Файл: Финансы пенсионной системы рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-первых, необязательное наличие у будущего пенсионера страхового стажа;

Во-вторых, наличие возможности самостоятельно определять сумму взносов и периодичность их уплаты;

В-третьих, возможность расторжения договора и возврата всех уплаченных средств.

Источником выплаты государственных пенсий выступают средства Пенсионного фонда России, куда работодатели в обязательном порядке перечисляют страховые взносы от заработной платы своих работников. Выплата негосударственных пенсий возлагается на негосударственные пенсионные фонды.

Участие в негосударственном пенсионном обеспечении требует заключения договора с избранным негосударственным пенсионным фондом.

В качестве участников такого договора признаются:

Во-первых, негосударственный пенсионный фонд, обязательным условием функционирования которого является получение соответствующей лицензии от государства;

Во-вторых, вкладчик, который вносит платежи;

В-третьих, участник, которому будет выплачиваться негосударственная пенсия или уже выплачивается.

В качестве вкладчиков могут выступать как сами граждане, так и юридические лица. В том случае, если вкладчиком выступает сам гражданин, он одновременно является и вкладчиком, и участникам договора, в том случае, если вкладчиком выступает организация, она производит платежи в пользу своего работника.

Гражданином при заключении договора с негосударственным пенсионным фондом выбирается предложенная пенсионная схема.

Под пенсионной схемой понимают совокупность условий, которая определяет порядок уплаты взносов на пенсионное обеспечение негосударственного характера и порядок их выплаты.

Различают следующие виды пенсионных схем, связанных с уплатой пенсионных взносов:

В соответствии с числом вкладчиков пенсионные схемы делятся на два вида:

- пенсионная схема с единственным лицом;

- пенсионная схема паритетная, то есть та, которая подразумевает участие работодателей и работников.

В соответствии с видом открываемых счетов пенсионные схемы делятся на два вида:

- индивидуальные пенсионные схемы, которые подразумевают перечисление средств на конкретный именной счет;

- солидарные пенсионные схемы, которые подразумевают, что уплата взносов осуществляется в отношении заранее оговоренного перечня лиц.


Различают следующие виды пенсионных схем, связанных с выплатой пенсионных взносов:

Во-первых, срочные пенсионные схемы, при которых произведение выплат распределяется на определенный договором срок;

Во-вторых, бессрочные пенсионные схемы, при которых выплаты производятся в течение всей жизни пенсионера (при наличии средств на счете).

Негосударственное пенсионное обеспечение предусматривает возможность определения вкладчиком самостоятельно следующих параметров:

- величины взносов;

- продолжительности выплат;

- периодичности уплаты взносов.

Для уплаты взносов в негосударственные пенсионные фонды характерна следующие периодичность: ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая или годовая. Применение единовременного порядка уплаты взносов для данной сферы не характерно. Порядок уплаты взносов в негосударственные пенсионные фонды определяется договором. В настоящее время существует несколько вариантов перечисления средств, к числу которых относятся почтовый перевод, безналичный перевод через банковские учреждения, перевод бухгалтерии посредством удержания из заработной платы работника.

Намерение получать дополнительную пенсию в будущем требует выполнения следующих действий:

Во-первых, выбор негосударственного пенсионного фонда;

Во-вторых, заключение договора и утверждение плана платежей;

В-третьих, осуществление взносов в соответствии с договором.

На стадии заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении клиент негосударственного пенсионного фонда должен определить для себя следующие составляющие:

Во-первых, ожидаемый размер будущей пенсии;

Во-вторых, период уплаты пенсионных взносов, удовлетворяющий его финансовым возможностям;

В-третьих, приемлемый график уплаты взносов. Договор с негосударственным пенсионным фондом является соглашением между этим фондом и вкладчиком, которое заключается в пользу участника. Подписание договора осуществляется в двух экземплярах, которые обладают одинаковой юридической силой.

Вкладчик обладает правом расторжения договора с негосударственным пенсионным фондом в любой момент. В качестве основания для прекращения действия договора может выступать смерть участника, при этом пенсионные накопления включаются в наследственную массу.

Установление негосударственного пенсионного обеспечения требует от участника этой системы обращения фонд с заявлением, которое сообщает о назначении выплат и предоставлении документов, определенных условиями договора.



Участию НПФ в системе обязательного пенсионного страхования положила начало реформа 2002 года. Ее целью было стимулировать россиян к более высоким пенсионным выплатам за счет идеи накопления — она стала краеугольным камнем стартовавших изменений. Теперь размер страховой части пенсии каждого человека, родившегося после 1967 года, стал рассчитывается на основе пенсионных баллов или индивидуального пенсионного коэффициента. Зависит этот показатель от объема страховых взносов и трудового стажа гражданина. При этом фиксированная часть заработка человека идет в счет т.н. накопительной части пенсии — она не тратится на ежегодные выплаты пенсионерам, а инвестируется и может управляться посредством НПФ. С 2014 года, однако, в стране начал действовать мораторий на передачу пенсионных накоплений россиян НПФ. Введенная в качестве временной, эта мера продолжает поддерживать заморозку пенсионной реформы и в 2019 году. Сегодня граждане могут управлять только той суммой, которую удалось скопить до начала действия моратория. Ее можно перенести в НПФ (например, в учреждение из рейтинга лучших фондов) — и таким образом успешно формировать дополнительный доход к страховой пенсии.

Таблица 1

Прогноз показателей негосударственной части пенсионной системы России


Показатель

Оценка (млрд.руб)

2018

2019

2020

Пенсионные накопления ПФР

1 832,1

1 747,4

1 638,6

Темпы роста

-3,4

-4,6

-6,2

Пенсионные накопления ПФР

2 840,0

3 235,5

3 677,5

Темпы роста

14,5

13,9

13,7

Пенсионные резервы НПФ

1 406,4

1 594,9

1 813,1

Темпы роста

13,1

13,4

13,7

Пенсионная система РФ

6 078,6

6 577,8

7 129,2

Темпы роста

35,01

31.51

29,94

Число застрахованных лиц ПФР

32,90

35,54

36,27

Число застрахованных лиц НПФ

5,38

5,44

5,53

Число участников НПФ

13,4

13,9

14,5

Средний размер пенсии в РФ

119,5

128,1

137,3

Собственные средства НПФ/обязательства НПФ

3,0

3,0

3,0

Пенсионные активы НПФ/ВВП России

4,4

4,7

5,0

Средний пенсионный счет застрахованного лица

86,3

93,7

101,4



К 2019–2020 году число застрахованных в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) превысит число тех, кто сделал выбор в пользу Пенсионного фонда РФ (ПФР).

В прошлом году по объему активов НПФ уже опередили ПФР. Опережающему росту накоплений в частных фондах будут способствовать дефицит государственной пенсионной системы и ее реформа (+8,5% ежегодно в период с 2017-го по 2020-й). Рост активов негосударственных пенсионных фондов будут сдерживать очередная заморозка пенсионных накоплений, консолидация на рынке НПФ, а также ужесточение требований Банка России к кредитному качеству инвестиционных портфелей данных фондов.

НПФ заместят до 350 млрд руб. банковских активов акциями и облигациями. Согласно положению Банка России «Об установлении дополнительных ограничений по инвестированию пенсионных накоплений НПФ…», с 1 июля 2018 года негосударственные пенсионные фонды снизили максимальную долю инвестиций в банковский сектор с 40 до 25%. АКРА оценивает потенциал роста спроса на российские корпоративные облигации на уровне 250–300 млрд руб. (3,3% рынка), на акции российских предприятий — на уровне 50–75 млрд руб.

Достаточность собственных средств НПФ будет на минимальном уровне. Внедрение регулятором оценки стабильности НПФ (по аналогии с другими финансовыми институтами) приведет к тому, что частные фонды не будут наращивать собственный капитал, ограничиваясь минимальным допустимым уровнем, установленным нормативными актами. Это приведет к ограничению возможности использования капитала в качестве защитного механизма компенсации при снижении кредитного качества портфеля активов НПФ.

4 Практическая часть. Сравнительный анализ федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (краевого бюджета) на очередной финансовый год

4.1 Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с БК РФ
Таблица 2

Состав доходов бюджетов на 2019 год (в тыс.руб.)

Вид доходов

Федеральный бюджет

Краевой бюджет

1. Налоговые доходы,

в том числе прямые налоги

12 380 200 000

7 583 500 000

71 331 999

61 438 384


косвенные налоги

4 796 000 000

9 893 615

2. Неналоговые доходы

7 590 100 000

1 596 736

3. Безвозмездные поступления

67 200 000

31 193 400

Итого доходов, тыс. р.

20 037 500 000

104 122 135



Вывод: В соответствии с БК РФ (ст. 41) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, являются налоги.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. Исходя из данных таблицы 2, можно сказать, что в федеральном бюджете основную долю налогов составляют налоговые доходы - 62%, из них прямые налоги 61%, а косвенные - 39%. в краевом бюджете эта доля составляет 69% с разбивкой на 86% и 14% соответственно.

Согласно статье