Файл: В добровольном, самодеятельном коллективе ребенок, подросток может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Цели и принципы деятельности общественных объединений

Воспитание и социализация личности невозможны без включения индивида в различные социальные отношения, без осуществления им созидательной деятельности в рамках какого-либо значимого для индивида социального института. Таким институтом для детей и подростков является круг сверстников, объединенных общими интересами. Объединяясь в различные группы, команды и т.д., дети и подростки тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок, подросток, молодой человек видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей. Находя в таком объединении опору и поддержку, он может почувствовать себя равным, нужным, ценным, что дает ему почву для самореализации и самоутверждения.

В добровольном, самодеятельном коллективе ребенок, подросток может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества. Основываясь на общих интересах и идеальных представлениях об образе коллектива, члены такого товарищества создают свои законы отношений, свою иерархию нравственных ценностей, систему осуждения и одобрения поступков, перспективы совместной жизни, выбирают лидеров, соответствующих представлениям большинства о поведенческом и эмоциональном образе. В результате общих усилий складывается образ жизни коллектива как практика поведения, организации жизнедеятельности и как эмоционально-нравственное состояние (атмосфера), устраивающее каждого, благоприятно сказывающееся на формировании собственного образа жизни (О. С. Газман).

В процессе социального взаимодействия в различных общностях ребенок, подросток усваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся основанием его жизненных поступков. Именно детско-юношеские коллективы, функционирующие на самодеятельной основе, самоуправлении представляют собой социальную среду, близкую ребенку и подростку, формирующую его жизненный опыт, как один из источников развития личности.

Таким образом, для наиболее эффективного и гармоничного развития личности необходимо, чтобы ее воспитание и социализация осуществлялись в рамках коллектива сверстников и взрослых, объединенных на принципах сотрудничества едиными (в главном) целями, принципами, позициями, интересами и т.п. Важно также, чтобы условия, создаваемые в коллективе, способствовали формированию индивидуальности. Детские и молодежные объединения – один из наиболее оптимальных путей социализации личности, фактор, во многом определяющий гармоничность вступления растущего, развивающегося человека во взрослую жизнь, познания им окружающего мира и себя.


Конвенция о правах ребенка 1989 г., наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на активное участие в жизни общества, что самым непосредственным образом связано с деятельностью различных социальных движений. Любое социальное движение возникает в результате слияния какой-либо общественной проблемы, личной потребности и совместной деятельности субъектов, направленной на решение обозначенной проблемы и удовлетворение потребности. Не являются исключением и детские движения. Дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самопознании и самоутверждении, базой для реализации которых чаще всего становятся общественные проблемы.

Понятие "детское движение" сегодня употребляется в нескольких значениях:

  • – как совокупность самостоятельных в своей жизнедеятельности, являющихся в той или иной мере самодеятельными по своему характеру детских общественных объединений разных видов и типов, объективно решающих на практике в единстве три важнейшие задачи – удовлетворение интересов, потребностей детей; целенаправленное введение в социальную среду и адаптацию к ней личности подрастающего гражданина своего Отечества, его гражданское становление; защиту прав и интересов ребенка, в том числе защиту от негативных влияний самой среды (Д. Н. Лебедев);

  • – как способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников (В. А. Луков);

  • – как конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций и формирований (И. Н. Никитин).

Таким образом, детское движение можно определить как демократическое социокультурное явление, направленное на содействие свободному развитию, осуществлению процесса самореализации и самоутверждения личности ребенка в комфортной для него среде ровесников и взрослых, объединяющих свои действия в целях освоения мира, разнообразного взаимодействия с ним и его конструктивного преобразования.

В теории детского движения ключевым является понятие "детское объединение", через него описываются и определяются все другие основные понятия.



Детское объединение – это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее двух третей (70%) граждан до 18 лет от общего числа участников. Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер: государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус. Детское объединение считается общественным, если оно:

  • а) создается но инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

  • б) осуществляет социально-творческую деятельность;

  • в) не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детская организация – это самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), которое имеет регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но нс менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.

Согласно Федеральному закону от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" молодежные и детские общественные организации обладают большими социально- педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:

  • – создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;

  • – создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;

  • – привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений; создавать органы детского самоуправления;

  • – организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям;

  • – готовить детей и молодежь к социальной самозащите;

  • – развивать правовую культуру личности;

  • – осуществлять профилактику асоциального поведения.


В отличие от школы, ссуза, вуза, где обучение и воспитание выступают ведущими целевыми установками, в общественном объединении обучение и воспитание являются средством достижения социально значимых целей. Применительно к деятельности детской организации цель можно рассматривать в двух аспектах:

  • а) как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию;

  • б) как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эти организации для детей.

Таким образом, можно выделить две основные цели любого общественного детского или (и) молодежного объединения:

  • 1) организация досугово-развивающей деятельности. Данная цель предполагает деятельность актива и остальных членов объединения, направленную на организацию своего собственного (совместного, интересного, содержательного и полезного во многих смыслах) досуга, способствующего оптимизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации в личностном, социальном и профессиональном плане. Иными словами, это деятельность "для себя";

  • 2) организация социально-творческой деятельности. Эта цель предполагает организацию и осуществление членами объединения созидательной (творческой) деятельности на благо других людей, общества в целом, т.е. общественнонаправленной (общественно полезной, социально значимой) деятельности. Это социально-творческая деятельность, или деятельность "для других".

В качестве примера можно привести цели и вытекающие из них взаимосвязанные задачи деятельности молодежного социально-творческого объединения "Искра" (г. Тюмень).

Цели:

  • – создание организационных и психолого-педагогических условий для личностного, социального и профессионального развития членов объединения "Искра";

  • – организация социально значимой деятельности членов объединения "Искра".

Задачи:

  • – организация процесса освоения членами объединения "Искра" комплекса знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления досуговой и общественно-творческой деятельности;

  • – создание оптимальных условий для возникновения и развития в рамках объединения "Искра" творческого сообщества (творческой "тусовки", креативно-коммуникативного пространства), состоящего из друзей и единомышленников (сплочение коллектива, создание команды);

  • – удовлетворение потребности в самореализации, самопознании и личностно-профессиональном самоопределении членов объединения "Искра";

  • – содействие процессу популяризации и повышения престижности в молодежной среде социально-волонтерской деятельности и вообще социально-активной, поисково-исследовательской модели жизнедеятельности;

  • – информационно-коммуникативное и научно-методическое обеспечение самоорганизуемой досуговой и общественно-творческой деятельности членов объединения "Искра";

  • – создание условий для реализации идеи воспроизводства педагогических и волонтерских кадров в сфере организации досуга и общественного творчества детей, подростков и молодежи;

  • – создание психолого-педагогических и организационных условий для формирования и развития у членов объединения "Искра" таких личностно, социально и профессионально важных качеств, как гражданственность и конкурентоспособность;

  • – создание комплексной базы для дальнейшего личностного, социального и профессионального продвижения членов объединения "Искра".


Среди принципов деятельности детских и молодежных общественных объединений один из основных – принцип добровольности. Он распространятся на многие стороны жизнедеятельности детских и молодежных организаций, но в первую очередь выражается в возможности подростка и молодого человека самостоятельно, на основе свободного волеизъявления выбирать само объединение. Именно признание права выбора объединения за ребенком, зафиксированное в Конвенции о правах ребенка, делает невозможной монополию какой-либо организации на всех детей или их часть. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу увлекательной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

Важнейший принцип и одна из наиболее отличительных особенностей деятельности современных детских и молодежных общественных объединений – вариативность. Она касается:

  • – организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.п.);

  • – масштабов и уровней (объединения, действующие на международном; всероссийском; межрегиональном; региональном; районном уровне, а также на уровне микрорайона);

  • – целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экологические, пионерские, скаутские, религиозные и т.д.);

  • – организационных структур, их внешнего оформления (звено, патруль, бриг ада, команда, отряд, дружина и др.);

  • – периодической печати детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.);

  • – баз формирования детских и молодежных объединений (общеобразовательные школы, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, детские дома, центры социального обслуживания населения и пр.);

  • – названий организатора деятельности детского и молодежного объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер (скаут-мастер), социальный педагог- организатор, координатор детского движения и др.).

Принцип добровольности и принцип вариативности, являясь фундаментальными, определяющими идеологию деятельности и развития детских и молодежных общественных объединений, обусловили выделение в качестве одного из наиболее эффективных путей обновления содержания работы детских и молодежных общественных организаций путь разработки и реализации