ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология 1 курс
Тема 9. Речь
1. Понятие языка и речи.
Речь — это процесс общения людей посредством языка. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей

определенное значение и смысл.
2. Возникновение и развитие речи в филогенезе.
Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.
Первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела.
Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад. Это было связано с развитием производства и первичным разделением труда, когда возникла потребность в системе расчлененных понятий.
Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи.
Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.
3. Функции речи и их характеристика.
1.Функция выражения

- с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе

2. Функция воздействия

- с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо

3. Функция сообщения

- заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людь процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие

4.Функция обозначения

- заключается в способности давать названия предметам и явлениям
4.Виды речи и их характеристика.
Рисунок маклаков стр.271
1. Диалогическая
- главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.
2. Монологическая
- произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
3. Активная форма.
- это речь говорящего человека
4. Пассивная форма.
- это речь слушающего человека (когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего)
5. Письменная речь.
- изображается графически, с помощью письменных знаков. Письменную речь можно сторить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. Письменную речь легче воспринимать, по сравнению с устной. Мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.
6. Кинетическая речь.
- древнейший вид речи. Используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания.
7. Устная речь
-Особенности устной речи: спонтанность, импровизированность, сиюминутность, тесная связь с ситуацией общения и невербальными средствами общения (мимикой, жестами), свобода в выборе лексики (нейтральной, разговорной, книжной), преобладание простых предложений, наличие повторов и незаконченных фраз.

8. Внешняя речь
- связана с процессом общения, обмена информацией
9. Внутренняя речь
- связана с обеспечением процесса мышления
5. Речь и знаковые системы.

Их два вида:
1) знаковые системы естественного языка (алфавит)
2) знаковые системы, замещающие естественный язык (жесты, графика, смайлики, азбука глухонемых)
1) Вербальная коммуникация


Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков. Речь - самое универсальное средство коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
2) Невербальная коммуникация
Включает следующие основные знаковые системы:

А) оптико-кинетическую: жесты, мимику, пантомимику. Она предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела

Б) Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков
Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.
Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
В) организацию пространства и времени коммуникативного процесса - несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
6.Структура речи.
Речь имеет четырехуровневое строение:
1. Фонетический

структурная единица — фонема

2. Морфологический

структурная единица — морфема

3. Лексический

- слово

4. Синтаксический

- предложение
Языковые уровни не являются независимыми. Они все взаимосвязаны между собой. Так, с фонем строятся морфемы, из морфем - лексемы, из лексем - предложение. Таким образом, можно сделать вывод, что речь состоит из четырех систем, которые образуют общую систему языка.
7. Развитие понимания речи в детском возрасте.
Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка.
I. Период подготовления словесной речи
- уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев — связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами и взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения. После трех-четырех месяцев ребёнок начинает подражать речи взрослого бессознательно. Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взросло какими-нибудь предметами.

II. Период первоначального овладения языком
- Второй год жизни. Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать обозначить какой-либо предмет.
III. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики.
- 2.5 — 6 ЛЕТ. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общен отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм.
IV. Период развития речи в связи с изучением языка.
Конец дошкольного возраста. Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознан управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям


Тема 10. Воля
1.Общие понятия о воле.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия, внутренние или внешние(усталость, желание развлечься, инертность, леность или отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута).Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий направленных на преодоление препятствий является сознание значения поставленной цели, сознание необходимости добиться её. Воля связана с мышлением, это проявляется выборе цели и средств её достижения. Также воля связана с чувствами, это выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами.

2. Эмоционально-волевая регуляция поведения.
Эмоционально-волевая регуляция - это скоординированное взаимодействие эмоциональных и волевых процессов в ситуации преодоления трудностей и препятствий, формирующееся в деятельности и в социальном взаимодействии и реализующееся в них
Ситуация нарушения равновесия между эмоц и вол компонентами приводит к необходимости подавлять эмоциональные состояния волевым

усилием, когда волевой процесс начинает выступать в

качестве антагониста по отношению к эмоциональному

либо к неконтролируемому, разрушительному для личности и социального окружения поведению под влиянием эмоций.

1. Волевая регуляция деятельности осуществляется при непосредственном участии эмоций
2. Эмоции не только являются следствием эффективности деятельности, но и определяют эту эффективность.
3. Эмоции - важный ресурс, поддерживающий саму основу волевой регуляции, а именно, ее осознанность, рефлексивность, произвольность.
4. Эмоционально-волевая регуляция высокого уровня у родителей приводит к большей удовлетворенности семейной жизнью и меньшему эмоциональному стрессу в семье, что, в свою очередь, способствует эмоционально-волевой регуляции высокого уровня у детей.


3. Волевые акты и поведение человека.
Структура волевого акта стр.300
При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием
Стремление - стремление к удовлетворению неосознанной или слабо осознанной потребности
Осмысление цели действия - формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею
Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.
Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.
4. Развитие воли и характера.
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорождённых преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее.