большой интерес к новому для них предмету, так как изучение информационных технологий предоставляет им неограниченные возможности в любом виде деятельности, облегчает творческий труд – дает возможность автоматизировать рутинную деятельность: написание и оформление текстов, выполнение расчетов, поиск нужной информации. Возникает естественная потребность всё понять, объяснить. Это качество личности необходимо использовать, но не делать акцент на занимательности, иначе утратится отношение к информатики как к учебному предмету. Пятиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей.

Основные задачи развития личности учащегося на этом возрастном этапе - переориентация учебного процесса с передачи знаний на развитие логического мышления учащихся, а так же обучение навыкам самоанализа.

Данный раздел удобен для изучения с применением электронных образовательных ресурсов тем, что он позволяете не только приобрести теоретические знания, но также имеет возможность практического рассмотрения вопроса.


    1. Разработка моделей уроков на основе использования электронных образовательных ресурсов по разделу «Компьютер для начинающих».

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается. Если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс будет интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

В обучении информатике по данному разделу параллельно применя­ются общие и специфические методы, связанные с при­менением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упраж­нения, практические компьютерные работы).


В обучении младших школьников в работе будут применены комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, объяснение материала реализуется в первой части урока, а во второй части будет организована деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. По мере необходимости пройдут физкультминутки.

В комбинированном уроке информатики выделим следующие основные этапы:

1) организационный момент;

2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях;

4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);

5) подведение итогов урока.

Познавательную деятельность учащихся активизируем используя видеоуроки. Например, для лучшего усвоения темы «Правила техники безопасности на уроках информатики» учащимся предлагается посмотреть видеоролик. Одним из наиболее эффективных способов так же является использование презентаций на каждом уроке. Сложный материал дается в простой, увлекательной форме для его усвоения. Презентация может использоваться на любом этапе урока.

При переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников подготавливаем к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Ученик должен четко осознавать, что он делает и какая именно операция у него не получается. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам. Но не следует забывать такие формы работы с учащимися как учебные дискус­сии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом.



Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения. Формы контроля разнообразны: собеседование, экспресс-опрос, контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др. Одна из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

При разработке моделей уроков по разделу «Компьютер для начинающих», мной были использованы электронные образовательные ресурсы уже предложенные различными источниками интернета и небольшая часть ресурсов разработанных мной. Безусловно, созданные самим преподавателем ЭОР являются наиболее близкими к читаемому курсу и стилю работы педагога. Но прежде чем разрабатывать новые информационные ресурсы, мне необходимо уже на основе имеющихся ресурсах:

- получить практический опыт использование ЭОР на уроке;

- выявить проблемы применения ЭОР (технические, психологические и т.д.);

- проанализировать адаптивность ЭОР к учебному процессу;

- выявить целесообразность разработки (корректировки) предложенного ЭОР.

Рассмотрим использование ЭОР на конкретном разделе информатики и ИКТ в 5 классе: «Компьютер для начинающих». Полные конспекты уроков представлен в Приложении 1.

  1. Тема: «Информация-Информатика-Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места».

Цель урока:

- познакомить учащихся с учебником;

- познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;


- дать представление о предмете изучения.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Техника безопасности

видеоролик

https://www.youtube.com/watch?v=9Ohnj3-RY0Q

2

Способы восприятия информации – процентное соотношение

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf

3

Классификация информации

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf

4

«Определение вида информации по действию».


анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9216a674-50d4-4887-bf71-2334d5aa2230/2_38.swf

5

Кто как видит?

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf

6

Способы восприятия информации.

Интерактивное задание

http://learningapps.org/display?v=pkcjzk74n16


При изучении данной темы были выявлены следующие недочеты использования ЭОР:

- Так как анимация «Способы восприятия информации – процентное соотношение» очень короткая, дети не успели перестроится на восприятие видеоинформации и после анимации пришлось повторить материал который был представлен в анимации.

- Материал был изложен за более короткое время, чем предполагалось.

Достоинства:

- Большой интерес вызвал видеофрагмент «Кто как видит?», дети с удовольствием просмотрели как животные смотрят на мир.

- Легко и с интересом прошли интерактивное задание.



  1. Тема: «Как устроен компьютер».

Цель  урока: познакомить учащихся с устройством компьютера.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Компьютер на службе у человека

презентация

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657803#dl

2

Структура персонального компьютера

Презентация (pps)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ea44d47-2659-43d7-9837-d187d987270d/

3

Устройство компьютера. Виртуальный конструктор ПК

Программа-тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/&class=50&subject=19

4

Устройства компьютера.

Интерактивное задание кроссворд

http://LearningApps.org/1428632



Урок прошел хорошо, четко уложились во времени, для себя отметила, что вместо презентации «Компьютер на службе у человека» можно было найти видеоролик, более полно раскрывающий значимость ПК.

3. Тема: «Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш».

Цель  урока:

- познакомить учащихся с устройствами ввода информации в компьютер;

- изучить группы клавиатуры – как основного устройства ввода информации.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР



Ввод информации в память компьютера

Демонстрация к лекции.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php



Группы клавиш.

Демонстрация к лекции.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php



Тестирование

Тест

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/3.php -



Программа-клавиатор







В целом урок прошел успешно. Для себя отметила, что тестовое задание было лишним и загромоздило урок. При чем не была организована передача результатов тестирования на компьютер учителя, это усложнило проверку работы. Было мало уделено времени на работу в программе «Клавиатор».

4. Тема: «Основная позиция пальцев на клавиатуре».

Цель  урока:

- дать возможность учащимся сформировать представление о принципе расположения букв на клавиатуре.

- ознакомления с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

11


Устройства вывода информации

тест

http://fcior.edu.ru/card/4071/ustroystva-vyvoda-informacii.html 

  1. 2.

Клавиатура - функции клавиш


Интерактивное задание

http://learningapps.org/1138499




Тренажер "Клавиатор"

Практическое задание