Файл: Белоусова Юлия Александровна ( фио обучающегося ) выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Требования к составу сбрасываемых в канализацию сточных вод диктуют необходимость разработки новых схем очистки, интенсификации работы существующих очистных сооружений. Последняя может быть обеспечена как путем совершенствования существующих конструкций, так и дополнительным включением в схему очистки новых эффективных узлов, обеспечивающих требуемую степень очистки.

Цель работы – исследование сточных вод молочного предприятия и выбор оптимальной технологической схемы очистки.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить существующее положение по очистке сточных вод предприятий молочной промышленности.

  2. Провести исследование состава сточных вод молочного предприятия по существующим методикам на примере одного из молокоперерабатывающих заводов Архангельской области.

  3. Смоделировать процесс очистки сточных вод в лабораторных условиях.

  4. Выбрать оптимальную технологическую схему очистки сточных вод, обеспечивающую качество очищенной воды установленным природоохранным законодательством требований.



1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР


    1. Законодательство в сфере очистки сточных вод

Основные принципы государственной политики в области контроля качества воды в нашей стране закреплены соответствующими статьями Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 10.01.02 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды». Большое значение имеет также Закон № 416 - ФЗ от 07.12.11 «О водоснабжении и водоотведении».

Проектирование вновь строящихся и реконструируемых систем наружной канализации постоянного назначения для населенных пунктов и объектов народного хозяйства основывается на СНиП 2.04.03-85.

Условия приема СВ и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации от предприятий разрабатываются водопроводно-канализационным предприятием либо по его поручению проектными, наладочными или другими организациями согласно Правилам приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов. Правила приема содержат требования к количеству и составу производственных сточных вод, которые могут быть сброшены промышленными предприятиями в системы канализации населенных пунктов для совместного отведения и очистки со сточными водами населенных пунктов, а также нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в производственных сточных водах. Устанавливаемые правила направлены на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации населенных пунктов, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема производственных сточных вод в сеть канализации населенного пункта.

Нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».



Согласно ст. 44 Водного кодекса РФ «Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды». Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (ст. 56 Водного кодекса РФ). Поскольку все водные объекты относятся к водным объектам рыбохозяйственного значения (Приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству № 96 от 28.04.1999 г.), качество воды оценивается в соответствии с «Перечнем рыбохозяйственных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение». Нормативы также отражены в СанПиН 2.1.5.980-00, СанПиН 3.2.569-96, ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98.

При сбросе сточных вод в общегородскую канализацию руководствуются нормами, установленными в Постановлении № 644 об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ от 29 июля 2013 г. Устанавливаемые нормативы приведены в Приложении А и Б.

Следует обратить внимание на очень жесткие требования, предъявляемые в России, к содержанию различных веществ в сточных водах. Так, например, ПДК по многим контролируемым показателям, в частности нефтепродуктам, в несколько, а то и в десятки раз меньше, чем в других странах. Нормы сброса в городской коллектор часто ниже содержания контролируемых веществ в питьевой воде. Если в прежние годы содержание загрязняющих веществ в ливневых сточных водах промышленных предприятий контролировали по нескольким основным показателям (нефтепродукты, взвешенные вещества, БПК), то сегодня предъявляются требования в отношении содержания 15-20 соединений.

Для своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов (Водный кодекс РФ ст. 30) производится контроль качества воды водоемов. Правила
контроля качества воды водоемов и водотоков, включая устьевые участки рек, по физическим, химическим и гидробиологическим показателям отражены в ГОСТ 17.1.3.07-82. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов установлено постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность и возмещают причиненный вред добровольно или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (Водный кодекс РФ ст. 68, 69).

Нормативно-правовая база России в области очистки сточных вод направлена на поддержание развития водохозяйственного комплекса страны, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.

    1. Характеристика и проблемы очистки сточных вод

Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России.

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной «распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р», к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

В соответствии с «Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной «распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1235-р», развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017годы.


По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 % и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.

Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженный недостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.

1.3 Положение на предприятиях молочной промышленности

На предприятиях молочной промышленности в процессе переработки молока и мойки технологического оборудования, трубопроводов, тары и производственных помещений образуются высококонцентрированные СВ, содержащие нерастворимые хлопья белковых веществ, частицы жира, растворимый молочный сахар, растворы белковых веществ, моющих и дезинфицирующих средств.

Наибольшая доля в загрязнениях стоков на молокоперерабатывающих предприятиях приходится на молочную сыворотку. ХПК сыворотки, в зависимости от качества молока, может достигать 60000 мгО2/дм3, что существенно затрудняет очистку сточных вод.

Качественные и количественные характеристики сточных вод зависят от мощности молокоперерабатывающего предприятия и ассортимента выпускаемой продукции, при этом расход свежей воды составляет в среднем 3-12 м3/тонну молока.

При проектировании и эксплуатации систем водоснабжении и водоотведении предприятий молочной промышленности необходимо, кроме общегосударственного законодательства, обеспечивать требования следующих нормативных документов: