Файл: Тема 15. Правовые и организационные основы деятельности коммерческих банков в Российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 15. Правовые и организационные основы деятельности коммерческих банков в Российской федерации.


    1. Правовое определение кредитных организаций в российском законодательстве


Коммерческие банки в Российской Федерации в процессе своей коммерческой деятельности должны работать на основе принятых законов. Именно так работают все банки в мире. Разумеется, любая деятельность должна быть легитимной, но к банковской деятельности всегда было более пристальное внимание со стороны общественности и государства, так как банки аккумулируют национальный ссудный капитал, который принадлежит субъектам хозяйственной деятельности и частным лицам.
В Российской Федерации законодательно разрешены кредитные ор-ганизации банковского и небанковского типа.

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции. Согласно закону они могут выполнять следующие операции:

 осуществлять клиринговые расчеты;

 заниматься инкассацией денежных средств;

 выполнять операции по обмену валюты;

 управлять денежными средствами клиентов.
Кредитная организация банковского типа — это коммерческий банк.
«Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» (ст. 1 Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 31.12.2017) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., 28.01.2018).
Кредитная организация банковского типа имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, на рынке драгоценных металлов и валюты в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, банки могут заниматься дополнительными видами дея-тельности и вправе осуществлять следующие сделки:


  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;




  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лица-ми;





  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;




  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;




  • лизинговые операции;

  • консультационные и информационные услуги (ст. 5 ФЗ

«О банках и банковской деятельности»).
Коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Кредитные организации не отвечают по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда государство само принимает на себя такие обязательства.
Органы законодательной и исполнительной власти федерального уровня, субъектов федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


    1. Регистрация и лицензирование кредитных организаций в Российской Федерации



Кредитные организации, в том числе и банки, подлежат государственной регистрации и лицензированию банковских операций в соответствии с Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018)

Закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает специальный порядок государственной регистрации банков и лицензирования банковских операций. Этот порядок изложен во второй главе указанного закона, которая называется «Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций». В Банке России ведется единый государственный реестр о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» документов.


Лицензия на осуществление банковских операций выдается банку после его государственной регистрации, с этого момента банк имеет право осуществлять банковские операции. Законодатель предусмотрел разделение банков на «банки с универсальной лицензией» и «банки с базовой лицензией», что подразумевает разные риски и, соответственно,  дифференцированный подход в части обязательных для исполнения требований. Центральный банк может разрешить как универсальным банкам, так и банкам с базовой лицензией проводить все виды вышеперечисленных банковских операций, указав их в соответствующей лицензии, но у банка с базовой лицензией всегда будут ограничения.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Если банковские операции осуществляются без лицензии, то в судебном порядке по иску прокурора производится взыскание с банка всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере от этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора соответствующего федерального органа исполнительной власти
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Банк России может отказать в государственной регистрации банку или другой кредитной организации, но для этого нужно основания, которые указаны в ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Прежде всего, не допускается несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России. Несоответствие означает, что у этих лиц отсутствует высшее юридическое или экономическое образование, двухлетний опыт работы на руководящей должности каким-либо подразделением кредитной организации, имеется судимость за совершение преступлений в сфере экономики или административное правонарушение в области торговли и финансов и наличие иных оснований, установленных федеральными законами.
Банк России может отказать в регистрации банку, если выяснится неудовлетворительное финансовое положение его учредителей или неисполнение ими своих обязательств перед бюджетами всех уровней.
Регистрация не осуществляется Банком России при несоответствии документов, поданных в Банк России для государственной регистрации, требованиям федеральных законов.

Деловая репутация (профессиональные и иные качества) кандидатов на должности совета директоров (наблюдательного совета) должна также соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России. В противном случае в регистрации может быть отказано.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям банка в письменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации, не-принятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка, получения ими лицензии на осуществление банковских операций необходимо подать дополнительные документы, указанные в ст. 17 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Вновь создаваемому банку, как правило, выдаются три вида лицензий на проведение банковских операций:


  • на осуществление банковских операций в рублях (без права привлечения денежных средств физических лиц). На основании данной лицензии коммерческий банк может привлекать средства юридических лиц, кредитовать юридических лиц и физических лиц, инкассировать денежные средства юридических лиц;




  • на осуществление банковских операций в рублях и в иностранной валюте (без права привлечения денежных средств физических лиц). На основании данной лицензии коммерческий банк может привлекать валютные средства юридических лиц, осуществлять в валюте кредитование юридических лиц и физических лиц, инкассировать валютные средства юридических лиц, организовать работу обменного валютного пункта;




  • на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Дополнительные лицензии на проведение банковских операций


выдаются, как правило, после двух лет работы банка при увеличении собственных средств.
Для этого необходимо в течение последних шести месяцев иметь оптимальные показатели финансовой устойчивости, выполнять норма-тивы достаточности банковского капитала, выполнять резервные требования Банка России, не иметь задолженности перед бюджетом, иметь соответствующие технические, квалификационные и программные возможности.


Особенное значение для коммерческого банка имеет лицензия на привлечение во вклады рублевых и валютных денежных средств физических лиц, а также Генеральная лицензия, позволяющая сотрудничать с банками-нерезидентами, приобретать акции зарубежных компаний, открывать филиалы за границей.
15.3. Основания для отзыва лицензии и процедура ликвидации кредитной организации


    • ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлены основания для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций. В данной статье применяются две формулировки, которыми руководствуется Банк России, принимая решения об отзыве лицензии. Банк России «может отозвать лицензию» и «обязан отозвать лицензию».

Формулировка «может» позволяет Банку России применить и другие меры воздействия на коммерческие банки, не отзывая лицензию. Банк России может отозвать лицензию или применить иные меры воз-действия в следующих случаях:


  • установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;




  • задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;




  • установления фактов существенной недостоверности отчетной документации;




  • задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;

  • осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

  • неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России;

  • неоднократного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;




  • неоднократного непредставления в установленный срок в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.


Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

  • если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;

  • если размер собственных средств (капитала) банка ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату его государственной регистрации, учитывая качество лицензии (универсальная или базовая);