Файл: Это положение полностью относится и к должностным лицам органов внутренних дел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Порядок рассмотрения участковым инспектором милиции предложений, заявлений, жалоб, граждан является на сегодняшний день актуальной темой, так как в настоящее время все больше и больше нарушаются права и свободы гражданина. Граждане Приднестровской Молдавской Республики могут в порядке гражданской инициативы обращаться к исполнительным органам государственной власти, в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики с предложениями по совершенствованию законодательства Приднестровской Молдавской Республики. Поступающие в адрес исполнительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики от граждан предложения по проведению общественных и социально-экономических реформ в Приднестровской Молдавской Республике, принятию в связи с этим новых законодательных актов, отмене или изменению действующих актов законодательства рассматриваются в соответствия с Законодательством ПМР и могут быть внесены Президентом Приднестровской Молдавской Республики в качестве законодательной инициативы на рассмотрение Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики. Конституция ПМР представляет каждому гражданину право обжалования незаконных действий любого должностного лица, любого государственного и общественного органа. Поэтому внимательное к чуткое отношение должностных лиц к рассмотрению и разрешения предложений, заявлений и жалоб является важнейшей служебной обязанностью должностных лиц.
Это положение полностью относится и к должностным лицам органов внутренних дел. Письма граждан содержат информацию, использование которой дает возможность улучшить деятельность органов внутренних дел, а также письма способствует расширению связи с массами. Начальники органов в соответствии с приказом МВД ПМР № 137 от 17 мая 2002 г. ’’Об утверждении и введении в действие Инструкции ’’О порядке рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений и организации личного приёма граждан в органах и подразделениях МВД ПМР’’, несут персональную ответственность за организацию работы с письмами и приема граждан.
1.Роль органов внутренних дел и участковых инспекторов милиции в рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан
В соответствии с Законом ПМР № 367-3-III от 5 ноября 2003г. " Об обращениях граждан", нарушение их рассмотрения, волокита, бюрократическое отношение к письмам влекут дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц. В случае причинения существенного вреда государственным или общественным интересам или правам и охраняемым законам интересам граждан, а также преследование граждан в связи с подачей жалобы влечет уголовную ответственность виновных должностных лиц. Установлена также ответственность граждан за подачу жалоб и заявлений в клеветнических целях. Как же осуществляется учет и рассмотрение писем граждан в органах внутренних дел. Письма граждан, поступившие в ГРОВЛ обязательно регистрируются по карточкам, в которых отражается их движение и результат рассмотрения или по журналам. Нa письме ставится штамп органа и регистрационный номер в день его получения. Карточка в алфавитном порядке помещается в картотеку. Повторные письма регистрируются в общем порядке с указанием на них номера первого письма и проставляется в журнале или картотеке " Повторное". Повторными считаются письма в которых обжалуется решение по ранее поданному письму или допущенные нарушения при его рассмотрении. Поступившие письма рассматривает начальник органа, который дает указания исполнителям и определяет порядок их разрешения. По каждому из писем в пятидневный срок должно быть принято одно из следующих решений: - С принятия к своему производству; - Передаче для разрешения в другое ведомство если вопросы затронутые в нем не относятся к компетенции ГРОВД. О направлении письма в другое ведомство сообщается заявителю. Если в письме затрагиваются вопросы относящиеся к компетенции ГРОВД и других ведомств с него снимается копия или делается выписка, которые направляются в соответствующее ведомство и также ставится в известность об этом заявителю. Запрещается письма граждан направлять на разрешение тем должностным лицам, действие которых обжалуется. На письме, взятое на контроль заводится контрольная карточка в 2-х экземплярах помещается в контрольную карточку одна, а вторая с письмом вручается исполнителю. Вся переписка по письмам ведется за входящими номерами. Ответ гражданам направляется на бланках органа. Разрешённые письма сдаются на хранение только при наличии визы должностного лица, принявшего по ним решения и хранятся в органе 5 лет. Должностные лица ГОРОВД должны тщательно проверять все обстоятельства связанные с вопросами в письмах, выявлять и устранять причины, пораждающие жалобы. По результатам проверки составляется мотивированное заключение (справка),которое должно содержать обьективный анализ собранных материалов, выводы и предложения по ним. Заключение утверждается начальником органа. О результатах проверки и разрешения письма сообщается автору с указанием о принятых мерах или мотивов отклонения жалобы. О принятых мерах по письму сообщается как заявителю так и контролирующему органу. При оформление ответа гражданам либо в гражданские организации звание руководителя подписавшего ответ не указывается. Когда информация направляется в учреждения Министерство обороны ПМР или МВД ПМР звание указывается. Письма по которым необходимо давать ответы в государственные администрации, Советы народных депутатов берутся на особый контроль и разрешаются в первую очередь. Письма граждан разрешаются в срок до одного месяца, а нетребующие дополнительной проверки - безотлагательно, но во всяком случае не позднее 15 дней. Если по письму необходимо специальная проверка срок разрешения письма может быть продлен начальником ещё не более как на месяц с сообщением об этом заявителю. Письма военнослужащих рассматривается в МВД ПМР в срок до 15 дней, а в местных органах в срок до 7 дней. При необходимости срок может быть продлен на 15 дней. Рассмотрим как осуществляется прием граждан. Прием граждан осуществляется как непосредственно в ГРОВД так и на предприятиях, учреждениях и по месту жительства. Прием осуществляется как руководящим составом, так и другими работниками правомочными решать те или другие вопросы. Время приема должно устанавливатъся удобным для граждан. Не менее двух раз в неделе прием осуществляется в вечернее время и один раз в выходные дни. Дежурными частями прием граждан осуществляется круглосуточно. Начальник ГРОВД лично осуществляет прием один раз в неделе, участковые инспектора два раза в неделе. Для приема граждан выделяется специальная комната оборудованная всем необходимым, о приеме по месту работ граждан они извещаются за 5 дней. График приема граждан утверждается начальником органа. Объявление о приеме граждан с указанием должностей и фамилий принимающих, время и место приема вывешивается в доступных для обозрения местах. Прием граждан осуществляется от имени органа внутренних дел. Лицам, не имевшим отношения к приему находиться в комнате приема запрещается. Прием начинается с предложения сообщить данные о себе и изложить сущность вопроса. В необходимых случаях принимающий может потребовать у посетителя документ удостоверяющий личность, вопросы разрешаются по возможности в ходе приема и посетителю объявляется решение. Лица, находящиеся в нетрезвом состояния на приём не допускаются за исключением когда они сообщает о подготавливаемых или совершенных преступлениях или о других событиях, требующих немедленного принятия мер. Если в ходе приема вопросы не разрешены тo рассмотрение их осуществляемся в общем порядке. Участковые инспектора милиции осуществляют прием граждан в своих служебных кабинетах, расположенных в общественный пунктах. У входа в общественный пункт милиции размещается информация с указанием дней и часов приема граждан, который производится не реже двух раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, а также номер телефона участкового инспектора и дежурной части органа внутренних дел. Дни и часы приема утверждаются начальником органа внутренних дел. При этом предусматривается обязательное осуществление приема в течение недели как в дневное, так и в вечернее время. В помещении общественного пункта милиции на видном и доступном для посетителей месте размещается Книга отзывов и предложений граждан. Поступившие от населения сообщения о совершенных на административном участке правонарушениях регистрируются в Журнале обращений и приема граждан участковым инспектором милиции с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях. Поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных документов либо принятия иных мер, сроки рассмотрения заявлений и обращений могут быть в порядке исключения продлены руководством органа внутренних дел, но не более чем на один месяц, с обязательным сообщением об этом заявителю. Обращение гражданина считается разрешенным и списывается в дело, если рассмотрены все затронутые в нем вопросы, в пределах компетенции приняты необходимые меры к устранению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, заявителю дан ответ. Участковым инспекторам милиции необходимо уделять первоочередное внимание жалобам и заявлениям, в которых идет речь о правонарушениях совершённых на почве семейно - бытовых отношений т. к. эти правонарушения нередко перерастают в уголовные преступления. Поступившие участковому инспектору милиции письменные заявления должны обязательно регистрировать у секретаря ГРОВД. Прием граждан участковые инспектора проводят 2 раза в неделю в удобное для граждан время, прием длится два часа. На практике сложился следующий порядок, один раз в неделю в среду с 18 до 20 часе, а второй с 18 до 20 часов и как правило в воскресенье. Несколько иной порядок приема граждан у сельского участкового инспектора милиции и этот порядок зависит от того количества населенных пунктов которые расположены на административное участке. При рассмотрении письменных обращений граждан выявляются факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению. По результатам рассмотрения письменных обращений граждан принимается одно из следующих решений: - о привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности; - о принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия; - о направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя; - об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа. Участковый инспектор милиции обязан анализировать причины поступления письменных жалоб жителей административного участка, в установленном порядке и в пределах своей компетенции принимать меры по устранению недостатков. Состоящие работы с письмами граждан систематически обобщается и анализируется. При этом особое внимание обращается на выявление причин и условий, порождающих обоснованные жалобы и вынуждающих граждан обращаться в центральные органы по вопросам, которые могут быть разрежены на местах. Результаты анализов обсуждаются на оперативных совещаниях у начальников органов, а также используется для разработки и усиления мер борьбы с преступностью, укрепления правопорядка, совершенствования всей деятельности ОВД. Начальники ГРОВД осуществляет контроль, за работой с письмами и приемов граждан. В каждом ГРОВД создаются комиссии по работе с письмами под руководством начальника или его заместителя. в состав комиссии входят представители всех служб. Комиссия не реже одного раза в месяц проверяет эту работу. Контроль, за этой работой также осуществляют руководители служб. При контроле обращается внимание на сроки, полноту и объективность проверки писем, законность и обоснованность принятых по ним решений.
2. Общий порядок приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан
В соответствии с инструкцией «о прядке рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений и организации личного приема граждан в органах и подразделениях МВД ПМР рассматривается. Общие положения1 Настоящей инструкцией в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики определяется единый для органов и подразделений Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики (далее - МВД) порядок приема, регистрации, рассмотрения, разрешения и учета жалоб и заявлений граждан и должностных лиц, а также организация личного приема граждан руководством органов и подразделений Министерства.
Действие настоящей Инструкции не распространяется на заявления и сообщения граждан и должностных лиц о происшествиях и преступлениях, для которых установлен уголовно-процессуальный или гражданско-правовой порядок их рассмотрения и разрешения, а также на письменные обращения к руководству органов и подразделений Министерства, к командованию воинских формирований и к руководству Министерства аттестованных сотрудников и военнослужащих по вопросам служебного и личного порядка. Заявления и сообщения, для которых установлен уголовно процессуальный порядок их разрешения, рассматриваются в соответствии с совместным Приказом Министра внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и Прокурора Приднестровской Молдавской Республики от 29.11.99 г. N 303/91 "О порядке приема, регистрации, учета, рассмотрения, ведомственного контроля и прокурорского надзора за разрешением устной информации о происшествиях, заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел и прокуратуры". Порядок обращения к руководству или к командованию подразделений Министерства аттестованных сотрудников и военнослужащих органов и подразделений Министерства регулируются воинскими Уставами и иными ведомственными нормативными документами, устанавливающими порядок прохождения службы в органах и подразделениях Министерства служебную субординацию2.
В настоящей Инструкции применяются следующие термины и понятия:
а) "ЖАЛОБА" - письменное обращение частного или должностного лица в орган или подразделение Министерства, поступившее непосредственно по почте или по иным средствам передачи информации и содержащее конкретные претензии или замечания по работе органов или подразделений Министерства в целом или его отдельных сотрудников;
б) "ЗАЯВЛЕНИЕ" - письменное обращение частного или должностного лица в органы или подразделения Министерства, поступившее непосредственно, по почте или по иным средствам передачи информации и содержащее определенное ходатайство или конкретную информацию для органов или подразделений Министерства, требующих соответствующего реагирования с его стороны в случае подтверждения;
в) "КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЖАЛОБЫ И ЗАЯВЛЕНИЯ" - жалобы и заявления, адресованные в органы или подразделения Министерства от лица и более лиц либо от лица трудовых коллективов;
г) "ПОВТОРНЫЕ ЖАЛОБЫ И ЗАЯВЛЕНИЯ" - индивидуальные или коллективные жалобы и заявления, которые ранее уже были разрешены органами или подразделениями Министерства с принятием соответствующего решения и с ответом инициатору, но тот вновь обращается в тот же или в вышестоящий орган Министерства по тому же вопросу, будучи не согласен с принятым ранее решением;
е) "АНОНИМНЫЕ ЖАЛОБЫ И ЗАЯВЛЕНИЯ" - жалобы и заявления, поступившие в органы или подразделения Министерства любым способом, но не имеющих конкретных данных о их авторе и месте его нахождения либо имеющих вымышленные данные о их авторе;
ж) "ПРИЕМ" - служебная обязанность любого работника органов и подразделений Министерства, в том числе и непосредственно не занимающегося этими вопросами, принять, получить предназначенную для органа или подразделения Министерства жалобу или заявление от их инициатора, при необходимости оказать лицу или коллективу помощь в письменном оформлении этого обращения, либо разъяснить им к компетенции какого иного государственного органа относятся интересующие их вопросы, и немедленно передать полученную жалобу или заявление в соответствующее подразделение органа Министерства на регистрацию и дальнейшее рассмотрение;
з) "РЕГИСТРАЦИЯ" - действия уполномоченных на то должностных лиц органов и подразделений Министерства по внесению полных данных о поступивших жалобах и заявлениях в специальный накопительный документ установленной формы (журнал, книгу) с присвоением им очередного регистрационного номера и с проставлением регистрационного штампа соответствующего образца;
и) "РАССМОТРЕНИЕ" - все действия сотрудников органов и подразделений Министерства, связанные с ознакомлением уполномоченного на то руководителя с содержанием зарегистрированных жалоб и заявлений, с дачей письменных указаний о порядке и сроках их проверки, с производством необходимых действий (объяснения, справки, запросы, ответы на них, копии документов и т.п.) и с составлением мотивированного заключения, осуществляющего проверку лица по результатам этой проверки, в котором излагаются предложения о возможных решениях по существу жалобы и заявления;
к) "РАЗРЕШЕНИЕ" - принятие уполномоченным на то должностным лицом органа или подразделения Министерства обоснованного и законного решения по рассмотренной жалобе или заявлению, письменная реализация данного решения в соответствующем управленческом документе (в приказе) распоряжении указании и т.п. и направление письменного ответа органа или подразделения Министерства заявителю по существу поставленных им в жалобе или заявлении вопросов;
л) "УЧЕТ" - достоверное отражение уполномоченными на то сотрудниками органов и подразделений Министерства данных о характере, видах и количестве зарегистрированных жалоб и заявлений, сроках и результатах их разрешения в специальных формах отчетности органа внутренних дел о работе за конкретный период;
м) "ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ" - один из официальных способов приема и регистрации поступающих в органы и подразделения Министерства жалоб и заявлений в устном или письменном виде непосредственно руководителями данного органа в процессе личной встречи с заявителем, в специально отведенное для этого время либо по разрешению руководителя, осуществляющего такой прием граждан;
н) "ГРАЖДАНЕ" - обобщенное наименование всех видов авторов тех или иных жалоб и заявлений, поступающих в органы и подразделения Министерства от граждан Приднестровской Молдавской Республики, иностранцев, лиц, без гражданства, представителей трудовых коллективов, анонимных лиц, официальных и должностных лиц предприятий и организаций всех форм собственности, зарегистрированных в Приднестровской Молдавской Республики или за ее пределами. Соблюдение установленного настоящей Инструкцией порядка приема, регистрации, рассмотрения, разрешения и учета жалоб и заявлений граждан и организации личного приема граждан являются служебной обязанностью руководителей органов и подразделений Министерства и специально выделенных ими для этой цели должностных лиц органов внутренних дел, которые, функционально отвечая за свой участок работы перед начальником конкретного органа внутренних дел, также подотчетны и подконтрольны отделу документационного обеспечения Министерства. 5. Установленный настоящей Инструкцией порядок приема, рассмотрения и разрешения устных и письменных обращений граждан и должностных лиц в Министерство и подчиненные ему подразделения также не применяется, если иное не предусмотрено актами действующего законодательства3. Прием и регистрация обращений граждан в органы и подразделения министерства внутренних дел4. Прием устных и письменных обращений граждан в органы и подразделения Министерства должен быть организован таким образом, чтобы в любое время суток любой человек имел возможность безбоязненно высказать или передать письмо руководству любого органа или подразделения Министерства через его дежурную часть, через канцелярию или через любого сотрудника органа или подразделения Министерства при этом иметь гарантию того, что его сигнал будет принят, зарегистрирован, рассмотрен и ему об этом в установленное законодательством срок будет дан письменный ответ, который в случае несогласия он вправе обжаловать и также получить необходимые письменные разъяснения. При выявлении случаев необоснованного отказа гражданам в приеме их жалоб и заявлений, укрытия этих жалоб и заявлений от регистрации либо введения граждан в заблуждение относительно интересующих их вопросов и претензий к работе органов и подразделений Министерства, виновные в этом сотрудники органов и подразделений Министерства должны привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики5. Делопроизводство по поступающим в каждый конкретный орган Министерства жалобам и заявлениям, предусмотренным настоящей Инструкцией, ведется самостоятельно, по соответствующим формам и специально выделенными для этого должностными лицами, которые назначаются Приказом начальника органа или подразделения Министерства. 8. Письменные жалобы и заявления граждан и должностных лиц принимаются органами и подразделениями Министерства круглосуточно, но, в зависимости от времени суток, либо работниками канцелярий горрайорганов непосредственно, либо сотрудниками дежурных частей с последующей передачей их на регистрацию в канцелярию, если поступившая жалоба или заявление не содержат конкретных данных о совершении административно или уголовно наказуемых деяний. При непосредственном получении жалобы или заявления от гражданина работники канцелярии, дежурной части или любой другой сотрудник органа или подразделения Министерства по его требованию обязаны сообщить свои установочные данные и регистрационный номер, если жалоба и заявление сразу регистрируется, либо даже расписаться в ее получении на втором экземпляре. Если обратившийся в орган или подразделение Министерства с жалобой или заявлением гражданин по тем или иным причинам не может их изложить письменно лично, осуществляющий прием сотрудник обязан принять от него письменное объяснение по существу жалобы или заявления либо изложить существо полученной информации в своем рапорте на имя начальника органа или подразделения Министерства с указанием полных данных о заявителе и направить это объяснение или рапорт на регистрацию в соответствии с настоящей Инструкцией (кроме случаев, предусмотренных примечанием к пункту 11 настоящей Инструкции, где регистрация ведется по журналу учета информации или книге учета зарегистрированных преступлений дежурной части). Устные и письменные обращения граждан и должностных лиц, содержащие конкретные, не вызывающие сомнений и требующие немедленного реагирования данные о правонарушении или преступлении и непосредственно поступившие в дежурную часть органа или подразделения Министерства, относятся к ее компетенции, регистрируются сразу по форме N 1 или 2 и рассматриваются в соответствии с совместным приказом Министра внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики и Прокурора Приднестровской Молдавской Республики N 303/91 от 29.11.99 г. "О порядке приема, регистрации, учета, рассмотрения, ведомственного контроля и прокурорского надзора за разрешением устной информации о происшествиях, заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел и прокуратуры". Когда жалоба или заявление гражданина поступают в канцелярию органа или подразделения Министерства (непосредственно от заявителя, из дежурной части, от какого-либо сотрудника, по почте или любым другим способом), ответственный за организацию приема и рассмотрения жалоб и заявлений сотрудник обязан: а) немедленно зарегистрировать полученную жалобу или заявление в журнале формы N 3, либо регистрационно-контрольной карточке; б) внимательно ознакомившись с содержанием зарегистрированной жалобы или заявления, уяснить для себя необходимость принятия по ним экстренных мер реагирования со стороны руководства органа или подразделения Министерства либо лица, которому они адресованы непосредственно; в) в случае наличия экстренного характера жалобы или заявления, в том числе относящегося к компетенции органа или подразделения Министерства преступления или правонарушения, немедленно доложить жалобу или заявление начальнику органа или подразделения Министерства или лицу, его замещающему, и получить письменные указания о их дальнейшем движении и рассмотрении; г) получив письменную резолюцию уполномоченного на то руководителя органа или подразделения Министерства по жалобе или заявлению, в тот же день под роспись передать их конкретному исполнителю либо действовать в соответствии с иными данными руководителем указаниями; д) при вручении жалобы или заявления назначенному руководителем органа или подразделения Министерства исполнителю в обязательном порядке проставлять в журнале дату вручения; е) исполнение направленных жалоб и заявлений в установленный руководителем срок взять на контроль, не менее чем за 2 дня до истечения установленного срока предупреждения исполнителя о его окончании или о необходимости продления в установленном порядке. 15. По каждому случаю обращения гражданина с жалобой или заявлением на личном приеме у руководства органа или подразделения Министерства (начальника и его заместителей) ответственным за организацию личного приема лицом либо самим руководителем должна быть составлена специальная карточка, в которой коротко фиксируется существо обращения, указания руководителя и к которой может быть приложена письменная жалоба или заявление, переданные на личном приеме. Данная карточка личного приема регистрируется в канцелярии органа или подразделения Министерства в журнале формы N 14 и передается на исполнение в порядке, предусмотренном п. 14 настоящей Инструкции. 16. При регистрации поступающих жалоб и заявлений в канцелярии органа или подразделения Министерства в журналах формы N 13 и формы N 14 каждой из них присваивается свой индивидуальный порядковый номер, который состоит из начальной буквы фамилии автора жалобы или заявления и очередного номера записи в регистрационном журнале (например, А-12, Б-21, К-8, Ш-25 и т.д.) и под которым в последующем ведется вся переписка по зарегистрированной жалобе или заявление. Коллективные и анонимные обращения содержат буквы "Кл" или "Ан" и номер (например Кл-130, АН-52).