Файл: В добровольном, самодеятельном коллективе ребенок, подросток может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
программ деятельности, т.е. вариативно-программный подход.
Вариативно-программный подход означает предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.
Например, в одном из крупнейших детских общественных объединений России "Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций" реализуются:
"Детский орден милосердия";
"Школа демократической культуры";
"Игра – дело серьезное";
"От культуры и спорта – к здоровому образу жизни";
"Мир красотой спасется";
"Древо жизни" (программа взаимодействия детской организации и семьи);
"Алые паруса" (программа военно-патриотических объединений);
"Каникулы";
"Свой голос" (программа юных журналистов);
"Экология и дети";
"Познай себя";
"Я и мы" (программа общения);
"Рост" (программа для детей младшего школьного возраста);
"Хочу делать свое дело";
"Лидер";
"Аленка" (программа для девочек);
"Мир без опасности" (овладение навыками выживания) и др.
Вариативно-программный подход нс только отвечает интересам детей, подростков и молодежи, но и учитывает изменения окружающей их жизни (экономические, социальные, политические, нравственные). Дети имеют возможность выбирать объединения но интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их, самим планировать сроки и темпы выполнения программ.
Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского и молодежного движения занимает идея возвышения субъектной роли подростка и молодого человека в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массовой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов организации, представляют для подростков и молодых людей особую ценность; что уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение подростков и молодых людей к своей организации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется в первую очередь в самоуправлении, которое, будучи формой демократии, предоставляет возможность детям и молодым людям реализовать свои
интересы в сообществе сверстников и взрослых, почувствовать защищенность от невзгод и подавления личности.
Детские и молодежные общественные объединения располагают большими, чем другие общности, возможностями для интенсивного формирования умения сочетать личные и групповые интересы людей, умения самоутверждаться через сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Вся мировая практика работы с детьми и молодежью свидетельствует о том, что детские и молодежные общественные объединения составляют важнейшее звено в системе социализации порастающего поколения, так как в них происходит совмещение трех основных направлений социализации личности: деятельности, общения и самопознания. Навыки коллективной деятельности, столь необходимые для жизни в современном обществе, легче всего получать, участвуя в работе какой-либо общественной организации, выполняя различные практические дела в кругу своих единомышленников. Общественные организации при этом являются достаточно легко управляемой системой.
Вариативно-программный подход означает предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.
Например, в одном из крупнейших детских общественных объединений России "Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций" реализуются:
"Детский орден милосердия";
"Школа демократической культуры";
"Игра – дело серьезное";
"От культуры и спорта – к здоровому образу жизни";
"Мир красотой спасется";
"Древо жизни" (программа взаимодействия детской организации и семьи);
"Алые паруса" (программа военно-патриотических объединений);
"Каникулы";
"Свой голос" (программа юных журналистов);
"Экология и дети";
"Познай себя";
"Я и мы" (программа общения);
"Рост" (программа для детей младшего школьного возраста);
"Хочу делать свое дело";
"Лидер";
"Аленка" (программа для девочек);
"Мир без опасности" (овладение навыками выживания) и др.
Вариативно-программный подход нс только отвечает интересам детей, подростков и молодежи, но и учитывает изменения окружающей их жизни (экономические, социальные, политические, нравственные). Дети имеют возможность выбирать объединения но интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их, самим планировать сроки и темпы выполнения программ.
Центральное место в прогрессивной педагогической идеологии детского и молодежного движения занимает идея возвышения субъектной роли подростка и молодого человека в организации, поиск путей развития его самодеятельности. Изучение массовой практики показывает, что такие феномены, как самоуправление, самостоятельность, права членов организации, представляют для подростков и молодых людей особую ценность; что уровень развития самодеятельности определяющим образом влияет на отношение подростков и молодых людей к своей организации, на их эмоциональное самочувствие в ней. Самодеятельность проявляется в первую очередь в самоуправлении, которое, будучи формой демократии, предоставляет возможность детям и молодым людям реализовать свои
интересы в сообществе сверстников и взрослых, почувствовать защищенность от невзгод и подавления личности.
Детские и молодежные общественные объединения располагают большими, чем другие общности, возможностями для интенсивного формирования умения сочетать личные и групповые интересы людей, умения самоутверждаться через сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Вся мировая практика работы с детьми и молодежью свидетельствует о том, что детские и молодежные общественные объединения составляют важнейшее звено в системе социализации порастающего поколения, так как в них происходит совмещение трех основных направлений социализации личности: деятельности, общения и самопознания. Навыки коллективной деятельности, столь необходимые для жизни в современном обществе, легче всего получать, участвуя в работе какой-либо общественной организации, выполняя различные практические дела в кругу своих единомышленников. Общественные организации при этом являются достаточно легко управляемой системой.