Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51 « Неналоговые доходы федерального бюджета», неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации; доходов от продажи имущества; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; лицензионных сборов; таможенных пошлин и таможенных сборов; платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности и иные неналоговые доходы в федеральном бюджете составляют 38% от всех доходов, в краевом бюджете всего 1,5%.
Безвозмездные поступления (дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования) в федеральном бюджете составляет 0,3%, а в краевом бюджете - 30% (большая часть безвозмездных поступлений от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов).
Как известно, основным различием между прямыми и косвенными налогами является способ их взимания (табл. 3).
Таблица 3
Различия между прямыми и косвенными налогами
Вывод: В федеральном бюджете преобладают прямые налоги 7 583 500 000 - это налоги на прибыль 758 350 000 тыс. руб. и налог на добычу полезных ископаемых (ндпи) 3 791 750 000 тыс. руб., косвенные налоги - акцизы, НДС составляют 4 796 000 000 тыс. руб. В краевом бюджете прямые налоги занимают 86% из всех доходов, из них - налоги на прибыль это 17 074 244 тыс. руб., налог на доходы физических лиц - 25 154 531 тыс. руб., налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения составляет 4 028 988 тыс.руб, единый сельскохозяйственный налог – 3 тыс. руб., налог на имущество организаций = 11 776 458 тыс. руб., транспортный налог составляет 1 059 264 тыс. руб., налог на игорный бизнес - 3 134 тыс.руб., налог на добычу полезных ископаемых составляет 2 183 694 тыс.руб. Косвенные налоги составляют 14% от налоговых доходов - это акцизы по подакцизным товарам - 9 659 609 тыс. руб. и государственная пошлина в размере 234 006 тыс. руб.
4.2 Сравнительный анализ расходов бюджетов
Таблица 4
Распределение бюджетных ассигнований
по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности ФБ на 2020 год.
Таблица 5
Распределение бюджетных ассигнований
по государственным программам субъекта РФ
и непрограммным направлениям деятельности на 2020 год.
Вывод: Исходя из данных таблицы 4 «Распределение бюджетных ассигнований по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности ФБ на 2020 год», можно сказать, что ч больше всего расходов в федеральном бюджете приходится на государственные целевые программы (из них 23,7% приходится на основные целевые программы, а прочие целевые государственные программы занимают 50% от общих расходов). Всего 26,4% занимают непрограммные направления деятельности федерального бюджета.
По данным таблицы 5 «Распределение бюджетных ассигнований по государственным программам субъекта РФ и непрограммным направлениям деятельности на 2020 год» можно сделать вывод, что в бюджете Хабаровского края больше всего расходов приходится государственные целевые программы (от общих расходов на основные государственные целевые программы – 61%, прочие государственные целевые программы – 18,2 %). Непрограммные же направления деятельности занимают 20,4%.
4.3 Оценка сбалансированности бюджетов
Сбалансированность бюджета предполагает три возможных соотношения между его доходами и расходами:
1) превышение доходов бюджета над его расходами, что означает профицит бюджета;
2) превышение расходов бюджета над его доходами, что означает дефицит бюджета;
3) равенство доходов и расходов бюджета.
Таблица 6
Основные характеристики бюджетов
для оценки сбалансированности на 2020 год.
Вывод: По данным таблицы 6 «Основные характеристики бюджетов для оценки сбалансированности на 2020 год» можно сделать вывод, что в Федеральном бюджете наблюдается профицит, положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами (доходы - 20 379 400 000 тыс. руб. > расходы 19 503 300 000 тыс. руб.), он составил 876 100 000 рублей.
Обратную ситуацию мы наблюдаем в Хабаровском крае, в котором дефицит, то есть превышение расходов бюджета над его доходами (доходы 119 861 286,76 тыс.руб < расходы 130 168 521,17 тыс.руб), он составил 10 307 234,41тыс.руб.
Таблица 7
Состав и структура источников финансирования
дефицита бюджетов на 2020 год.
Вывод: Данные об источниках финансирования дефицита федерального и краевого бюджетов, их деление на источники внутреннего и источники внешнего финансирования, представлены в соответствующих приложениях к ФЗ «О Федеральном бюджете на 2020 год» и закону Хабаровского края «О краевом бюджете на 2020 год».
Безвозмездные поступления (дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования) в федеральном бюджете составляет 0,3%, а в краевом бюджете - 30% (большая часть безвозмездных поступлений от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов).
Как известно, основным различием между прямыми и косвенными налогами является способ их взимания (табл. 3).
Таблица 3
Различия между прямыми и косвенными налогами
Прямые налоги | Косвенные налоги |
1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: органы государственной власти и налогоплательщик | 1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: органы государственной власти, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними |
2. Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика | 2. Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
3. Эти налоги подоходно-поимущественные | 3. Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) |
Вывод: В федеральном бюджете преобладают прямые налоги 7 583 500 000 - это налоги на прибыль 758 350 000 тыс. руб. и налог на добычу полезных ископаемых (ндпи) 3 791 750 000 тыс. руб., косвенные налоги - акцизы, НДС составляют 4 796 000 000 тыс. руб. В краевом бюджете прямые налоги занимают 86% из всех доходов, из них - налоги на прибыль это 17 074 244 тыс. руб., налог на доходы физических лиц - 25 154 531 тыс. руб., налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения составляет 4 028 988 тыс.руб, единый сельскохозяйственный налог – 3 тыс. руб., налог на имущество организаций = 11 776 458 тыс. руб., транспортный налог составляет 1 059 264 тыс. руб., налог на игорный бизнес - 3 134 тыс.руб., налог на добычу полезных ископаемых составляет 2 183 694 тыс.руб. Косвенные налоги составляют 14% от налоговых доходов - это акцизы по подакцизным товарам - 9 659 609 тыс. руб. и государственная пошлина в размере 234 006 тыс. руб.
4.2 Сравнительный анализ расходов бюджетов
Таблица 4
Распределение бюджетных ассигнований
по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности ФБ на 2020 год.
Наименование программы и непрограммного направления деятельности | ФБ | |
Сумма, тыс. р. | Уд. вес, % | |
Всего расходов, в том числе | 16 233 094 367,8 | 100 |
1. Основные государственные целевые программы: | 3 858 469 339,1 | 23,7 |
1.1 "Развитие здравоохранения" | 775 104 206,6 | 4,7 |
1.2"Развитие образования" | 193 190 169,2 | 1, 2 |
1.3"Социальная поддержка граждан" | 1 438 103 742,1 | 8,9 |
1.4"Доступная среда" | 54 567 225,4 | 0,3 |
1.5"Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" | 223 982 008,3 | 1,4 |
1.6"Содействие занятости населения" | 67 199 054,7 | 0,4 |
1.7"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" | 716 843 924 | 4,4 |
1.8"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" | 185 643 405,4 | 1,1 |
1.9"Развитие культуры и туризма" | 122 756 025,4 | 0,8 |
1.10"Охрана окружающей среды" | 81 079 578 | 0,5 |
2. Прочие государственные целевые программы | 8 085 255 574,1 | 50 |
3. Непрограммные направления деятельности | 4 289 369 454,6 | 26,4 |
Таблица 5
Распределение бюджетных ассигнований
по государственным программам субъекта РФ
и непрограммным направлениям деятельности на 2020 год.
Наименование программы и непрограммного направления деятельности | Бюджет субъекта РФ | |
Сумма, тыс. р. | Уд. вес, % | |
Всего расходов, в том числе | 134 969 119,32 | 100 |
1. Основные государственные целевые программы: | 82 865 087,19 | 61 |
1.1 «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» | 16 940,31 | 0,01 |
1.2«Развитие здравоохранения Хабаровского края» | 21 517 685,30 | 16 |
1.3«Развитие образования в Хабаровском крае» | 24 584 480,31 | 18 |
1.4«Культура Хабаровского края» | 1 774 866,07 | 1,3 |
1.5«Развитие социальной защиты Хабаровского края» | 19 805 005,21 | 15 |
1.6«Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» | 2 772 016,23 | 2 |
1.7«Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» | 6 316 618,88 | 5 |
1.8«Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае» | 65 523, 69 | 0,04 |
1.9«Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров» | 2 081 185,23 | 1,5 |
1.10«Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае» | 3 930 765, 96 | 3 |
2. Прочие государственные целевые программы | 24 578 408,34 | 18,2 |
3. Непрограммные направления деятельности | 27 525 623,79 | 20,4 |
Вывод: Исходя из данных таблицы 4 «Распределение бюджетных ассигнований по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности ФБ на 2020 год», можно сказать, что ч больше всего расходов в федеральном бюджете приходится на государственные целевые программы (из них 23,7% приходится на основные целевые программы, а прочие целевые государственные программы занимают 50% от общих расходов). Всего 26,4% занимают непрограммные направления деятельности федерального бюджета.
По данным таблицы 5 «Распределение бюджетных ассигнований по государственным программам субъекта РФ и непрограммным направлениям деятельности на 2020 год» можно сделать вывод, что в бюджете Хабаровского края больше всего расходов приходится государственные целевые программы (от общих расходов на основные государственные целевые программы – 61%, прочие государственные целевые программы – 18,2 %). Непрограммные же направления деятельности занимают 20,4%.
4.3 Оценка сбалансированности бюджетов
Сбалансированность бюджета предполагает три возможных соотношения между его доходами и расходами:
1) превышение доходов бюджета над его расходами, что означает профицит бюджета;
2) превышение расходов бюджета над его доходами, что означает дефицит бюджета;
3) равенство доходов и расходов бюджета.
Таблица 6
Основные характеристики бюджетов
для оценки сбалансированности на 2020 год.
Показатель | Федеральный бюджет | Краевой бюджет |
1. Доходы, тыс. р. | 20 379 400 000 | 119 861 286,76 |
2. Расходы, тыс. р. | 19 503 300 000 | 130 168 521,17 |
3. Дефицит, тыс. р. | + 876 100 000 | -10 307 234,41 |
4. Дефицит, % к расходам бюджета | + 4,5 | -7,9 |
5. Дефицит, % к ВВП (ВРП) | +0,8 | -1,3 |
Вывод: По данным таблицы 6 «Основные характеристики бюджетов для оценки сбалансированности на 2020 год» можно сделать вывод, что в Федеральном бюджете наблюдается профицит, положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами (доходы - 20 379 400 000 тыс. руб. > расходы 19 503 300 000 тыс. руб.), он составил 876 100 000 рублей.
Обратную ситуацию мы наблюдаем в Хабаровском крае, в котором дефицит, то есть превышение расходов бюджета над его доходами (доходы 119 861 286,76 тыс.руб < расходы 130 168 521,17 тыс.руб), он составил 10 307 234,41тыс.руб.
Таблица 7
Состав и структура источников финансирования
дефицита бюджетов на 2020 год.
Источник финансирования дефицита бюджета | Федеральный бюджет | Краевой бюджет | |||
Сумма, тыс. р. | Уд. вес, % | Сумма, тыс. р. | Уд. вес, % | ||
в том числе: Федеральный бюджет – источники внутреннего финансирования: –разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение – изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года – изменение остатков средств Фонда национального благосостояния - иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета 2. Источники внешнего финансирования: –разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение –разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц – иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета Хабаровский край – источники внутреннего финансирования: – кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации – получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации – погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями в валюте Российской Федерации – изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов – увеличение остатков средств бюджетов –уменьшение остатков средств бюджетов – увеличение прошлых остатков денежных средств бюджетов –иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов –предоставление бюджетных кредитов внутри страны в валюте Российской Федерации – возврат бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте Российской Федерации –возврат бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам в валюте Российской Федерации –возврат бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации –возврат бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации | -927 582 991,2 -601 607 869,3 1 740 215 975,6 - 2 379 963 405,5 4 492 031,3 38 139 560,6 -325 975 121,9 -133 674 669,7 -2 217 207,9 -190 083 244,3 | 100 -65 289 395 0,7 6,3 -35 41 0,7 58,3 | 10 307 234,41 8 469 970,40 39 434 970,40 -30 965 000,0 1 563 383,22 - 159 667 318,45 161 230 701,67 273 880,79 -97 180,5 371 061,29 1 734,07 369 327,22 283,945,00 | 100 82 -382 300 -1549 1564 -1459 -0,9 3,6 0,01 3,6 2,7 |
Вывод: Данные об источниках финансирования дефицита федерального и краевого бюджетов, их деление на источники внутреннего и источники внешнего финансирования, представлены в соответствующих приложениях к ФЗ «О Федеральном бюджете на 2020 год» и закону Хабаровского края «О краевом бюджете на 2020 год».