Файл: нематериальные блага как объекты гражданских прав выполнила студентка 3 курса, офо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К нематериальным благам второй группы можно отнести имя гражданина, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства. Однако стоит заметить, что данная классификация имеет весьма значительный недостаток, поскольку в юридической литературе не сложилось единства взглядов относительно момента возникновения определенных прав и благ.

По мнению А.Б. Арзуманян классификации нематериальных благ в рамках одной отрасли права недостаточно, поскольку такой подход не дает полного представления об исследуемом предмете9. Автор предлагает две классификации нематериальных благ: межотраслевую и отраслевую. Так, по мнению автора, критериями межотраслевой классификации выступают формальный и содержательный критерии. Основой формального критерия является деление права на частное и публичное, и соответственно нематериальные блага делятся на блага, которые имеют публично-правовой характер регулирования, частноправовой характер регулирования и смешанный характер регулирования. Что же касается содержательного критерия, то в его основе заложены сущностные характеристики нематериальных благ.

По данному критерию можно выделить:

1) нематериальные блага, обеспечивающие физическое благополучие;

2) нематериальные блага, обеспечивающие социальное благополучие;

3) нематериальные блага, обеспечивающие духовное благополучие личности.

Таким образом данные нам критерии позволяют выстроить определенную систему нематериальных благ.

М.Н. Малеина производит классификацию личных неимущественных прав (нематериальных благ) по критерию целевой направленности. Таким образом автор предлагает выделять четыре группы личных неимущественных прав (благ).

Так, к первой группе относятся личные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности, в которую следует включать: право на жизнь и здоровье, право на физическую и психическую неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду.

Вторую группу составляют личные неимущественные права (блага), обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе: право на имя, право на индивидуальный облик и голос, право на честь и достоинство, деловую репутацию.

К третьей группе относятся личные неимущественные права (блага), обеспечивающие автономию личности: право на тайну частной жизни, право на неприкосновенность частной жизни.


Четвертую группу составляют права (блага), обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности10.

Безусловно, данная точка зрения также заслуживает внимания и имеет право на существование. Однако, стоит согласится с мнением Т.В. Трофимовой о том, что данная классификация не совсем последовательна, поскольку в систему включены не только личные неимущественные права, но и неимущественные права, которые не относятся к личным11. Также становится не ясным и то, что сможет ли система «устоять» при появлении нового личного неимущественного права.

О.А. Пешкова классифицирует нематериальные блага по двум основаниям: а) по принадлежности субъектам (физическим и юридическим лицам); б) в зависимости от их целевой установки12. Таким образом автор выделяет четыре группы нематериальных благ: блага, направленные на физическое благополучие; на формирование индивидуальности; обеспечивающие автономию субъекта; направленные на охрану результатов интеллектуальной и иной деятельности. При этом автор подчеркивает тот факт, что юридическому лицу, как участнику гражданского оборота, могут принадлежать только три группы нематериальных благ. Так, ему не могут принадлежать блага, обеспечивающие физическое благополучие.

Стоит также отметить и тот факт, что некоторые авторы и вовсе не прибегают к классификации нематериальных благ, рассматривая конкретные из них. Так, например, Н.С. Малеин в своей работе, посвященной классификации личных неимущественных прав не производит какой-либо классификации, но перечисляет нематериальные блага в следующем порядке: 1) право на имя, честь и достоинство; 2) право на охрану личной жизни; 3) право на охрану жизни и здоровья; право на благоприятную окружающую среду13.

Таким образом, на основании изложенного можно сказать о том, что в целом все представленные классификации имеют право на существование, имеют свои, как и сильные, так и слабые стороны.

Полагаем, что в рамках существующих подходов наиболее обоснованным представляется принимать критерии, учитывающие характеристики лица как носителя биологических и социальных свойств, в результате чего классификация нематериальных благ может быть представлена в следующем виде:

Нематериальные блага, как объекты гражданских подразделяются на две группы: 1. Нематериальные блага, обеспечивающие физическое существование человека; 2. Нематериальные блага, обеспечивающие социальное существование человека.



Так, к первой группе нематериальных благ следует относить: жизнь, здоровье, свободу и личная неприкосновенность, право на благоприятную окружающую среду.

Ко второй группе нематериальных благ относятся: имя, честь и достоинство личности, частная жизнь, деловая репутация, свобода передвижения.

Итак, представляется, что «материализация» объектов личных прав является промежуточным и поэтому недостаточным критерием для разграничения всего множества нематериальных благ. Ведь в конечном счете «материализация» служит лишь предпосылкой для придания им экономической формы товара.
Глава 2. Особенности правового регулирования нематериальных благ
В российской цивилистике, особенно в советский период развития права, имела место дискуссия по поводу гражданско-правового регулирования нематериальных благ. Так, по мнению О.С. Иоффе, личные правоотношения, не связанные с имущественными, не регулируются гражданским правом, а только на основе его норм охраняются и защищаются14. Однако в правовой доктрине был и иной подход, согласно которому правовое регулирование и охрана прав не противопоставляются друг другу. Соответствующая формулировка п. 2 ст. 2 ГК РФ создала основания для формирования правовой позиции, согласно которой личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, не регулируются гражданским правом, а предметом регулирования гражданского права являются имущественные отношения и отношения неимущественные, но связанные с имущественными.

Положения п. 1 ст. 2 ГК РФ в первоначальной редакции лишь укрепили позиции сторонников точки зрения, что гражданское законодательство регулирует неимущественные отношения, связанные с имущественными. Однако с 2006 г. вследствие законодательных изменений п. 1 ст. 2 ГК РФ уже устанавливал, что гражданское законодательство регулирует другие имущественные и личные неимущественные отношения. Представляется верным, что защита неимущественных прав и отношений, возникающих по поводу их реализации в гражданском обороте, есть не что иное, как элемент гражданско-правового регулирования данных отношений, а дефиниция «регулирование» по отношению к понятию «защита» является более широким. Таким образом, необходимо считать обоснованной позицию авторов, полагающих, что гражданское право и регулирует, и защищает отношения по поводу неимущественных прав и нематериальных благ. Кроме того, данная точка зрения соответствует положениям п. 2 и 3 ст. 3 ГК РФ
15.

Важно подчеркнуть, что внимание к вопросам правового регулирования нематериальных благ, в том числе и их защиты, привлечено на уровне международного права. В частности, Всеобщая Декларация прав человека провозгласила ряд основных принципиальных положений о правах и свободах человека. Кроме того, такие фундаментальные положения, как право на жизнь, запрет пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, запрет рабства, свобода и личная неприкосновенность, свобода передвижения и выбора места жительства, запрет произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода совести и вероисповедания и другие, нашли свое закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Соответствующие решения выступают основой для приведения национального законодательства в соответствие с положениями названной Конвенции.

Основу правового регулирования нематериальных благ граждан и юридических лиц на территории России составляют нормы Конституции РФ, которые в своей совокупности составляют систему нематериальных благ, а также устанавливают правовые гарантии для реализации. Однако необходимо отметить, что данная система нематериальных благ не является однозначно зафиксированной и не должна толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод личности (п. 1 ст. 55 Конституции РФ)16.

Декларация прав и свобод человека и гражданина предопределила основные направления развития института прав и свобод в России. Данный международный акт провозгласил права и свободы человека: право на честь и достоинство как высшую ценность в обществе и государстве, закрепил нормы о том, что права и свободы человека принадлежат последнему от рождения, их перечень неисчерпывающий и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав человека допустимо Основным законом только для защиты основных принципов конституционализма и таких ценностей, как нравственность, здоровье человека, законные права и интересы других членов общества.

Как было отмечено ранее, до введения в действие ныне действующего ГК РФ гражданским правом России в качестве объектов защиты признавались лишь некоторые нематериальные блага, например: честь, достоинство личности, личное изображение и некоторые другие. При этом защиту жизни, здоровья граждан предполагалось осуществлять посредством компенсации необходимых материальных расходов
17.

Следует отметить, что ныне действующий ГК РФ впервые посвятил нематериальным благам и их защите отдельную восьмую главу. Статья 150 ГК РФ в первоначальной редакции содержала открытый перечень нематериальных благ и неимущественных прав. Примечательно, что соответствующей редакцией статьи законодатель закрепил общий перечень и нематериальных благ, и неимущественных прав.

Необходимо отметить, что правовые нормы, регулирующие те или иные аспекты компенсации морального вреда как способа защиты нарушенного нематериального блага, содержатся в ряде российских законодательных актов. Так, норма о возможности возмещения морального вреда, причиненного противоправным распространением средствами массовой информации сведений, не соответствующих действительности, которые порочат честь и достоинство гражданина либо причиняют ему иной неимущественный вред, содержится в ст. 62 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) «О средствах массовой информации»18. Статья 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) «О защите прав потребителей»19, закрепляет обязанность возмещения морального вреда потребителю товаров и услуг причинителем вреда при наличии вины последнего. На суд возлагается обязанность определения размера, при этом применение данного способа защиты не ставится в зависимость от наличия имущественного вреда и размера понесенных убытков.

По общему правилу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Соответственно, факт причинения морального вреда, должен доказать сам потерпевший. Доказательствами в таких судебных делах обычно являются медицинские и иные документы, которыми подтверждаются полученные телесные повреждения, продолжительность расстройства здоровья, последствия, которые возникнут в будущем (например, невозможность иметь детей, инвалидность и т.д.). Таким образом, доказывание в судебном порядке факта причинения морального вреда представляется возможным, когда нравственные и физические страдания человека имеют внешние проявления, например, в виде ухудшения состояния здоровья. Вместе с тем нравственные страдания далеко не всегда имеют какие-либо внешние проявления, в связи с чем в таких ситуациях возникают проблемы доказывания самого факта причинения морального вреда, и, соответственно, получения его компенсации