Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани курсовая работа изучение истории мчс 19912022 Г. Г. В рамках школьной внеурочной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГУПО (Главное управление пожарной охраны) должно было оставаться одним из главных заказчиков на пожарную технику и различных средств тушения пожара. Зоной ответственности становилась правильная и тщательно проработанная координация межотраслевых проблем, а также международное сотрудничество. В процессе реализации всей этой деятельности начальником ГУПО МВД России был назначен генерал-майор В.Е. Дедиков (1991-1995).

Еще одной проблемой, которая мешала полноценному функционированию данной отросли был кризис, а именно его обострение в социально-экономическом плане в 80 -90-х гг. Это сильно отразилось в системе пожарной безопасности России. Проблема образовалась там, где ее не ждали. Граждане страны, в процессе поиска средств к существованию, перестали уделять внимание на самые банальные правила пожарной безопасности, что, в следствии, стало приводить к необратимым последствиям. Новые очаги возгорания появлялись десятками ежедневно. Рост пожаров по причине халатности стал приводить лишь к увеличению погибших и пострадавших [34].

Природные катаклизмы лишь усугубляли положение. Так, к примеру, в 1991 году надлом трубы, весом более 700 тонн, стал серьезной угрозой для жителей в Уфе. Сложность операции заключалась еще и в высоте конструкции, которая зависла на 150 метрах. Данная операция даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. 1992 году часть специалистов корпуса спасателей была направлена на ликвидацию и минимизацию обострения в Туве чумы яков. Совместными усилиями в Красноярске искали погибших животных и вывозили в специальные могильники. Распространения удалось избежать лишь благодаря грамотному руководству и четким взвешенным решениям самих спасателей [34].

В процессе всех этих событий и обострившейся обстановке, руководство страны ставило перед собой сложную реализацию ряда задач. Было необходимо не просто сохранить боеготовность данной отрасли, но и всеми силами пытаться ее расширить. Были предприняты попытки по привлечению дополнительных средств. Однако шаткое экономическое положение реализовать в полной мере данный проект не давало. Более того, политическая нестабильность лишь усугубляло и так патовое положение данной структуры. Волнения в обществе стало еще одним ударом для руководства страны и окончательно отвлекло внимание от данной проблемы.


Все эти факторы привели лишь к ухудшению ситуации в стране. Ситуация с пожарами начала набирать все новые и новые обороты. Более 1 миллиона человек остались без жилья. Территории, предназначенные под сельскохозяйственные нужды и нужды производства площадью более 1,2 миллионов квадратных километров, а также более 2 миллионов гектаров леса обратились в пепел. Экономические проблемы страны закрыть эти пробелы просто не позволяли. Страна несла колоссальные убытки, составляющие на 1993 год около 200 миллиардов рублей. Количество пожаров переросло цифру в 330 тысяч. Однако, даже на этом негативном фоне, благодаря слаженной работе удалось предотвратить более 710 тысяч пожаров и возгораний. Это было лишь подтверждением необходимости развивать и усиливать МЧС.

На фоне этого выявлялась еще одна большая опасность, которая приводила к фатальным и необратимым последствиям.

Жилой сектор и предприятия не имели даже первичных средств пожаротушения. Система оповещения, которая была распространена в развитых странах просто отсутствовала. Были попытки минимизации проблемы такого характера с помощью развития всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО). Но и они не увенчались успехом. Из-за резкого увеличения налогов, неплатежеспособности населения и других ситуация обострилась и привела к тому, что структуры ВДПО оказались не способными конкурировать с кооперативами, малыми предприятиями, которые были направлены на оказание населению противопожарных услуг.

Минимизация штатных ДПО и появление межрайонных ДПО лишь усугубили ситуацию. Возрастание нагрузки привело к дальнейшему ухудшению пожарно-профилактической работы, так как уровень работы существенно возрос у ДПО, а та поддержка, которая поступала от обычных граждан просто исчезла из-за обострившейся экономической ситуации [34].

Еще одним фактором, усугублявшим положение, было связано с материально-техническим устареванием пожарных подразделений. Укомплектованность основной техники и работоспособными приборами была в очень плачевной ситуации. Процент укомплектованности в лучшем случае достигал 89 %, а по большей части не превышал 57 %. Вопрос о работоспособности спец. техники стоял еще острей – лишь 26 % имели автолестницы, ГДЗС автомобилей имело только 6 % городов России.



Анализ такого плачевного положения был представлен на рассмотрение в докладе Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину «Горящая Россия». В данном докладе были подняты вопросы об стремительном увеличении пожаров в стране которые могут достигнуть 12 % от их общего числа на момент доклада. увеличение риска возникновения пожаров и к 2000 году по сравнению с 1993 г. вырастет почти 3 раза, а ущерб будет больше в 3,5-4 раза. Такая статистика привлекла внимание правительства. [34].

Актуальность и обострявшаяся с каждым днем напряженность данной проблемы привела к привлечению внимания со стороны руководства. Последующие действия приводят к тому, что происходит преобразование пожарной охраны в противопожарную и аварийно-спасательную службу МВД РФ. Которая в последствии в 2002 году станет частью МЧС РФ. [34].

При учете такого масштабного расширения данная организация теперь стала нуждаться еще и в дополнительном финансировании и государственно-правовой поддержке.

Это позволило улучшить координацию действий при ликвидации пожаров и немного снизить количество пожаров на территории России. Однако, несмотря на все улучшения, проблемы остались решенными лишь косвенно из-за нехватки средств и пробелах в экономическом плане.

Однако изменения требовались. Поэтому было принято решение, не имея полноценной возможности фактической помощи, 23 августа 1993 г. Советом Министров РФ произошло ещё одно преобразование Службы противопожарных и аварийно-спасательных работ (СПАСР) в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД России.

Стали поступать публичные заявления от госслужащих о том, на сколько ситуация была обострена и как сильно необходимо решать этот вопрос кардинальными способами. Одним из таких заявлений был доклад Ф.М. Демидова, заместителя начальника главка, где четко обозначил важность решения этой проблемы всеми возможными способами. Проведенная статистика в стране показывала высокий уровень потерь в сравнении с другими развитыми государствами. В сравнении с Японией цифры были выше в 6,3 раз, Великобритании – более, чем в 4 раза, а с США – в более, чем в 3 раза» [34].

Очередное преобразование произошло 10 января 1994 года. Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) [38]. Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу. В 1995 г. количество пожаров в стране (294,1 тыс.) и жертв (14,9 тыс. чел.) превысило ожидаемую статистику. В этот не легкий период пожарную охрану России возглавил Б.А. Серебренников.


Конечно, высокая степень риска и появление новых сложных ситуаций была связана не только с обострившейся ситуацией в плане пожаров. Ряд обострявшихся ситуаций был связан и с природными явлениями. Землетрясения, подтопления и наводнения, оползни, сели, лавины – все это тоже не оставалось без внимания и, как правило, лишь обостряла важность вопроса о расширении и полноценном финансировании данной организации. Вопросы об улучшении техники, повышение квалификации и масштаба обучения первоклассных специалистов, а также модернизация и обновление их оборудования поднимались на рассмотрение неоднократно.

В 1996 году МЧС начало активно заниматься разработкой и утверждением федеральных норм и правил в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уже к 1998 году был принят Федеральный закон «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Закон определил структуру и компетенцию МЧС, а также права и обязанности государственных органов, организаций и граждан в области чрезвычайного состояния. В 1999 году МЧС активно участвовало в ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций, таких как авиакатастрофа в Дагестане, землетрясение в Дагестане и других регионах России.

Организация продолжала свою деятельность в ограниченном режиме. Финансирование и государственная поддержка не могли полностью обеспечить стабильное функционирование из-за нехватки средств в бюджете. Данная проблема отражалась еще пару лет и весомых изменений не испытывало. Всему виной сложное политическое и экономическое положение, не позволявшее уверенно занять устойчивое положение государству как на мировой арене, так и внутри страны. Лишь только в 2000-2003 годы МЧС России стало постепенно набирать обороты и развиваться, расширять свою деятельность. Были разработаны новые нормативные акты, внедрены современные технологии и методы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. МЧС активно сотрудничало с международными организациями и странами в области гуманитарной помощи, спасательных операций и обмена опытом.

Такие изменения были не на пустой почве. Приход Владимира Путина на пост Президента Российской Федерации в 2000 году также повлиял на структуру МЧС (Министерства по чрезвычайным ситуациям) России.

В 2001 году МЧС России было переведено из ведомства в статус федерального органа исполнительной власти. Это повысило статус МЧС и укрепило его позиции в системе государственного управления. Объединение с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: в 2001 году МЧС было объединено с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации. Это сделало МЧС единственным федеральным органом, отвечающим за гражданскую оборону, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в России.


Создание Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В 2004 году была создана Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая была выделена из состава МЧС. Это позволило укрепить роль МЧС в предупреждении и реагировании на чрезвычайные ситуации, связанные с природными явлениями, такими как наводнения, засухи, пожары и другие стихийные бедствия.

Оснащение и модернизация технической базы стало еще одним немаловажным изменением данной организации. В период с приходом Путина МЧС активно оснащалось современным оборудованием и техникой, проводились мероприятия по модернизации технической базы и повышению профессиональной подготовки сотрудников МЧС.

МЧС России также расширило свое международное сотрудничество в период с приходом Путина. Были подписаны ряд международных соглашений и договоров о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с другими странами и международными организациями. Это способствовало обмену опытом и технологиями, а также укреплению репутации МЧС России как ведущего государственного органа по управлению чрезвычайными ситуациями.

В период правления Путина, МЧС получило больше полномочий на региональном уровне. Были разработаны и внедрены региональные программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведены мероприятия по повышению готовности регионов к чрезвычайным ситуациям. Это позволило более эффективно реагировать на возникающие угрозы и ситуации на местном уровне.

Таким образом, можно подвести итог данного исторического периода. В период с 1991 по 2003 год МЧС России (Министерство по чрезвычайным ситуациям) прошло ряд значительных изменений и реформ, как внутри, так и внешне.

Основание и формирование МЧС получило ряд изменений. В 1991 году было создано МЧС в результате реформирования системы ГО и ЧС в СССР, с последующим формированием МЧС в РФ после распада СССР. МЧС стало федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за чрезвычайные ситуации и гражданскую оборону. Расширение функций и компетенций МЧС тоже не остались без внимания. В течение 1990-х годов МЧС России расширило свои функции и компетенции, став ответственным за ряд важных областей, таких как предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, гидрометеорологический мониторинг, гражданская оборона и другие смежные задачи. МЧС России вело процесс реформирования и модернизации своей организационной структуры, технической базы и системы управления. Внедрение новых технологий, оборудования и подготовка персонала стали важными аспектами деятельности МЧС в этот период.