Файл: Учебное пособие для высшего профессио нального образования В. Т. Еременко, О. И. Усачева. Орел фгбоу впо Госуниверситет унпк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

134
- наименование организации (присутствует всегда, размещается на общем бланке документа или на бланке письма при их наличии);
- справочные данные об организации (присутствует только при издании положения на бланке письма);
- код организации (присутствует только при издании положения на бланке письма);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (размещается только при издании положения на бланке письма);
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (присутствует только при издании положения на бланке письма);
- гриф утверждения документа;
- оттиск печати;
- наименование вида документа;
- дату создания документа;
- номер документа;
- место составления или издания документа;
- заголовок к тексту;
- текст документа;
- подпись;
- идентификатор электронной копии документа;
- гриф согласования документа;
- визы согласования документа;
- отметку об исполнении документа и направлении его в дело.
Текст положения может включать следующие разделы:
- общие положения (цели и причины издания документа, область приложения, основания для разработки);
- другие разделы, устанавливающие порядок действий (или запрет на действия) сотрудников в зависимости от сложившейся ситуации.
Сотрудник, подпадающий под действие положения, проставляет на нем свою ознакомительную визу.
Положение подписывается специалистом, его разработавшим, а затем утверждается руководителем организации или уполномочен- ным им на это лицом. Положение вводится в действие приказом по организации, подписанным руководителем организации.
Положение об организации – это локальный нормативный акт, на основании которого действует организация. Положение об организа-

135
ции является учредительным документом, определяющим организа- ционно-правовой статус юридического лица и его наименование, цели его создания, организационную структуру и порядок деятель- ности.
В настоящее время не существует нормативного правового акта, который однозначно регламентирует порядок создания рассматрива- емого документа. Для получения исходной информации можно использовать ранее действовавший ГОСТ 6.24-70.
Краткое описание порядка создания положения об организации содержат Приказ Минкультуры России «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» и Рекомендации ВНИИДАД.
Формуляр положения об организации может содержать реквизиты:
- наименование организации;
- гриф утверждения документа;
- наименование вида документа;
- место составления или издания документа;
- текст документа;
- подпись;
- идентификатор электронной копии документа;
- визы согласования документа;
- отметку о регистрации документа налоговым органом (или тер- риториальным подразделением Министерства юстиции Российской
Федерации);
- отметку об исполнении документа и направлении его в дело.
Текст положения об организации может включать следующие разделы:
- общие положения (организационно-правовой статус, название организации, ее месторасположение);
- цели создания юридического лица и виды деятельности;
- права и обязанности создателей организации;
- порядок образования имущества организации;
- порядок ответственности создателей по обязательствам органи- зации;
- принципы и способы организации управления;
- порядок ведения учета и отчетности;
- порядок использования активов и средств организации;
- порядок создания и ликвидации филиалов и представительств;
- порядок реорганизации и прекращения деятельности юридиче- ского лица.


136
Положение о структурном подразделении – это локальный нор- мативный акт, на основании которого действует структурное подраз- деление организации. Данный документ устанавливает организаци- онно-правовой статус структурного подразделения, его функции и обязанности, ответственность и права.
В настоящее время не существует нормативного правового акта, который однозначно регламентирует порядок создания рассматрива- емого документа. Для получения исходной информации можно ис- пользовать ранее действовавший ГОСТ 6.24-70.
Краткое описание порядка создания рассматриваемого документа содержат Приказ Минкультуры России «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» и Рекомендации ВНИИДАД.
Положения о структурных подразделениях можно классифициро- вать следующим образом:
- положения о коллегиальных и совещательных органах аппарата управления организации (совет директоров, правление) и положения о специализированных подразделениях (ученый совет, научно-техни- ческий совет);
- положения о постоянно действующих структурных подразделе- ниях;
- положения о временных структурных подразделениях (комисси- ях, советах).
Положения о структурных подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения о структурных подразделе- ниях разрабатываются для схожих структурных подразделений одно- типных организаций или группы однотипных структурных подразде- лений одной организации.
Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке документа или бланке письма. В исключительных случаях, если в организации отсутствуют бланки, документ издается на про- стом листе бумаги (при этом воспроизводятся все реквизиты, необхо- димые для обеспечения юридической силы документа).
В зависимости от вида юридического лица, издающего документ, и целей издания документа формуляр документа может содержать реквизиты:
- Государственный герб Российской Федерации (присутствует только при издании положения о структурном подразделении на бланке);

137
- герб субъекта Российской Федерации (присутствует только при издании положения о структурном подразделении на бланке);
- эмблему организации или товарный знак (присутствует только при издании положения о структурном подразделении на бланке);
- наименование организации (присутствует всегда, размещается на общем бланке документа или на бланке письма при их наличии);
- справочные данные об организации (присутствует только при издании положения о структурном подразделении на бланке письма);
- код организации (присутствует только при издании положения о структурном подразделении на бланке письма);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (присутствует только при издании положения о структурном подразделении на бланке письма);
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (присутствует только при издании положения о структурном подразделении на бланке письма);
- гриф утверждения документа;
- оттиск печати;
- наименование вида документа;
- дату создания документа;
- номер документа;
- место составления или издания документа;
- заголовок к тексту;
- текст документа;
- подпись;
- идентификатор электронной копии документа;
- визы согласования документа;
- отметку об исполнении документа и направлении его в дело.
Текст положения о подразделении включает следующие разделы:
- общие положения (организационно-правовой статус и наимено- вание подразделения, основания его создания и порядок его подчи- ненности);
- основные задачи;
- порядок функционирования;
- обязанности, ответственность и права;
- порядок взаимодействия с другими подразделениями.
Руководитель, возглавляющий структурное подразделение, про- ставляет на нем свою ознакомительную визу.


138
Положение о структурном подразделении подписывается руково- дителем кадровой службы организации, а затем утверждается руко- водителем организации или уполномоченным им на это лицом. По- ложение о структурном подразделении вводится в действие приказом по организации, подписанным руководителем организации [7, 22].
8.4. Порядок оформления, содержание инструкций
Должностная инструкция – это локальный нормативный акт, на основании которого действует должностное лицо организации. Дан- ный документ устанавливает организационно-правовой статус работ- ника, его функции и обязанности, ответственность и права, а также условия труда работника.
В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, кото- рый однозначно регламентирует порядок создания рассматриваемого документа. Для получения исходной информации можно использо- вать ранее действовавший ГОСТ 6.26-70.
Краткое описание порядка создания рассматриваемого документа содержат Приказ Минкультуры России «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» и Рекомендации ВНИИДАД.
Должностная инструкция разрабатывается для всех должностей, предусмотренных штатным расписанием организации, оформляется на общем бланке документа или бланке письма. В исключительных случаях, если в организации отсутствуют бланки, документ издается на простом листе бумаги (при этом воспроизводятся все реквизиты, необходимые для обеспечения юридической силы документа).
В зависимости от вида юридического лица, издающего документ, и целей издания документа формуляр документа может содержать реквизиты:
- Государственный герб Российской Федерации (присутствует только при издании должностной инструкции на бланке);
- герб субъекта Российской Федерации (присутствует только при издании должностной инструкции на бланке);
- эмблему организации или товарный знак (присутствует только при издании должностной инструкции на бланке);
- наименование организации (присутствует всегда, размещается на общем бланке документа или на бланке письма при их наличии);

139
- справочные данные об организации (присутствует только при издании должностной инструкции на бланке письма);
- код организации (присутствует только при издании должност- ной инструкции на бланке письма);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (размещается только при издании должностной инструкции на бланке письма);
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (присутствует только при издании должностной инструкции на бланке письма);
- гриф утверждения документа;
- оттиск печати;
- наименование вида документа;
- дату создания документа;
- номер документа;
- место составления или издания документа;
- заголовок к тексту;
- текст документа;
- подпись;
- идентификатор электронной копии документа;
- гриф согласования документа;
- визы согласования документа;
- отметку об исполнении документа и направлении его в дело.
Текст должностной инструкции включает следующие разделы:
- общие положения (организационно-правовой статус работника и наименование его должности, порядок назначения на должность и порядок освобождения от нее, необходимая квалификация и доку- менты, которыми должен руководствоваться работник, порядок должностной подчиненности);
- должностные обязанности работника;
- порядок ответственности работника за проделанную работу;
- права работника;
- порядок взаимоотношений работника с другими сотрудниками.
Работник, подпадающий под действие должностной инструкции, проставляет на ней свою ознакомительную визу.
Должностная инструкция подписывается руководителем кадро- вой службы организации, а затем утверждается руководителем орга- низации или уполномоченным им на это лицом; вводится в действие приказом по организации, подписанным руководителем организации.


140
Инструкция – локальный нормативный акт, обязательный к ис- полнению всеми лицами, подпадающими под ее действие. Это доку- мент, содержащий нормы, регулирующие организационные, финан- совые, социальные, технологические и иные специальные стороны деятельности организации, ее структурных подразделений и долж- ностных лиц.
Инструкции также разрабатываются для предупреждения и предотвращения ситуаций, опасных для здоровья и жизни людей.
В настоящее время не существует нормативного правового акта, который однозначно регламентирует порядок создания рассматрива- емого документа. Для получения исходной информации можно ис- пользовать ранее действовавший ГОСТ 6.26-70.
Краткое описание порядка создания инструкции содержат Приказ
Минкультуры России «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» и Рекоменда- ции ВНИИДАД.
Инструкция оформляется на общем бланке документа или бланке письма. В исключительных случаях, если в организации отсутствует бланк документа, документ издается на простом листе бумаги (при этом на листе бумаги воспроизводятся все реквизиты, необходимые для обеспечения юридической силы документа).
В зависимости от вида юридического лица, издающего документ, и целей издания документа формуляр документа может содержать реквизиты:
- Государственный герб Российской Федерации (присутствует только при издании инструкции на бланке);
- герб субъекта Российской Федерации (присутствует только при издании инструкции на бланке);
- эмблему организации или товарный знак (присутствует только при издании инструкции на бланке);
- наименование организации (присутствует всегда, размещается на общем бланке документа или на бланке письма при их наличии);
- справочные данные об организации (присутствует только при издании инструкции на бланке письма);
- код организации (присутствует только при издании инструкции на бланке письма);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (присутствует только при издании инструкции на бланке письма);

141
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (присутствует только при издании инструкции на бланке письма);
- гриф утверждения документа;
- оттиск печати;
- наименование вида документа;
- дату создания документа;
- номер документа;
- место составления или издания документа;
- заголовок к тексту;
- текст документа;
- подпись;
- идентификатор электронной копии документа;
- гриф согласования документа;
- визы согласования документа;
- отметку об исполнении документа и направлении его в дело.
Текст инструкции включает следующие разделы:
- общие положения (цели и причины издания документа, область приложения, основания для разработки);
- другие разделы, устанавливающие порядок действий (или запрет на действия) сотрудников в зависимости от сложившейся ситуации.
Сотрудник, подпадающий под действие инструкции, проставляет на ней свою ознакомительную визу. Инструкция подписывается спе- циалистом, ее разработавшим, а затем утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Инструкция вво- дится в действие приказом по организации, подписанным руководи- телем организации [7, 22].
8.5. Назначение, виды, оформление регламента
Регламент – правовой акт, устанавливающий порядок деятельно- сти руководства организации, коллегиального или совещательного органа.
Под регламентацией понимается описание выполняемого органи- зацией процесса в ее локальных нормативных актах. Необходимо от- метить, что регламентация далеко не всегда исчерпывается одним до- кументом под названием «регламент» или «стандарт».


142
Например, для регламентации процесса технической эксплуата- ции судов в судоходной компании были разработаны следующие документы:
1. Стандарт «Организация планового ремонта судов».
2. Стандарт «Организация непланового ремонта судов».
3. Стандарт «Организация технического обслуживания судов».
4. Стандарт «Организация технического использования судов».
5. Стандарт «Организация модернизации судов».
6. Стандарт «Техническая паспортизация судов».
7. Стандарт «Мониторинг технического состояния судов».
8. Стандарт «Стандартизация процессов технической эксплуата- ции судов».
9. Положение о Службе технической эксплуатации флота.
10. Должностная инструкция руководителя Службы технической эксплуатации флота.
11. Должностная инструкция Управляющего операционной груп- пой судов.
12. Положение о вознаграждении за услуги Управляющего опера- ционной группой судов.
13. Классификаторы, справочники и соответствующие разделы других положений, инструкций и стандартов.
Регламент (как документ) играет для организации примерно ту же роль, что и партитура для оркестра. Цель в обоих случаях одна – до- стижение слаженности действий отдельных исполнителей. Слажен- ность применительно к процессу означает, что:
- исполнители нацелены на достижение определенных результа- тов, совокупность которых, в свою очередь, приводит к достижению цели регламентируемого процесса;
- действия исполнителей синхронизированы;
- единство процесса не нарушается, когда управление переходит от работника к работнику и из подразделения в подразделение.
Слаженность достигается, прежде всего, за счет единого для всех исполнителей поля понятий, согласованных требований к входам и выходам подпроцессов, временнoй или событийной синхронизации действий, доступности информации о ходе процесса.
Регламент представляет собой свод правил принятия решений ис- полнителями в разных ситуациях. При этом регламентирующие до- кументы верхнего уровня содержат общие принципы, цели и границы принятия решений, в то время как документы нижнего уровня изла-

143
гают готовые решения (или варианты готовых решений), выражаю- щиеся в совокупности определенных действий. Это позволяет опти- мизировать «интеллектуальную нагрузку», возлагаемую на исполни- телей, избавляя их от обдумывания рутинных действий в пользу ре- шения более сложных, нестандартных задач. По крайней мере, стан- дартизация поднимает средний уровень компетентности работников.
Стандартизация действий способствует заметному ускорению, повы- шению качества и снижению стоимости процесса – достижению целей «бережливого производства».
С правовой точки зрения регламент «легализует» горизонтальные взаимодействия подразделений и/или работников организации, чем существенно облегчает управление организацией. Действительно, в организации, при отсутствии регламентов сквозных процессов, до- ступен только один способ взаимодействия между работниками раз- ных подразделений – через руководителей: работник-инициатор пи- шет служебную записку своему руководителю, тот, завизировав ее, направляет своему руководителю и так до тех пор, пока инициатива не достигнет того руководителя, в чьем прямом подчинении находят- ся все подразделения и работники, которые должны совместно вы- полнить инициированную работу. Если же локальный нормативный акт устанавливает возможность и определяет порядок прямого взаи- модействия подразделений, то «посредничество» руководителей раз- ных уровней становится необязательным.
Регламентированный процесс обеспечивает получение информа- ции о достигнутых результатах (в том числе и промежуточных) и о ходе процесса. А это значит, что регламентация обеспечивает ин- формационную поддержку управления, понимаемого по А. Файолю:
«предвидение – организация – распоряжение – координирование –
– контроль». В том числе регламент помогает сравнительному анализу
(бенчмаркингу) и внутреннему аудиту процесса.
Регламент процесса – важная составляющая интеллектуального капитала организации. Регламентированный процесс допускает ти- ражирование, анализ и совершенствование, облегчает привлечение и обучение персонала. Наличие регламента служит доказательством прозрачности работы организации, а потому вносит реальный вклад в капитализацию организации. По словам С.П. Никанорова, способ действия организации является более высокой ценностью, чем ее текущие цели.